Конспект занятия
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Звук и буква «М», «Мь»
Цели: Учить детей выделять первый согласный звук в слове;
Познакомить с буквой Мм;
Ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет);
Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова;
Закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.
Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти;
Развитие логического мышления, внимания, памяти.
Оборудование: индивидуальные зеркала; картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы Мм; счетные палочки; разрезная азбука; кружки белого цвета для обозначения звуков; фломастеры синего и желтого цвета; кружки синего и зеленого цветов; фонограмма; цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Сегодня мы с вами будем изучать звуки [м-мь].
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
С помощью чего мы произносим звуки [м], [мь]?
- Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?
- При произнесении звуков [м], [мь] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.
- Звуки ,при произнесении которых встречаются преграды во рту называются согласными.
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки.
Остренькие зубки. Кто это? (мышь)
Бьют его рукой и палкой-
Никому его не жалко.
Бьют его рукой и палкой-
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (мяч)
- «Мышь» - как звучит звук [м]?
- «Мяч» - как звучит звук [мь]?
- В первом слове звук [м] звучит твердо, во втором мягко.
Вывод: Звуки [м], [мь] согласные, могут быть твердыми и мягкими.
3. Звуковой анализ слов «мышь», «мяч» (белые кружки выставляются на доску с закрашиванием первых кружков в синий цвет).
Игровая ситуация «Фокус».
- Посмотрите на эти схемы слов. Мы с вами узнали, что согласные могут произноситься твердо и мягко. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом случае звучит твердо, а во втором мягко, словно солнышко растопило его твердость?
- Я закрашу желтым фломастером синий кружок во втором слове, как будто на него попал лучик солнца.
- Теперь мы можем отличит схемы слов «мышь» и «мяч»? Как? Почему?
Вывод: Мы будем обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые оставлять синими. Красным цветом, как раньше обозначается гласный звук.
Развитие фонематического слуха.
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?». Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м], зеленый- если в слове есть звук [мь]: мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья
Произношение звуков в слогах. Развитие речеслухового внимания.
Логопед: Эта малышка только учится говорить. Сейчас она произносит слоги, давайте повторим их вместе с ней: ма-мо-му, ам-им-ом, ми-мя-ме.
Произношение звуков в словах, развитие фонематических процессов.
- Придумайте домашним животным имена со звуками [м], [мь].
- Как они ласково называют свою маму? Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)
- (имя котенка, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..
Дети определяют место звуков [м], [мь] в словах, обозначают место звуков в звуковых домиках.
Физкультминутка.
Восстановление деформированных предложений.
Логопед: Мама кошка предложила котенку составить предложения. Послушайте, что у него получилось:
«Мама мыть Митя».
«Возле дома цвести мак».
«Дима мыть руки мыло».
Знакомство с буквой.
Логопед: Ребята, а вы любите своих мам?
- Вы хотите научиться писать это слово?
- Посмотрите, этой буквой обозначаются звуки [м], [мь].
- Я раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой.
- Без этой буквы слово «мама» не написать.
Взялись за руки друзья.
И сказали: «Ты да я – это мы!»
А между тем
Получилась буква М.
- Выложите букву из счетных палочек.
- Найдите букву, которой обозначаются звуки [м], [мь]. Закрасьте ее.
Итог занятия.
- С какими звуками сегодня познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.
Тема ФПРС: Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС: «Здо...
План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.
Занятие «Волшебные пальчики».Цель: Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи: I....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....