Управление процессами познавательной деятельности на уроках
методическая разработка на тему
Педагог - психолог - Парамонова Е.С.
КОУ ВО «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья»
Тот факт, «что не каждый человек учится всегда и всему одинаковым образом», ставит задачу построения психологического портрета школьника. Большая часть моей работы заключается в том, чтобы определить и обозначить индивидуальные различия учеников, согласно которым учитель вырабатывает оптимальные стратегии процесса обучения, а воспитатель различные воспитательные подходы.
На начальном этапе школьного обучения у первоклассников проводится диагностика всех познавательных процессов. На методическом объединении педагогов начального звена рассматриваются особенности развития познавательной сферы детей, индивидуальные различия детей в учебной деятельности - когнитивная организация, регуляция действий, мотивация и др. На основании этих особенностей ребёнка учитель строит свой тип учения.
Чтобы методы обучения и воспитания максимально были приспособлены к возможностям слабовидящих учеников, учитываются рекомендации тифлопедагога и офтальмолога.
Состояние зрительных анализаторов, уровень развития познавательной сферы, коррекционно-развивающие задачи для каждого ученика фиксируются в индивидуальных дневниках сопровождения. Коррекционно-развивающую работу осуществляет учитель на коррекционных уроках, воспитатель во внеклассной работе, а также логопед, тифлопедагог и педагог-психолог на групповых и индивидуальных занятиях.
‘Оценка эффективности учебной деятельности учащихся проводится по результатам успеваемости детей и результатам психологической
диагностики в конце учебного года.
В течение всего периода обучения детей в начальной школе динамика развития учебной деятельности, динамика успеваемости каждого ребенка фиксируются в «Картах социально-психологической адаптации детей к школе».
При переходе детей из начального звена школы в среднее звено возникают новые проблемы с организацией познавательной деятельности детей.
В начале учебного года педагоги, работающие в пятом классе знакомятся с особенностями учащихся. В течение первого полугодия проводятся исследования школьных нагрузок. По результатам исследований намечаются управленческие решения, и осуществляется регулирование учебных нагрузок учащихся. Для того чтобы управление познавательными процессами было более эффективным, необходимо опираться не только на интеллектуальный потенциал ребенка, необходимо учитывать много разных факторов.
В учебно-воспитательном процессе педагоги должны учитывать, характерологические особенности детей, когнитивные стили учащихся, которые связаны с психофизическими особенностями ребенка.
На процессы познавательной деятельности влияют возрастные особенности детей, темперамент, личностные особенности, особенности психических процессов ребенка и др. Если учитывать все своеобразия ребенка и организовывать учебную работу специфическим образом, то можно избежать многих проблем, приводящих его к школьной неуспеваемости. Эти вопросы были рассмотрены на психологопедагогических семинарах.
Для того чтобы учитывать различные особенности детей в учебно-
« ____________________________________________________________
воспитательном процессе для педагогов составляются «Психологические
карты класса», в которых отражены, личностные и психофизические
качества детей, которые могут влиять на учебную деятельность и успеваемость. Это текущий уровень самооценки, уровень притязаний, личностная тревожность, имульсивность-рефлексивность, пластичность- ригидность, особенности развития психических процессов.
Насколько успешно педагоги управляют процессами познавательной деятельности учащихся, как развивается мышление учащихся, уровень их умственного развития , определяется по результатам диагностических исследований и результатам успеваемости учащихся.
На педагогических советах, на методических объединениях педагогов проводится подробный анализ результатов, даются рекомендации для педагогов.
Большинство учащихся школы - интерната успешно осваивают школьную программу, имеют хорошую успеваемость и поведение. Но в школе немало детей, которые испытывают значительные трудности в обучении, имеют отклонения в поведении. Такие воспитанники нуждаются в постоянном внимании многих специалистов. В школе работает психологопедагогический медико - социальный центр, объединяющий специалистов в единую команду и осуществляющий сопровождение развития ребенка.
Создание ППМС центра по сопровождению развития ребенка позволило создать оптимальные условия для развития ребенка с различного рода отклонениями в развитии.
Одной из задач, которая стоит пред школой как главным элементом образования, состоит в том, чтобы обеспечить всем школьникам овладение знаниями и умениями, обозначенными в соответствующих программах.
Управляя развитием познавательной сферы, целенаправленно развивая психические функции учащихся, осуществляя специальную коррекционную работу с детьми, мы максимально стараемся повысить уровень обученности и качество знаний наших воспитанников.
Психологическая карта класса
Класс_______________
Дата________________
№ п/п | Ф.И.О. | Особенности психических процессов | Психофизиологические особенности | Личностные особенности | Приме чания | ||||||||||
Память | Внимание | Мышление | Импульс ивность | Рефлекси вность | Пластичн ость | Ригидность | Самооц енка | Притя зания | Тревож ность | ||||||
Неп оср ед. | Опо сре дов. | Объе м | Кон цент раци я | Нагля дно- образ ное | Слов есно- логич еское | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения: «++»- высокий уровень «+»- средний уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_protsessami_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление процессами познавательной деятельности на
уроках.
Педагог - психолог - Парамонова Е.С.
