ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СПЕЦИФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ КАК СПОСОБ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА
статья по теме

Чебодаева Ирина Петровна

В творческом процессе развиваются речь, художественные способности, абстрактное, пространственное и логическое мышление, воображение, повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), развивается общая умелость, мелкая моторика, формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. Этот вид творческой деятельности учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.p.chebodaeva_statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Чебодаева Ирина Петровна, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат»

Привитие практических трудовых навыков специфическими средствами как способ общего развития воспитанников в условиях пришкольного интерната 

Хозяйственно-производственная деятельность в условиях пришкольного интерната предполагает:

1. Формирование интеллектуальных  умений  в  труде.

2. Обучение  навыкам  самообслуживания  и самообеспечения  в  быту.

3. Опора на общетрудовые умения  и  навыки  при профессиональной  ориентации в старших классах.

Цели трудового воспитания в пришкольном интернате:

- обеспечение  социальной адаптации  обучающихся, воспитанников, наиболее успешной интеграции  их  в  общество;

-  организация общественно-полезного, производительного труда, профессиональ-ной ориентации  воспитанников

При переходе в среднее звено обучения, при поступлении в лицей, тем более при заселении в интернат, ребёнку-пятикласснику нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на неё с обоюдной пользой для себя и окружающих. А.С.Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого «деятельность, работа, служба». Будущий деятель, говорил он, воспитывается, прежде всего, в игре: «Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

В условиях пришкольного интерната в процессе совместного проживания большого количества детей в одном небольшом помещении у воспитанников не всегда есть возможность хранить и использовать свои детские игрушки. В это же время возникает необходимость каким-либо образом разнообразить интерьер жилой комнаты и других помещений интерната в целях создания уютной, почти домашней обстановки. Казённая атмосфера и голые стены не очень хорошо сказываются на результатах обучения и воспитания. Таким образом, нужно находить способ «оживления» однообразных комнат. В Аскизском пришкольном интернате найдены несколько из таких способов. В данном случае дети привлекаются к творческой работе, результаты которой помогают эстетично и красочно, а главное, специфическими средствами, оформить свои жилые комнаты и другие помещения интерната.

В форме творческой совместной деятельности дети создают небольшие сюжетные изделия из солёного теста, а также любопытные характерные «картины» из бросового материала. Эта так называемая «продукция» используется в оформлении жилых комнат и других помещений интерната. В данном случае наряду с трудовым воспитанием реализовывается и ещё одно из направлений работы с воспитанниками интерната – эстетическое воспитание в форме изготовления картин и поделок, сделанных своими руками.

Солёное тесто – прекрасный материал для детского творчества. В творческом процессе развиваются речь, художественные способности, абстрактное, пространственное и логическое мышление, воображение, повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), развивается общая умелость, мелкая моторика, формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. Этот вид творческой деятельности учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Из соленого теста можно сделать все – фигурки, картины, панно. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый. Ведь подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия, он принесет радость, чувство восторга и удивления. А в нашем случае он является еще и украшением комнаты, в которой живут дети.

Еще одно специфическое средство, служащее в деле содействия общему развитию ребёнка – изготовление картин из разного материала, в качестве которого используются куски ДВП, мешковины, искусственные цветы, ленты, гвозди, тесьма и т.п.

Готовое изделие можно повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, поделкой можно даже играть. Каждая новая работа – это новая игрушка, особенно радующая  ребенка тем, что сделана его руками.  

Список литературы

  1. А.С.Макаренко, «Собрание сочинений в 4-х томах», Москва, «Правда»
  2. М.П.Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа»
  3. История педагогики - http://www.gala-d.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.

В статье затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – обра...

Использование ИКТ в воспитательном процессе в условиях пришкольного интерната

Использование в воспитательном процессе новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать мероприятия ...

Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната

В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...

СОХРАНЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

Воспитательная работа, которая проводится в Аскизском пришкольном интернате, приучает детей изучать не только историю своей семьи, своего рода, но и своей страны, потому что духовно-нравственное воспи...

Использование технологии проектов в условиях пришкольного интерната

Актуальность проектной деятельности никем сегодня не оспаривается, осознается всеми субъектами образовательного процесса. В государственном стандарте образования методы проектно-исследовательской деят...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и их родителей в условиях пришкольного интерната

При организации совместного творчества воспитателя, воспитанников и их родителей в процессе совместной деятельности у всех сторон происходит формирование положительной установки на совместное творчест...