Представление собственного педагогического опыта
материал на тему
Представление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитиии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГК ОУ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Проказовой И.В. по теме:
«Воспитание духовно-нравственной культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Актуальность проблемы.
Задача воспитанности обучающихся в специальной коррекционной школе имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Жизнь детей-сирот в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта. Дефицит опыта обусловливает низкий уровень социальной компетентности, свойственный детям-сиротам, что впоследствии нарушает процесс их включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Поэтому умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Концептуальность.
Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.
Выдвигаемые принципы:
- Учить детей делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность;
- Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям;
- Воспитывать потребность в труде как образе жизни;
- Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
- Прививать навыки самоконтроля.
Теоретическая база.
Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.
В данной программе подробно описываются формы проведения занятий, в том числе по духовно-нравственному воспитанию. Некоторые из них взяты мною для практической деятельности:
- беседы,
- практические занятия.
Также мне показалась интересной программа Точилиной Л.Н. Данная программа включает в себя темы, актуальные для формирования эстетических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников.
Из данной программы я выделила и взяла на вооружение следующие задачи:
- формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах.
- коррекция межличностного общения.
- повышение уровня общего развития и культуры воспитанников.
Также мне показались интересными идеи Головиной Т.Н., Грошенкова И.А., Миловской С.М., которые я применяю в своей практике.
Ведущая педагогическая идея.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.
В связи с этим основными задачами воспитательной работы являются:
- Помощь в становлении личности ребенка;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие социальной активности воспитанников;
- Подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка;
- Формирование ценностных установок;
- Подготовка выпускника для поступления в учреждения профобразования.
Оптимальность и эффективность средств.
Оптимальность и эффективность нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того, как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, так, чтобы информация была понятна и доступна для восприятия. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности духовно-нравственного воспитания. В своей работе использую следующие формы работы:
беседы;
игры;
целевые прогулки и экскурсии;
чтение художественной литературы;
решение ситуаций нравственного содержания;
творческая художественная деятельность детей;
конкурсы;
выставки;
использование ИКТ;
Результативность опыта.
Воспитатель осуществляет работу над духовно-нравственным воспитанием в системе внеурочных мероприятий. Перед нами стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
В своей деятельности использую следующие направления в работе с воспитанниками:
1. Нравственное воспитание
– отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;
-- духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;
Приложение 1. Занятие « Изготовление куколки из конфетной обертки»
- газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;
- экскурсии в храм, краеведческий музей;
- обогащение духовной культуры через тематические праздники («Рождество», «Масленица», «Пасха» , «9 мая»)
Приложение 2. « Сценарий мероприятия к Дню Победы»
- формирование культуры семейных отношений;
Приложение 3. Воспитательное мероприятие «Семья - всему начало»
- развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид);
Приложение 4. Беседа « Правила культуры поведения в общественных местах»
- деятельность в области формирования правовой культуры;
Приложение 5. Беседа « Права ребенка»
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/09/14/beseda-prava-rebenka
- знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.
- Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.
2. Патриотическое воспитание
- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;
Приложение 6. Воспитательное мероприятие « Мордовия- моя малая Родина »
Приложение 7. Праздник « Мой дом-Россия »
- «Что значит быть гражданином своей страны?»; «Герои – наши земляки»; «День Защитника Отечества» и др.
3 .Охрана здоровья и физическое воспитание - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Охрана жизни детей;
Приложение 8.Беседа по формированию ЗОЖ « Наши верные друзья»
Приложение 9. Беседа о пожарной безопасности « Спички детям не игрушка »
Приложение 10 .Беседа о терроризме.
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/09/14/beseda-o-terrorizme
- «Слагаемые здоровья», «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления» и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.
Приложение 11. Эвристическая беседа по профилактике наркомании « Нет наркотикам!»
4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;
-- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
Приложение 12. Беседа-викторина « Труд-основа жизни »
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/09/14/beseda-viktorina-trud-osnova-zhizni
-«О рабочих руках и трудолюбии», «Деньги и их значение» и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.
5.Художественно-эстетическое воспитание - развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.
-организация и проведение праздников:
Приложение 13. Республиканский многожанровый фестиваль «Звезды детства»
Приложение 14. Сценарий концертной программы « Город и твой и мой ».
http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2015/09/06/stsenariy-kontsertnoy-programmy-gorod-tvoy-i-moy
Приложение 15.Сценарий концертной программы « Милые дети-счастья цветочки»
Приложение 16. Концертная программа в рамках фестиваля « Звезды детства»
- «Живой мир нашего края»; «Легенды о весенних цветах»; «Знаменитые художники Мордовии. Ф.Сычков»; участие воспитанников в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в природу.
Приложение 17 . Занятие по изобразительной деятельности с элементами музыкального исполнительства « Мой добрый друг-художник круг»
-литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.
Каждое из направлений находит отражение:
- в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;
- в организации общешкольных мероприятий.
Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа по воспитанию духовно-нравственной культуры дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной. Работа в данном направлении мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:
- Продолжение разработки темы.
- Создание общей системы работы, связанной с духовно-нравственным воспитанием.
Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий, печатании материалов в сборниках.
Приложение 18. Выступление на методическом объединении воспитателей « Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания»
Приложение 19. Сценарий проведения педагогического совета « Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития, воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ»
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/09/04/stsenariy-prvedeniya-pedagogicheskogo-soveta
Приложение 20. Статья в сборнике « Сценарии воспитательных мероприятий( Из опыта воспитателей специальных( коррекционных) школ)».
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/09/06/statya-v-sbornike-stsenarii-vospitatelnyh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Представление собственного педагогического опыта
Материал для аттестации учителя...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Представление собственного педагогического опыта
материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...