КОУ ВО «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья»
Тот факт, «что не каждый человек учится всегда и всему одинаковым образом», ставит задачу построения психологического портрета школьника. Большая часть моей работы заключается в том, чтобы определить и обозначить индивидуальные различия учеников, согласно которым учитель вырабатывает оптимальные стратегии процесса обучения, а воспитатель различные воспитательные подходы.
На начальном этапе школьного обучения у первоклассников проводится диагностика всех познавательных процессов. На методическом объединении педагогов начального звена рассматриваются особенности развития познавательной сферы детей, индивидуальные различия детей в учебной деятельности - когнитивная организация, регуляция действий, мотивация и др. На основании этих особенностей ребёнка учитель строит свой тип учения.
Чтобы методы обучения и воспитания максимально были приспособлены к возможностям слабовидящих учеников, учитываются рекомендации тифлопедагога и офтальмолога.
Состояние зрительных анализаторов, уровень развития познавательной сферы, коррекционно-развивающие задачи для каждого ученика фиксируются в индивидуальных дневниках сопровождения. Коррекционно-развивающую работу осуществляет учитель на коррекционных уроках, воспитатель во внеклассной работе, а также логопед, тифлопедагог и педагог-психолог на групповых и индивидуальных занятиях.
‘Оценка эффективности учебной деятельности учащихся проводится по результатам успеваемости детей и результатам психологической
диагностики в конце учебного года.
В течение всего периода обучения детей в начальной школе динамика развития учебной деятельности, динамика успеваемости каждого ребенка фиксируются в «Картах социально-психологической адаптации детей к школе».
При переходе детей из начального звена школы в среднее звено возникают новые проблемы с организацией познавательной деятельности детей.
В начале учебного года педагоги, работающие в пятом классе знакомятся с особенностями учащихся. В течение первого полугодия проводятся исследования школьных нагрузок. По результатам исследований намечаются управленческие решения, и осуществляется регулирование учебных нагрузок учащихся. Для того чтобы управление познавательными процессами было более эффективным, необходимо опираться не только на интеллектуальный потенциал ребенка, необходимо учитывать много разных факторов.
В учебно-воспитательном процессе педагоги должны учитывать, характерологические особенности детей, когнитивные стили учащихся, которые связаны с психофизическими особенностями ребенка.
На процессы познавательной деятельности влияют возрастные особенности детей, темперамент, личностные особенности, особенности психических процессов ребенка и др. Если учитывать все своеобразия ребенка и организовывать учебную работу специфическим образом, то можно избежать многих проблем, приводящих его к школьной неуспеваемости. Эти вопросы были рассмотрены на психологопедагогических семинарах.
Для того чтобы учитывать различные особенности детей в учебно-
«
воспитательном процессе для педагогов составляются «Психологические
карты класса», в которых отражены, личностные и психофизические
качества детей, которые могут влиять на учебную деятельность и успеваемость. Это текущий уровень самооценки, уровень притязаний, личностная тревожность, имульсивность-рефлексивность, пластичность- ригидность, особенности развития психических процессов.
Насколько успешно педагоги управляют процессами познавательной деятельности учащихся, как развивается мышление учащихся, уровень их умственного развития , определяется по результатам диагностических исследований и результатам успеваемости учащихся.
На педагогических советах, на методических объединениях педагогов проводится подробный анализ результатов, даются рекомендации для педагогов.
Большинство учащихся школы - интерната успешно осваивают школьную программу, имеют хорошую успеваемость и поведение. Но в школе немало детей, которые испытывают значительные трудности в обучении, имеют отклонения в поведении. Такие воспитанники нуждаются в постоянном внимании многих специалистов. В школе работает психологопедагогический медико - социальный центр, объединяющий специалистов в единую команду и осуществляющий сопровождение развития ребенка.
Создание ППМС центра по сопровождению развития ребенка позволило создать оптимальные условия для развития ребенка с различного рода отклонениями в развитии.
Одной из задач, которая стоит пред школой как главным элементом образования, состоит в том, чтобы обеспечить всем школьникам овладение знаниями и умениями, обозначенными в соответствующих программах.
Управляя развитием познавательной сферы, целенаправленно развивая психические функции учащихся, осуществляя специальную коррекционную работу с детьми, мы максимально стараемся повысить уровень обученности и качество знаний наших воспитанников.
Класс
Дата
№ п/п | Ф.И.О. | Особенности психических процессов | Психофизиологические особенности | Личностные особенности | Приме чания | ||||||||||
Память | Внимание | Мышление | Импульс ивность | Рефлекси вность | Пластичн ость | Ригидность | Самооц енка | Притя зания | Тревож ность | ||||||
Неп оср ед. | Опо сре дов. | Объе м | Кон цент раци я | Нагля дно- образ ное | Слов есно- логич еское | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 |
Условные обозначения: «++»- высокий уровень «+»- средний уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, сберегающем здоровье школьников».
Я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества для познания и найти...
Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а ...
Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения основам военной службы
К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необ...
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха...
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха...
Рефлексивное управление учебно- познавательной деятельностью учащихся при изучении английского языка.
Данная статья посвящена описанию видов и способов работы с использованием рефлексивных упражнений....
Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»
Выступление на заседании МО по теме: «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»...