Рефлексивное управление учебно- познавательной деятельностью учащихся при изучении английского языка.
статья по английскому языку

Меньших Екатерина Вадимовна
Данная статья посвящена описанию видов и способов работы с использованием рефлексивных упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя школа №24 г. Ельца

Доклад

«ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА

УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА »

                                                                                 Выполнила:

                                                                                Учитель английского языка

                                                                                Меньших Е.В.

2020 г.

I. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые я применяю на уроках английского языка.

1 Разрядка с использованием различного вида движения

Эту форму релаксации можно проводить на начальном этапе обучения английскому языку. Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

Команды:

Stand up

Sit down

Hands up

Hands down

Draw your portrait

Write your name.

2 Песня на уроке

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность

учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических,

лексических, грамматических навыков. Снижает утомляемость за счет эмоционального

настроя. Целесообразно для отдыха выбирать песни известных и пользующихся

популярностью среди учащихся групп, исполнителей. При выборе текста песни следует

учитывать возрастные особенности и уровень лексико-грамматических навыков.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент релаксации, проведенный в 9 классе.

Необходим раздаточный материал с неполным текстом песни и заданиями к нему, а также

диск с записью песни.

Хочется отметить, что ребята могут выполнить данное задание самостоятельно.

MY HEART WILL GO ON

1 Put the verbs in the present simple tense:

saw felt knew had went was opened believed did could would left held stayed tore

sank slew swung shrank shone lit flung drawned dug heard

2 Listen to the song and fill in the gaps with the verbs from the table. ( There are more words

than necessary)

Every night in my dreams

I 1)........... you, I 2) ...... you

That is how I 3) ......you go

Far across the distance

And spaces between us

You 4) ....... to show you go on

Chorus

Near, far wherever you 5)........

I 6) ........... that the heart 7) ....go on

Once more you open the door

And you 8) ............my heart

And my heart will go on and on.

Love 9)......... touch us one time

And last for a lifetime

And never let go till we 10) .......

Love 11) ........ when I 12) .....you

One true time I 13) ..........to

In my life we’ll always go on.

Chorus

You 14).........here

There is nothing I feel

And I know that my heart 15) ......... on

We 16) ...... forever this way

And my heart will go on and on.

3 Истории со звуковыми эффектами.

Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить”

учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в

следующем: (“роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на

группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки,

использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую

музыку). Учитель читает текст, а учащиеся при словах – wind, windy, footsteps, walking,

running, snoring, laughing и тд. имитируют звуки ветра, шагов, храпа и смеха. История

может быть смешной, страшной и остроумной (в общем, любая история, способствующая

снятию усталости и напряжения).

4 Игра в пословицы и поговорки.

С успехом использую на уроках поговорки и пословицы для расширения кругозора и для

обогащения словарного запаса учащихся, а также как один из приемов релаксации.

Предлагаю несколько игр по этой теме.

1) Учитель может начать поговорку, а учащиеся заканчивают ее:

Curiousity killed.........

Who chatters to you will chatter.......

Live not to eat, but........

Strike while...........

Practise what you........

Don’t trouble trouble until......

2) Задание придумать рекламный лозунг, основанный на пословице.

Например: Vines are our business. Grapes are yours.

You eat the grapes. We’ll take care of the vines.

(The proverb is – Eat the grape, not the vine.)

3) Подобрать пословицу к ситуации.

a) There’s many a true word spoken in jest.

b) A burnt child dreads the fire.

c) Forewarned is forearmed.

d) A straw will show which way the wind blows.

e) Take the rough with the smooth.

It shouldn’t have cought you by surprise. I told you he was going to quit soon.

Until now my road through life has been pretty easy, but there are bound to be some difficulties

ahead.

5 Рифмовки и скороговорки.

Очень часто на старших ступенях обучения увлечение накоплением лексического запаса

ведет к неправильностям в артикуляции звуков. Опыт моей работы показывает, что и на

старшем и на начальном этапах обучения учащиеся с увлечением работают над

произношением, повторяют звуки, если они представлены в рифмовках и скороговорках.

Данный вид работы я применяю на разных этапах урока, он служит своеобразной

разрядкой для детей.

Ниже привожу примеры из материала, который мне удалось собрать.

I scream,

Jack and Jill went up the hill

The wise old owl

You scream,

To fetch a pail of water;

Sat in the oak.

We all scream Jack fell down and broke his crown, The more he heard

For ice-cream. And Jill came tumbling after.

The less he spoke.

The science of biography is different from geography.

The old sow whistles,

And little pigs dance;

Geography is about maps, but biography is about chaps. All the girls are marrying

But I can’t get a chance.

She sells sea-shells on the sea-shore. The shells that she sells are sea-shells, I’m sure.

Robert Rowley rolled a round roll

Peter Piper picked a peck of pickled peppers.

round.

A peck of pickled peppers Peter Piper picked.

If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,

A round roll Robert Rowley rolled

Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper

round.

picked.

Round and round the ragged rascal ran.

6 Загадки - можно использовать как один из приемов релаксации, а также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием использую за 3-5 минут

до конца урока. Материал строится на понятном ученикам языке.

What can run but never walks? A mile from end to end,

Has a mouth but never talks?

Yet as close to you as a friend.

Has a bed but never slееps?

A precious commodity, freely given.

Has a head but never weeps?

Seen on the dead and on the living.

Вывод: Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"...

Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель ...

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов»

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов» - это методический сборник, ко...

Выступление на методобъединении учителей английского языка "Формы и методы контроля как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"

Данный материал раскрывает возможности использования различных типов контроля для эффективной организации деятельности учителя  на уроке английского языка...