ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СПЕЦИФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ КАК СПОСОБ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА
статья по теме
В творческом процессе развиваются речь, художественные способности, абстрактное, пространственное и логическое мышление, воображение, повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), развивается общая умелость, мелкая моторика, формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. Этот вид творческой деятельности учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.p.chebodaeva_statya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Чебодаева Ирина Петровна, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат»
Привитие практических трудовых навыков специфическими средствами как способ общего развития воспитанников в условиях пришкольного интерната
Хозяйственно-производственная деятельность в условиях пришкольного интерната предполагает:
1. Формирование интеллектуальных умений в труде.
2. Обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту.
3. Опора на общетрудовые умения и навыки при профессиональной ориентации в старших классах.
Цели трудового воспитания в пришкольном интернате:
- обеспечение социальной адаптации обучающихся, воспитанников, наиболее успешной интеграции их в общество;
- организация общественно-полезного, производительного труда, профессиональ-ной ориентации воспитанников
При переходе в среднее звено обучения, при поступлении в лицей, тем более при заселении в интернат, ребёнку-пятикласснику нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на неё с обоюдной пользой для себя и окружающих. А.С.Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого «деятельность, работа, служба». Будущий деятель, говорил он, воспитывается, прежде всего, в игре: «Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
В условиях пришкольного интерната в процессе совместного проживания большого количества детей в одном небольшом помещении у воспитанников не всегда есть возможность хранить и использовать свои детские игрушки. В это же время возникает необходимость каким-либо образом разнообразить интерьер жилой комнаты и других помещений интерната в целях создания уютной, почти домашней обстановки. Казённая атмосфера и голые стены не очень хорошо сказываются на результатах обучения и воспитания. Таким образом, нужно находить способ «оживления» однообразных комнат. В Аскизском пришкольном интернате найдены несколько из таких способов. В данном случае дети привлекаются к творческой работе, результаты которой помогают эстетично и красочно, а главное, специфическими средствами, оформить свои жилые комнаты и другие помещения интерната.
В форме творческой совместной деятельности дети создают небольшие сюжетные изделия из солёного теста, а также любопытные характерные «картины» из бросового материала. Эта так называемая «продукция» используется в оформлении жилых комнат и других помещений интерната. В данном случае наряду с трудовым воспитанием реализовывается и ещё одно из направлений работы с воспитанниками интерната – эстетическое воспитание в форме изготовления картин и поделок, сделанных своими руками.
Солёное тесто – прекрасный материал для детского творчества. В творческом процессе развиваются речь, художественные способности, абстрактное, пространственное и логическое мышление, воображение, повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), развивается общая умелость, мелкая моторика, формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. Этот вид творческой деятельности учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Из соленого теста можно сделать все – фигурки, картины, панно. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый. Ведь подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия, он принесет радость, чувство восторга и удивления. А в нашем случае он является еще и украшением комнаты, в которой живут дети.
Еще одно специфическое средство, служащее в деле содействия общему развитию ребёнка – изготовление картин из разного материала, в качестве которого используются куски ДВП, мешковины, искусственные цветы, ленты, гвозди, тесьма и т.п.
Готовое изделие можно повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, поделкой можно даже играть. Каждая новая работа – это новая игрушка, особенно радующая ребенка тем, что сделана его руками.
Список литературы
- А.С.Макаренко, «Собрание сочинений в 4-х томах», Москва, «Правда»
- М.П.Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа»
- История педагогики - http://www.gala-d.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.
В статье затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – обра...
Использование ИКТ в воспитательном процессе в условиях пришкольного интерната
Использование в воспитательном процессе новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать мероприятия ...
Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната
В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...
СОХРАНЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА
Воспитательная работа, которая проводится в Аскизском пришкольном интернате, приучает детей изучать не только историю своей семьи, своего рода, но и своей страны, потому что духовно-нравственное воспи...
Использование технологии проектов в условиях пришкольного интерната
Актуальность проектной деятельности никем сегодня не оспаривается, осознается всеми субъектами образовательного процесса. В государственном стандарте образования методы проектно-исследовательской деят...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)
В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...
Организация совместной деятельности педагогов, детей и их родителей в условиях пришкольного интерната
При организации совместного творчества воспитателя, воспитанников и их родителей в процессе совместной деятельности у всех сторон происходит формирование положительной установки на совместное творчест...