Рекомендации классным руководителям и воспитателям школы-интерната VIII вида по перспективному планированию в разделе «ЗОЖ»
календарно-тематическое планирование на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации классным руководителям и воспитателям школы-интерната VIII вида по перспективному планированию в разделе «ЗОЖ»
Важная роль в повышении качества и эффективности воспитания детей во всех образовательных учреждениях принадлежит планированию.
План воспитательной работы составляется с учётом конкретных педагогических условий, т.е. возрастного состава класса, уровня развития детей и овладения ими знаниями, навыками и умениями. Все воспитательные воздействия надо рассматривать, как единый процесс. Принцип взаимосвязи всех разделов воспитательной работы особенно важен при планировании. Планируя работу с учащимися, в том или ином направлении, педагог должен обязательно учитывать, что сделано в этом направлении по другим разделам работы.
Так, например когда намечаю провести с детьми воспитательную работу, то стараюсь опираться на те впечатления, представления, сформированные в других видах деятельности, что помогает обеспечить взаимосвязь разных разделов воспитательной работы. В результате у детей будут сформироваться не только более прочные навыки и умения, но и способность применять полученные знания в разных ситуациях.
Один из важных принципов дидактики – принцип систематичности и последовательности – должен лечь в основу плана воспитательной работы.
Все мы знаем, что разнообразные умения и навыки у детей специального учреждения формируются в процессе повседневной деятельности. Поэтому необходимо так спланировать всю работу с детьми, чтобы иметь возможность эти навыки и умения постоянно отрабатывать и закреплять. При этом деятельность, в процессе которой формируются те или иные навыки нужно планировать без длительных интервалов, иначе дети забудут нужные действия. Считаю только при таком условии можно добиться полной сформированности у детей навыков и умений, их правильного применения в дальнейшей деятельности.
Планируя, например, работу дежурных по столовой можно наметить работу по воспитанию умения договариваться между собой о том, кто что будет делать. Учащиеся школ VIII вида не всегда умеют регулировать свое поведение, поэтому следует систематически планировать задачу: воспитания у учащихся правил поведения.
Другим важным дидактическим принципом, который так же должен учитываться при составлении плана, является повторность. Только при обеспечении повторяемости учащиеся могут лучше понять и запомнить необходимые знания, овладеть умениями и навыками.
Однако не следует понимать повторность как прямое и абсолютно точное повторение одних и тех же занятий, игр или бесед. При повторении нужно обеспечить вариативность, это развивает у детей умение более широко применять усвоенные знания и навыки. Практика показала, что точное повторение не способствует улучшению умений и навыков. Как правило, оно не вызывает у учащихся интереса, положительного отношения и они оказываются равнодушными к результатам.
В последнее время перед нами педагогами стоит проблема сохранения и укрепления здоровья школьников. Учитывая все выше названные принципы и возрастные особенности детей, предлагаю ряд задач и воспитательных мероприятий, которые возможно использовать при планировании раздела «Основы здорового образа жизни».
При планировании воспитательной работы для младшего школьного возраста нужно помнить, что основными мотивами являются следующие:
- потребность во внешних впечатлениях;
- потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;
- потребность в общении.
Ведущие виды деятельности:
- игра (в наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация);
- учебная деятельность (как ведущая в умственном развитии).
Задачи:
А) формирование навыков санитарно-гигиенической культуры; развитие убеждённости в ответственности за своё здоровье;
Б) приобщение детей к физической культуре, к стремлению физического совершенствования тела;
В) воспитание любви к природе.
Для среднего школьного возраста основными мотивами будут:
- потребность занять своё место в коллективе, стремление к лидерству;
- ориентация на оценки, суждение сверстников;
- стремление к взрослости, потребность личной самооценки;
- стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- учебная деятельность;
- разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей;
- интимно-личностное общение.
Задачи:
А) развитие привычки к здоровому образу жизни; тренировка силы воли физического совершенства.
Б) формирование культурного отношения к природе.
основы
В) основы полового воспитания.
Для старшего школьного возраста основными мотивами являются:
- желание занять свое место в мире взрослых;
- утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своё компании.
