Конспект занятия
план-конспект на тему

Сухарева Татьяна Викторовна

Конспект занятия: Звук и буква М

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звук и  буква «М», «Мь»

Цели: Учить детей выделять первый согласный звук  в слове;

Познакомить с буквой Мм;

 Ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет)  и мягких согласных (зеленый цвет);

Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова;  

Закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.

Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти;

Развитие логического мышления, внимания, памяти.

Оборудование: индивидуальные зеркала; картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы Мм; счетные палочки; разрезная азбука; кружки белого цвета для обозначения звуков; фломастеры синего и желтого цвета; кружки синего и зеленого цветов; фонограмма; цветные карандаши.

Ход занятия

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сегодня мы с вами будем изучать звуки [м-мь].

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

С помощью чего мы произносим звуки [м], [мь]?

- Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?

- При произнесении звуков [м], [мь] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

- Звуки ,при произнесении которых встречаются преграды во рту называются согласными.

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки.

Остренькие зубки. Кто это? (мышь)

Бьют его рукой и палкой-

Никому его не жалко.

Бьют его рукой и палкой-

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (мяч)

- «Мышь» - как звучит звук [м]?

- «Мяч» - как звучит звук [мь]?

- В первом слове звук [м] звучит твердо, во втором мягко.

Вывод: Звуки [м], [мь] согласные, могут быть твердыми и мягкими.

3. Звуковой анализ слов «мышь», «мяч» (белые кружки выставляются на доску с закрашиванием первых кружков в синий цвет).

Игровая ситуация «Фокус».

- Посмотрите на эти схемы слов. Мы с вами узнали, что согласные могут произноситься твердо и мягко. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом случае звучит твердо, а во втором мягко, словно солнышко растопило его твердость?

- Я закрашу желтым фломастером синий кружок во втором слове, как будто на него попал лучик солнца.

- Теперь мы можем отличит схемы слов «мышь» и «мяч»? Как? Почему?

Вывод: Мы будем обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые оставлять синими. Красным цветом, как раньше обозначается гласный звук.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?». Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м], зеленый- если в слове есть звук [мь]: мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья

Произношение звуков в слогах. Развитие речеслухового внимания.

Логопед: Эта малышка только учится говорить. Сейчас она произносит слоги, давайте повторим их вместе с ней: ма-мо-му, ам-им-ом, ми-мя-ме.

Произношение звуков в словах, развитие фонематических процессов.

- Придумайте домашним животным  имена со звуками [м], [мь].

- Как они ласково называют свою маму? Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)

- (имя котенка, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..

 Дети определяют место звуков [м], [мь] в словах, обозначают место звуков в звуковых домиках.

Физкультминутка.

Восстановление деформированных предложений.

Логопед: Мама кошка предложила котенку  составить предложения. Послушайте, что у него получилось:

«Мама мыть Митя».

«Возле дома цвести мак».

«Дима мыть руки мыло».

Знакомство с буквой.

Логопед: Ребята, а вы любите своих мам?

- Вы хотите научиться писать это слово?

- Посмотрите, этой буквой обозначаются звуки [м], [мь].

- Я раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой.

- Без этой буквы слово «мама» не написать.

Взялись за руки друзья.

И сказали: «Ты да я – это мы!»

А между тем

Получилась буква М.

- Выложите букву из счетных палочек.

- Найдите букву, которой обозначаются звуки [м], [мь]. Закрасьте ее.

Итог занятия.

- С какими звуками сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....