Уроки по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
план-конспект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ind_zan_rrs_i_fp_v_1_klasse.docx | 413.81 КБ |
konspekt_ind_zan_rrs_i_fp_v_3_klasse.docx | 602.78 КБ |
konspekt_ind_zan_rrs_i_fp_v_7_klasse.docx | 249.95 КБ |
konspekt_ind_zan_rrs_i_fp_vo_2_klasse.docx | 289.05 КБ |
konspekt_ind_zan_rsv_i_op_v_4_klasse.doc | 881 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия
по РРС и ФП в 1-ом классе
Тема: 1. В столовой. Текст-задача.
2. Словесное ударение. Звуки: Э – И.
Цель: 1. Развитие речевого слуха на речевом материале по теме «В столовой».
2. Восприятие, различение и выполнение заданий по теме «В столовой».
3. Формирование навыка соблюдать ударение по надстрочному знаку.
4. Дифференциация звуков Э – И на материале слогов, слов.
5. Автоматизация звука С на материале слогов, слов.
Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, зеркало, экран, буквы,
картинки, материал разговорно-обиходного характера.
Конспект занятия.
1. Организационный момент.
Восприятие вопросов РОХ:
– Как тебя зовут?
– Как твоя фамилия?
– Сколько тебе лет?
Сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно звуки: С, Э – И.
Будем учиться говорить слитно слоги и слова, будем отвечать на вопросы по теме «В столовой».
2. Формирование произносительной стороны речи.
1) Будем учиться правильно дышать. (реч.материал дыхательной гимнастики)
2) Артикуляционная гимнастика.
а) «Заборчик» (удерживание губ в улыбке, передние верхние и
нижние зубы обнажены под счёт 5)
б) «Дудочка» (вытягивание вперёд сомкнутых губ и удерживание
под счёт 5)
в) «Окошко» (спокойное открывание и закрывание рта, губы в
положении улыбки под счёт 5)
3) Будем учиться правильно говорить звуки: Э – И.
а) Послушай. Покажи нужную строчку. Повтори.
э___ - и___ - э___
и___ - э___ - и___
э___ - и___ - и___
б) Прочитай. Послушай. Повтори.
Ира – Эля это – имя
экран – игра эхо – ива
игла – этаж поэт – носки
Ива – это дерево.
4) Будем учиться правильно говорить звук: С.
а) Прочитай,
Са-са-са са́ни, оса́
Со-со-со со́м, сок
Су-су-су су́мка, суп
б) Дополни предложение по картинке.
Саша рисует . Соня ест .
(суп, самолёт)
3. Развитие речевого слуха.
В столовой.
Дополни слова.
таре́л
ло́ж
ка
ви́л
ча́ш
Покажи и назови:
(суп, ка́ша, яйцо́, хлеб, ма́сло, сыр, соль, молоко́, чай,)
Ответь на вопрос.
- Ты любишь суп (чай)?
- Я люблю́ (не люблю́) суп (чай).
4. Итог урока.
– Какие звуки повторяли?
– Звуки: Э – И, С.
– О чём мы говорили?
– О столовой.
Артикуляционная гимнастика.
а) «Заборчик» (удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены под счёт 5)
б) «Дудочка» (вытягивание вперёд сомкнутых губ и удерживание под счёт 5)
в) «Окошко» (спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки под счёт 5)
Послушай. Покажи нужную строчку. Повтори.
э___ - и___ - э___
и___ - э___ - и___
э___ - и___ - и___
Прочитай. Послушай. Повтори.
Ира – Эля это – имя
экран – игра эхо – ива
игла – этаж поэт – носки
Ива – это дерево.
Прочитай,
Са-са-са са́ни, оса́
Со-со-со со́м, сок
Су-су-су су́мка, суп
Дополни предложение по картинке.
Саша рисует . Соня ест .
(суп, самолёт)
Дополни слова.
таре́л
ло́ж
ка
ви́л
ча́ш
Покажи и назови:
(суп, ка́ша, яйцо́, хлеб, ма́сло, сыр, соль, молоко́, чай)
Ответь на вопрос.
- Ты любишь суп (чай)?
- Я люблю́ (не люблю́) суп (чай).
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия
По РРС и ФП в 3 классе.
Тема:1. Голос. Звуки: с – ш, б.
2.Твоя учёба.
3. Перелётные птицы.
Цель: – закрепление навыка говорить голосом громко и нормально;
– дифференциация звуков с – ш;
– коррекция и автоматизация звука б.
