Конспект лексико-грамматического занятия "Перелетные птицы"
план-конспект на тему

Ветлугина Алёна Сергеевна

 Цели:

Образовательные:

1. Закрепление понятий «перелетные» «оседлые» и «зимующие» птицы, активизировать словарь по данной теме.

3. Закрепление представлений о весне.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение составлять распространенные предложения.

2. Развитие словообразования с помощью подбора родственных слов к слову «скворец».

Воспитательная:

 Воспитывать бережное отношение и заботу о пернатых друзьях человека.

Оборудование: картинки перелетных, зимующих и оседлых птиц. Картинка «весна». Два плаката с прорезями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект лексико-грамматического занятия в логопедической группе.

Тема «Птицы»

 Цели:

Образовательные:

1. Закрепление понятий «перелетные» «оседлые» и «зимующие» птицы, активизировать словарь по данной теме.

3. Закрепление представлений о весне.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение составлять распространенные предложения.

2. Развитие словообразования с помощью подбора родственных слов к слову «скворец».

Воспитательная:

 Воспитывать бережное отношение и заботу о пернатых друзьях человека.

Оборудование: картинки перелетных, зимующих и оседлых птиц. Картинка «весна». Два плаката с прорезями.

Ход занятия

  1. Оргмомент

Логопед: Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать занятие, мы встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу).  

  1. Введение в тему

 (логопед включает аудиозапись с голосами птиц)

Логопед: Ребята, что вы слышите?

Дети:  Птицы поют

Логопед: Сегодня мы будем говорить о птицах.

Логопед: Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные). А каких перелетных птиц вы знаете?

Дети:  Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.

-логопед: Как называются те, которые остаются? 

Дети: оседлые

Логопед: назовите их

Дети: голубь, галка, ворона, воробей, сорока

Логопед: А какие птицы зимой подлетают ближе к жилью человека?

Дети: зимующие.

Логопед: перечислите зимующих птиц.

Дети: дятел, свиристель, синичка, снегирь, клест и тд.

Логопед: Когда птицы возвращаются из теплых краев? 

Дети: весной

(выставляется картинка)

Логопед: Какое время года изображено на картинке?

Дети: весна

Логопед: как мы узнаем, что это весна?

Дети: (перечисляют приметы весны)

  1. Закрепление понятий «перелетные», «оседлые» и «зимующие» птицы.

     Игра «Каждой птице свое место»

(Выставляются два плаката с прорезями. На одном изображено зимнее дерево, на другом весеннее).

Логопед: Ребята, у меня на столе лежат изображения птиц. Вам нужно назвать птицу, определить какая она, зимующая или перелетная. И отправить ее на нужное место.

(дети расставляют птиц на плакате, оседлых птицы располагают на любом дереве по желанию)

  1. Развитие словообразования

Логопед: А вы знаете, что к нам прилетели скворцы

-Как назвать скворца ласково? (скворушка).

- Кто у скворца детеныши? (скворчата).

- Как зовут их маму? (скворчиха).

- Какой домик строят люди для скворцов весной? (скворечник).

      5. Соотношение существительных с числительными.

Логопед: Скворцов прилетело много. Давайте посчитаем сколько скворцов прилетело на дерево.

Игра «1-2-5»

Дети: на дерево прилетел один скворец

Прилетело два скворца, пять скворцов.

Логопед: вы уже знаете, что дом для скворца-скворечник. А какие еще бывают дома у птиц?

Дети: гнездо, дупло.

        6. «Волшебные предлоги»

Подобрать нужный по смыслу предлог (в, на, из, над, по, к)

Грач вылетел ….гнезда

Грач прилетел ….гнездо

Грач подлетел …гнезду

Грач кружит…гнездом

Грач сел …..ветку

Грач ходит….пашне.

        7. Физкультминутка.    «Отгадай и присядь» 

Логопед: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.

 Соловей, дятел, ласточка, грач, синица, скворец, снегирь, аист, журавль,  цапля, клест, жаворонок.

        8. «Четвертый лишний»

Ворона, воробей, стриж, голубь 

Дети: Лишний стриж. Он перелётная птица, а ворона, воробей, голубь – оседлые.

Грач, ласточка, дятел, скворец. Кто лишний?

Дети: дятел. Он не перелетная птица, а зимующая. Остальные птицы перелётные.

Синица, сорока, клест, свиристель.

Дети: сорока – оседлая птица.

        9. Итог

   - О каких птицах мы сегодня говорили?

Птиц нужно беречь и охранять!

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР....

Преодоление лексико - грамматического недоразвития речи ребёнка по теме" Домашние птицы"

Материалдля родителей, включающий игры и упражнения для преодоления ОНР у ребёнка в рамках лексической темы" Домашние птицы"...

Презентации лексико-грамматического материала по французскому языку УМК "Синяя птица 5"

Презентации предназначены для использования на уроках французского языка...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений "Перелётные птицы весной"

Конспект НОД "Перелётные птицы весной" по формированию лексико- грамматических представлений воспитанников 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными ТНР...

Рекомендации родителям по лексико-грамматической теме "Весна. Весна. Возвращение птиц"

В документе предложены рекомендации родителям по лексической теме недели "Весна. Возвращение птиц"...

Рекомендации родителям по лексико-грамматической теме "Перелетные птицы"

В статье даны рекомендации родителям детей логопедической группы по лексической теме "Перелетные птицы"...