Логопедическое обследование на ОПМПК
презентация к уроку на тему
Презентация по логопедическому обследованию на ОПМПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grozdova_g._blagoveshchensk_a_-sokrashch.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В системе комплексного обследования детей на ПМПК одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка В последние годы наблюдается увеличение количества детей с речевой патологией 2
Процедура обследования ребенка в ПМПК имеет особенности, отличающие ее от процедур независимых консультативных приемов детей конкретными специалистами (врачами, психологами, педагогами). ПМПК работает как единая команда специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка - медицинское, психологическое, педагогическое (логопедическое, дефектологическое) и формулирующих коллегиальное заключение . 3
Результаты обследования ребенка обсуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе его развития . 4
НАРУШЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЕ В ПРИМЕНЕНИИ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ 5
Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ РАССТРОЙСТВА ФОНАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДИСЛЕКСИЯ НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДИСГРАФИЯ НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ АЛАЛИЯ АФАЗИЯ ДИСФОНИЯ(АФОНИЯ) БРАДИЛАЛИЯ ТАХИЛАЛИЯ ЗАИКАНИЕ ДИСЛАЛИЯ РИНОЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ 6
НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ АЛЕКСИЯ Н А Р У Ш Е Н И Я П И С Ь М Е Н Н О Й Р Е Ч И ДИСЛЕКСИЯ ДИСГРАФИЯ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА АГРАФИЯ ДИЗОРФОГРАФИЯ 7
Одной из важных задач является диагностирование сложных нарушений Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения - системное недоразвитие речи (тяжелой, средней, легкой степени) при умственной отсталости Интеллектуальное снижение может сочетаться с сенсорной недостаточностью или нарушения слуха и зрения выступают как самостоятельные нарушения. В этом случае логопед говорит о вторичности речевого нарушения. 8
Для обследования используются различные альбомы и методики 9
Логопедическое обследование C хема обследования: I . Цель (жалобы родителей и ребенка). II. Ознакомление с педагогической документацией. III. Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного, речевого, психического). IV. Объективное исследование ребенка. 1. Установление эмоционального контакта с ребенком 2 . Исследование невербальных функций . 3. Сукцессивные способности. 4 . Исследование предметного и буквенного гнозиса , праксиса . 5 . Исследование мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа ). 6 . Исследование импрессивной речи. 10
Исследование фонематических процессов а) Фонематический анализ ; б) Фонематический синтез; в) Фонематические представления . Исследование экспрессивной речи а ) строение и подвижность артикуляционного аппарата; б ) состояние звукопроизношения; в ) произношение слов различной слоговой структуры ; г ) исследование словарного состава языка; д ) обследование грамматического строя речи, состояние функции словообразования и словоизменения; е) с остояние связной речи . 11
11. Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная выразительность). 12. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый . 12
V. Состояние письменной речи. 1. Состояние навыка письма: проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо); отметить особенности почерка; отметить характер дисграфических и орфографических ошибок. 2. Состояние навыка чтения: умение правильно показать печатные и прописные буквы; способность правильно называть буквы; чтение слогов, слов, предложений, текста. отметить характер чтения; выявить понимание прочитанного; отметить отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать). VI. Логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи). VII. Рекомендации. 13
Не следует забывать, что никакая схема логопедического обследования не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед имеет право и может при необходимости расширять или сужать предлагаемый арсенал приемов и средств При выборе заданий необходимо учитывать состояние развития речи в норме на тот возраст, в котором находится обследуемый ребенок 14
Данные обследования анализируются и формулируется логопедическое заключение которое отражает: -речевой диагноз; -степень и характер нарушения устной и письменной речи; -первичность или вторичность речевой патологии; -прогноз дальнейшего речевого развития ; -определение профиля дальнейшего обучения ; -рекомендации . 15
18 Статистические данные по РФ показывают, что количество детей с нарушением в развитии увеличивается, поэтому так важна роль комплексного психолого- медико- педагогического подхода к диагностике и сопровождению детей со сложными дефектами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста
Данная методика позволяет рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха, но и как самостоятельн...
Логопедическое обследование готовности к школьному обучению.
Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная реч...
Структура диагностической методики логопедического обследования
Логопедическое обследование...
Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП
Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП....
Сводная речевая карта логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста
Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объ...
Протокол логопедического обследования.
Даны этапы обследования устной речи учащихся 1-4 класс....
Протокол логопедического обследования детей 5-6 лет.
Предлагаются этапы обследования устной речи детей дошкольного возраста....