– ведение диалога на тему «Твоя учёба»,
– развитие речевого слуха
– развитие коммуникативных навыков общения.
Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, зеркало, экран, компьютер,
картинки, материал разговорно-обиходного характера.
Конспект занятия.
1. Организационный момент.
Восприятие вопросов РОХ:
– Какое сейчас время года? Сейчас осень.
– Назови осенние месяцы. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
– Какой сейчас месяц? Сейчас ноябрь.
Сегодня на занятии мы будем говорить правильно звуки: с, ш, б.
Будем говорить громким и нормальным голосом, будем отвечать на вопросы по теме «Твоя учёба», «Перелётные птицы».
2. Формирование произносительной стороны речи.
1) Послушай, какую строку я говорю. Повтори.
– Какой слог я говорю громче?
ПАпопупипэ
паПОпупипэ
папоПУпипэ
папопуПИпэ
папопупиПЭ
2) Будем учиться правильно говорить звуки: с - ш.
– Назови буквы. Произнеси звуки с элементами фоноритмики.
С Ш
3) Послушай, Покажи нужную картинку. Повтори.
(спортивный костюм, шарф, шапка, свитер, носки, рубашка)
– Как всё это можно назвать, одним словом? Одежда.
4) Назови картинки. Положи их в корзины.
В первую – со звуком «С», во вторую – со звуком «Ш».
*Речевые звуки *Звуки – «двойняшки» *Помести в корзины.
Звуки «С», «Ш». (Программа на компьютере «Учимся говорить»)
5) Дополни предложение по картинке.
Саша пишет бабушке.
У Маши красивая .
(чашка, письмо)
6) Будем правильно говорить звук: б.
Прочитай слоги, слова, предложение.
аба кабан абу арбуз
або забор абы зубы
Боря приехал на автобусе
3. Развитие речевого слуха.
Твоя учёба.
Послушай вопрос и дай ответ.
1) В каком классе ты учишься?
– Я учу́сь в третьем «Э» классе .
Как ты учишься?
– Я учу́сь хорошо́ (не о́чень хорошо́, пло́хо).
Какой урок ты любишь?
– Я люблю́ … . (математику, физкультуру, ритмику, развитие речи)
Как зовут твоего учителя?
– Галина Викторовна.
Перелётные птицы.
Покажи и назови:
(ла́сточка, а́ист, гусь, скворе́ц, ле́бедь)
Что едят птицы?
- Пти́цы едя́т жуко́в, мух, червяко́в.
Повтори: Ла́сточка, а́ист – перелётные пти́цы.
Работа на голое ухо
Послушай, повтори: аист, едят жуков, птицы, гусь, лебедь.
4. Итог урока.
– Какие звуки повторяли? – Звуки: Б, С – Ш.
– О чём говорили? – Об учёбе. О перелётных птицах.
Оценка за урок.
КАРТОЧКИ К УРОКУ
____________________________________________________________
1) Послушай, какой ряд я говорю. Повтори.
– Какой слог я говорю громче?
ПАпопупипэ
паПОпупипэ
папоПУпипэ
папопуПИпэ
папопупиПЭ
2) Будем правильно говорить звуки: с - ш.
– Назови буквы. Произнеси звуки с элементами фоноритмики.
С Ш
5) Дополни предложение по картинке.
Са́ша пи́шет ба́бушке.
У Ма́ши краси́вая .
(ча́шка, письмо́)
3) Послушай, Покажи нужную картинку. Повтори.
(спорти́вный костю́м, шарф, ша́пка, сви́тер, носки́, руба́шка)
– Как всё это можно назвать, одним словом? Оде́жда.
4) Назови картинки. Положи их в корзины. В первую – со звуком «С», во вторую – со звуком «Ш».
*Речевые звуки *Звуки – «двойняшки» *Помести в корзины.
Звуки «С», «Ш». (Программа на компьютере «Учимся говорить»)
6) Будем правильно говорить звук: б.
Прочитай слоги, слова, предложение
аба кабан абу арбуз
або забор абы зубы
Боря приехал на автобусе.
Твоя учёба.
Послушай вопрос и дай ответ.
1) В каком классе ты учишься?
– Я учу́сь в тре́тьем «Э» кла́ссе .
Как ты учишься?
– Я учу́сь хорошо́ (не о́чень хорошо́, пло́хо).
Какой урок ты любишь?
– Я люблю́ … . (матема́тику, физкульту́ру, ри́тмику, разви́тие ре́чи)
Как зовут твоего учителя?
– Гали́на Ви́кторовна.