Ведущие виды деятельности:
- интимно-личное общение;
- учебно-профессиональная деятельность.
Задачи:
А) развитие системы профилактических умений по охране здоровья.
Б) формирование отношения к природе, как к общему дому.
В) Воспитание полового самосознания.
Классы | Направление | Тема | Форма |
1 и 2 | Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры | «Уход за телом» «Про орехи, репку и зубную щётку» «Друзья Мойдодыра» | Беседа Беседа Праздник |
Развитие убеждённости в ответственности за своё здоровье | «А, ты не забыл носовой платок?» «Умеешь ли ты есть и пить» | Беседа Сюжетно-ролевая игра | |
Приобщение детей к физической культуре, к стремлению физического совершенствования тела | «Красный, жёлтый, зелёный» «Как ты сидишь» | Подвижная игра Беседа | |
Воспитание любви к природе | Конкурсы: рисунков о природе, загадок. Посещение станции юннатов | ||
3 и 4 | Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры | «От сандалий до кроссовок» (уход за ногами) «Нет глаз в запасе лишних» «Поход в парикмахерскую» (уход за волосами) | Беседа Беседа Занятие-практикум |
Развитие убеждённости в ответственности за свое здоровье | «Профилактика инфекционных заболеваний» «Опрятно и красиво одеваться» (уход за одеждой) «Гигиена мальчика, девочки» | Беседа Занятие-практикум Беседа | |
Приобщение детей к физической культуре, к стремлению физического совершенствования тела | «Закаливание и прогулки» | Беседа Спортивные праздники, эстафеты | |
Воспитание любви к природе | «Чистая река – чистая совесть» | Экологическая экспедиция на Волгу | |
5 и 6 | Развитие привычки к здоровому образу жизни | «Зубы и наше здоровье» «Как счастье человека зависит от его здоровья» «Суд над алкоголем, наркотиками, табаком» | Беседа Диспут Сюжетно-ролевая игра. Драматизация. |
Тренировка силы воли физического совершенства | «Красота – это здоровье» «Городки» и др. | Беседа Русская подвижная игра Привлечение детей к занятиям в спортивных кружках (секциях) | |
Формирование культурного отношения к природе | «Лекарственные отношения Волгоградской области и их охрана» | Беседа Экскурсии | |
Основы полового воспитания | «Гигиена подростка» (девочки, мальчика) | Беседа | |
7, 8 и 9 | Развитие системы профилактических умений по охране здоровья | Встреча с медицинскими работниками «Алкоголь – наркотик номер один» «Добро пожаловать в страну трупов или смерть ковбоя Мальборо» «Спорту – да, наркотикам – нет!» «Кто счастливее – здоровый нищий или больной король?» | Беседа Беседа Беседа Спортивный праздник. Игра. Диспут Участие в спортивных праздниках, кружках. |
Формирование отношения к природе, как к общему дому | «Значение озеленения городов» «Человек – Природа» | Беседа. Работа на участке Дидактическая игра Экологические экспедиции | |
Воспитание полового самосознания | «Красота истинная и искусственная» (разговор о гигиене) «Свободный разговор» | Беседа Беседа Анкеты Тесты |
Перечень предлагаемых мероприятий не ограничивается данным списком и может быть дополнен при перспективном планировании.
Литература:
Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.
Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под редакцией В.Ф. Мачихиной М. Просвещение 1980.
Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы, - м. Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида
В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102
Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...
Перспективный план повышения образовательного уровня Волковой Г.С., учителя физкультуры ГБС(К) ОУ Елабужская школа – интернат I,II вида на 2015-2018 года
Перспективный план повышения образовательного уровня Волковой Г.С., учителя физкультуры ГБС(К) ОУ Елабужская школа – интернат I,II вида на 2015-2018 года Цели: 1.Формировать способность к творческ...
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...
План МО воспитателей и классных руководителей ТОГАОУ "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
План содержит методические темы над которыми работает образовательная организация и МО воспитателей и классных руководителей школы, основну цель, задачи, формы и тематику заседаний. ...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя ОООД (воспитателя группы продленного дня, воспитателей школ-интернатов, детских домов, воспитателя общежития) за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) Киселевой Элисо
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя...