Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда".
статья
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий
в работе логопеда.
учитель-логопед
Ишметова В.М.
Дошкольное образовательное учреждение призвано создать основу для развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. Забота о повышении качества образования выражается в обновлении его содержания, попытке отойти от традиционной системы воспитания и поиске новых форм учебного процесса. При этом необходимо учитывать, что не все инновационные процессы и образовательные технологии, используемые в работе со здоровыми дошкольниками, могут быть использованы в коррекционной педагогике. Все больше и больше в современном образовании ощущается доминанта «интеллектуального» образования, в результате чего страдает здоровье детей. Отечественные педагоги и психологи отмечают, что «забота об укреплении здоровья и всестороннем развитии ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая»
В последнее время значительно возросло количество детей с различными патологиями. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляется на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики; дыхания.
Роль учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка, т.е организацию здоровьесберегающей среды. К основным характеристикам здоровьесберегающей среды нужно отнести: морально-психологический климат, экологию и гигиену; рациональный режим жизни труда и отдыха, современные образовательные программы, методики и технологии. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
В своей практической деятельности я применяю следующие компоненты здоровьесберегающих технологий:
Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Использую в своей работе «Методику развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» Л.И.Беляковой.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Во время проведения артикуляционной гимнастики (два раза в день) осуществляю контроль за развитием и совершенствованием основных движений:
- качеством выполнения, точностью и правильностью;
- объёмом;
- техникой выполнения (устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью).
При отборе материала придерживаюсь определенной последовательности, иду от простых упражнений к более сложным. Провожу их в игровой форме «Сказка о Веселом Язычке», « В зоопарке», с использованием игрушки (лягушки).
Биоэнергопластика– это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, оказывют чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений, мелкую моторику. Считаю что, применяемый метод биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Массаж биологически активных точек (БАД). Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Имеется тесная функциональная связь между биологически активными точками и определенными органами, системами организма. Методика точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции речевых расстройств, но и для профилактики заболеваемости.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата. Процедура самомассажа проводится в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
- самомассаж можно проводить как индивидуально так и фронтально;
- самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты; ( после утренней гимнастики, дневного сна, как часть логопедического занятия). \
Как разновидность самомассажа проводится аурикулотерапия – система лечебного воздействия на точки ушной раковины, каждая из которых отвечает за работу какого-либо органа или системы. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, нажимание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Полезным считается воздействие на противокозелок, соответствующий полушарной проекции коры головного мозга. Также активно применяю самомассаж кистей рук во время которого происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (су-джок шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики, ребристый карандаш).
Также проводится массаж стоп ног, который является прекрасным профилактическим и коррегирующим средством при проблемах развития костно-мышечной системы ребенка, а также стимулирует работу всех систем организма. Исходя из сочетанных с речевым диагнозом, диагнозов общего соматического состояния здоровья детей и большим числом нарушения осанки посчитала необходимым включать в занятия простейшие приемы коррекции плоскостопия.
- хождение по ребристому коврику;
- опора стоп ног на колючий коврик во время нахожнения ребенка за рабочим;
- «позу лотоса», что по рекомендациям ортопедов является более физиологичной позой при посадке ребенка на полу.
Использую кинезеологические упражнения направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей и коррекции речевых расстройств.
Чтобы на занятиях у детей не возникало двигательное напряжение, усталость или беспокойство, использую релаксационные упражнения, которые провожу под спокойную музыку.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда является важной составляющей коррекционно- оздоровительной работы с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.
Материалы из опыта работы...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения
Применение работе здоровьесберегающих технологий помогает организовать коррекционный процесс с учетом интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ
Обобщение опыта по теме : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ"....
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует пои...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.
Одной из приоритетных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих технологий, ад...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....
«Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ»
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые на логопедических занятиях:Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Зрительная гимнастика.Развитие мелкой моторики...