Перелётные птицы
Покажи и назови:
(ла́сточка, а́ист, гусь, скворе́ц, ле́бедь)
Что едят птицы?
- Пти́цы едя́т жуко́в, мух, червяко́в.
Повтори: Ла́сточка, а́ист – перелётные пти́цы.
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по РРС и ФП в 7 классе
ФПСР Тема: Пауза. Логическое ударение.
Цели: закреплять умение произносить речевой материал с соблюдением пауз в речи; тренировать произносить речевой материал с соблюдением логического ударения;
Оборудование: пособие по произношению, карточки;
Ход занятия.
1. Звуки: Ч-С,СЬ (Речевой м-л по авт-ии и деф-ии звуков с. 47)
– Прочитай слова и предложения, чётко произноси звуки: Ч-С,СЬ
2. Работа над паузой.
– Прочитай предложения, соблюдая паузы
В я́сную пого́ду / до́мик на приго́рке бы́ло хорошо́ ви́дно. //
К ве́черу / всё уже́ бы́ло покры́то сне́гом. //
Дере́вья оде́лись в пуши́стые шу́бы. // Прекра́сен лес зимо́й. //
3. Работа над логическим ударением.
– Прочитай предложение, выделяя слово, на которое падает логическое
ударение. (Кто купил тетрадь и ручку в магазине.?
Что сделала Лена в магазине?
Что купила Лена в магазине?
Где Лена купила тетрадь и ручку?)
Лена купила тетрадь и ручку в магазине.
РРС Тема: Чистота – залог здоровья. Мой друг.
Цель: опознавание и распознавание слухо-зрительно и частично на слух материала по темам; закрепление коммуникативного общения;
Оборудование: ЗУА инд. пользования; карточка с заданиями по теме;
Ход занятия.
1.Орг. момент, установка режима усиления.
2. Восприятие вопросов РОХ:
– Какое сейчас время года?
– Назови зимние месяцы.
– Какой сейчас месяц?
– Какие праздники были в этом месяце? Назови их.
– Какой месяц наступит после января?
– Какой сейчас год?
3. Работа по теме: «Чистота – залог здоровья»
– Над какой темой мы работаем?
– Какие новые слова ты узнал?
Ответь на вопросы.
– Зачем нужно чистить зубы?
– Чтобы зубы не портились и не болели.
– Сколько раз в день нужно чистить зубы?
– Два раза в день (Утром, после завтрака и вечером перед сном).
– Сколько раз в день ты чистишь зубы? … … .
Повтори: Раз в год нужно посещать стоматолога.
– Зачем нужно мыть руки?
– Чтобы они были чистыми.
– Когда моют руки?
– Перед едой, после прогулки, …
– Прочитай, как надо мыть руки.
4. Работа по теме «Мой друг».
– Над какой темой мы работаем? Какие новые слова ты узнал?
Ответь на вопросы.
– С кем из класса ты дружишь?
– Я дружу с … .
– У вас дружный класс?
– У нас дружный класс.
– У тебя есть подруга дома?
– Да, у меня есть подруга.
– Опиши свою подругу:
(Имя) … ро́ста. (высо́кого, сре́днего, ни́зкого)
У него́ (неё) … глаза. (си́ние, ка́рие, …)
У (имя) … … во́лосы. (све́тлые, тёмные, чёрные; прямы́е,
волни́стые, кудря́вые; дли́нные, коро́ткие)
Он (она́) … . (весёлый(ая), до́брый(ая), у́мный(ая), …)
- Различение слов и фраз слухо-зрительно.
5. Итог занятия. Оценка работы ученика.
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия
По РРС и ФП во 2 классе.
Тема:1. Слитность. Звуки: о, с, л.
2. Овощи и фрукты.
Цель: 1.Работать над слитным произнесение слогов и слов; автоматизация
Звука о в слогах и словах; постановка звука с, коррекция звука л.
2. Развитие речевого слуха на речевом материале по теме «Овощи и
фрукты»
Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, зеркало, экран, буквы,
картинки, материал разговорно-обиходного характера.
Конспект занятия.
1. Организационный момент.
Восприятие вопросов РОХ:
– Как тебя зовут?
– Как твоя фамилия?
Сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно звуки: о, с, л.
Будем учиться говорить слитно слоги и слова, будем отвечать на вопросы по теме «Фрукты и овощи».
2. Формирование произносительной стороны речи.
1) Будем учиться правильно говорить звуки: о, с.
– Назови буквы. Произнеси звуки с элементами фоноритмики.
О С
2) Послушай, Покажи нужную картинку. Повтори.
(дом, сом, нос, сок)
3) Будем учиться правильно говорить звук: л.
Ла-ла-ла лак, лапа,
Ло-ло-ло лом, лоб
Лу-лу-лу лук, луна
4) Будем учиться правильно говорить звуки з – с
*Речевые звуки *Звуки – «двойняшки» *Помести в домики.
Звуки «С», «З». (Программа на компьютере «Учимся говорить»)
Зина посадила в саду … . мимозы
Саша принёс ветку … . розу
4) Вспомни, как говорим безударный О в словах. Прочитай правило.
Безударный О в словах говорим как А
5) Прочитай слова, соблюдая правило орфоэпии.
со̅ро́ка то̅по́р мо̅ло̅то́к
ко̅за́ о́блако̅ со̅сна́
сто̅ло́вая со̅ба́ка по̅да́ро̅к
по̅мидо́р о̅ле́нь кро̅ва́ть
3. Развитие речевого слуха.
Моя семья.
Послушай вопрос и дай ответ.
– Как зовут твою маму?
– Мою маму зовут … .
– Как зовут твоего папу?
– Моего́ па́пу зову́т … .
– У тебя есть бабушка?
– У меня есть бабушка.
–У меня́ есть де́душка?
– У меня нет дедушки.
–Как зовут твою сестру (твоего брата)?
–Мою́ сестру́ (моего́ бра́та) зову́т … .
–Кто старше: ты или брат (сестра)?
–… ста́рше.
–У вас большая или маленькая семья?
–У нас … семья́.
Работа на «голое» ухо.
Послушай, повтори: бабушка, папу зовут, сестра, большая семья.
4. Итог урока.
– Какие звуки повторяли? – Звуки:О – Ё, С – З.
– О чём говорили? –О семье.
Оценка за урок.
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия
по РСВ и ОП в 4 классе
Тема: 1. Уход за комнатными растениями.
2. Голос. Звуки: з – с; ч.
Цель: различение и опознавание речевого материала и
обогащение словарного запаса по теме «Уход за
комнатными растениями»;
развитие навыков изменения силы голоса;
автоматизация звука ч на материале слов, фраз;
дифференциация звуков з – с в словах, фразах;
развитие слухового восприятия на рабочем расстоянии;
накопление активного и пассивного словаря.
Ход урока
1. Орг. Момент.
Какое сейчас время года?
– Сейчас осень.
Назови осенние месяцы.
– Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Какое время года скоро наступит?
– Скоро наступит зима.
2. Формирование произношения.
1) Голос
нормально Ранним-рано поутру пастушок:
громко «Ту-ру-ру-ру! Ту-ру-ру-ру!»
нормально А коровки в лад ему затянули:
громко «М_у-м_у-м_у! М_у-м_у-м_у_!
2) Звуки: З – С
Прочитай слова. Правильно произноси звуки З и С.
зонт – соль глаза – касса
зубы – суп тазы – часы
ваза – бусы резина – осина
Дополни предложение.
Света поставила … в‿вазу .
Захар принёс резиновые … .
(сапоги, розы)
3) Звук Ч
Назови картинки. Правильно произноси звук Ч.
(грач, ча́йник, врач, ту́ча, черепа́ха, ключ)
Придумай слова со звуком Ч
Ручка, черешня, …, … .
Составь предложение из слов.
кла́сса, о̅тли́чно̅, четвёрто̅г̅о̅, Де́во̅чки, танцу́ют.
3. Материал РОХ по теме «Уход за комнатными растениями».
Какие растения называют комнатными?
– Растения которые растут дома.
Назови:
(ка́ктус, традеска́нция, гера́нь, фиа́лка)
Какие цветы есть в вашем классе?
– В нашем классе есть кактус, традесканция, … .
Как нужно ухаживать за цветами?
- Цветы нужно поливать, мыть листья, рыхлить землю.
Кто поливает цветы в вашем классе?
– Воспитатель и дежурный.
У тебя дома есть комнатные цветы?
– Да, есть. (Нет).
Послушай. Повтори. (на слух)
Герань, кактус, фиалка. Цветы нужно поливать.
4. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:"Дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока: "Работа над рассказом Л.Н.То...
презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:" Дифференциация звуков "Ш-Ж" на материале темы "Работа по картине Саврасова "Грачи прил...
презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:" Дифференциация звуков "С-З" на материале темы:"работа по картине И.И. Левитана Золотая осень"...
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.
Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.
Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В....
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог Фролова Е.С. Цель за...