Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс МКС(К)ОУ VIII вида
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование по швейному делу для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_5_klass.doc | 361.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по швейному делу.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории, и рассчитана на 204 часа учебного времени (6 ч. в неделю).
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Цель:
Подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению элементарных видов работ.
Задачи:
- формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
- развитие мышления, способности к пространственному анализу;
- формирование эстетических представлений и вкуса;
- воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Основные формы:
- урок,
- практическая работа,
- самостоятельная работа,
- фронтальная работа.
Основные технологии:
- личностно-ориентированные,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
- Самостоятельная работа
- Работа по карточкам.
- Работа по плакатам.
- Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
- Демонстрация натуральных объектов;
- ИТК по обработке узлов изделия
- Дифференцированное, разноуровневое обучение;
- Наглядные пособия, раздаточный материал;
- Использование ИКТ, презентаций к урокам;
- Создание увлекательных ситуаций;
- Занимательные упражнения;
- Экскурсии;
- Декады трудового обучения;
- Участие в конкурсах;
- Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Содержание программы
I четверть (52ч)
Вводное занятие (2ч)
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
Швейная машина (12ч)
Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.
Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.
Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовка машины к работе (наружный осмотр, подключение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку. Положение изделия на рабочем месте.
Работа с тканью (18ч)
Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды, конструкция, применение.
Упражнения. Выполнение шва вподгибку с открытым и закрытым срезами. Утюжка изделия.
Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.
Ремонт одежды (8ч)
Изделие. Пуговица на стойке.
Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.
Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.
Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.
Практическое повторение (8ч.)
Виды работы. Пошив головного и носового платков, вышивка монограммы
Самостоятельная работа (4ч.)
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.
II четверть (42ч)
Вводное занятие (2ч)
План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Работа с тканью (16ч)
Изделие. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.
Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.
Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.
Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.
Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.
Ремонт одежды (12ч)
Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.
Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.
Умение. Наложение заплаты.
Практические работы. Вырезание лоскута 10x14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.
Практическое повторение (8ч.)
Виды работы. Пошив салфеток.
Самостоятельная работа (4ч)
Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом на образце.
III четверть (60ч)
Вводное занятие (2ч)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.
Швейная машина с ножным приводом (6ч)
Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.
Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.
Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.
Построение чертежа изделия в натуральную величину.
Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани (18ч)
Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды, назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей. Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании. Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды. Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.
Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва в подгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Двойной шов (4ч)
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов: конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.
Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.
Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применение двойного шва (20ч)
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.
Практическое повторение (6ч)
Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.
Самостоятельная работа (4ч)
Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7см. и шва вподгибку шириной 3 см.
IV четверть (50ч)
Вводное занятие (2ч)
План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.
Накладной шов (8ч)
Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.
Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам.
Применение двойного и накладного швов (24ч)
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.
Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.
Умение. Расчет расхода ткани.
Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ее ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Практическое повторение (12ч)
Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, прихваток.
Самостоятельная работа (4ч)
Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом; обработка ручки накладным швом).
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Должны знать/понимать:
-строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных швов (в заутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, выполнять мелкий ремонт одежды;
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | № урока по теме | Тема урока | Кол-во часов | Сроки |
I четверть | ||||
Вводное занятие. | 2 | |||
Знакомство с планом работы на четверть. | 1 | 03.09 | ||
Правила поведения и ТБ в швейной мастерской. | 1 | 03.09 | ||
Швейная машина с ручным приводом. | 12 | |||
Сведения о швейных машинах. Виды швейных машин. | 1 | 04.09 | ||
Организация рабочего места. Пуск и остановка швейной машины. | 1 | 04.09 | ||
Основные части швейной машины. | 1 | 05.09 | ||
Строчка на бумаге по прямым линиям. | 1 | 05.09 | ||
Винт-разъединитель, свободный и рабочий ход. | 1 | 10.09 | ||
Работа на холостом ходу швейной машины: наматывание нитки на шпульку. | 1 | 10.09 | ||
Строчка на бумаге по прямым линиям, на ширину рожка лапки. | 1 | 11.09 | ||
Заправка верхней и нижней ниток. | 1 | 11.09 | ||
Шитье на заправленной швейной машине (по прямым и ломаным линиям). Закрепка строчки. | 1 | 12.09 | ||
Выполнение пробных строчек по намеченным линиям (прямым, ломанным). | 1 | 12.09 | ||
Тестирование по теме «Швейная машина». | 1 | 17.09 | ||
Выполнение машинных строчек с ориентацией на ширину лапки. | 1 | 17.09 | ||
Работа с тканью. | 18 | |||
Электрические утюги: виды, устройство. | 1 | 18.09 | ||
Правила безопасной работы с электрическим утюгом. | 1 | 18.09 | ||
Краевой шов вподгибку с открытым срезом. | 1 | 19.09 | ||
Выполнение шва вподгибку с открытым срезом (на образце) | 19.09 | |||
Краевой шов вподгибку с закрытым срезом. Конструкция и применение. Ширина шва. | 1 | 24.09 | ||
Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом (на образце). Замётывание среза. | 1 | 24.09 | ||
Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом (на образце). Закрепление шва машинной строчкой. | 1 | 25.09 | ||
Представление о волокне. Вид волокон. | 1 | 25.09 | ||
Носовой платок. Анализ образца. Ткань для изделия – ситец, батист. | 1 | 26.09 | ||
План изготовления платка. | 1 | 26.09 | ||
Обработка поперечных срезов платка швом вподгибку с закрытым срезом. Первое замётывание. | 1 | 01.10 | ||
Обработка поперечных срезов платка швом вподгибку с закрытым срезом. Второе замётывание. | 1 | 01.10 | ||
Закрепление шва вподгибку машинной строчкой. | 1 | 02.10 | ||
Обработка долевых срезов платка швом вподгибку с закрытым срезом. Первое замётывание | 1 | 02.10 | ||
Обработка долевых срезов платка швом вподгибку с закрытым срезом. Второе замётывание. | 1 | 03.10 | ||
Закрепление шва вподгибку машинной строчкой. | 1 | 03.10 | ||
Обработка углов платка косыми стежками. | 1 | 08.10 | ||
ВТО платка. | 1 | 08.10 | ||
Ремонт одежды. | 8 | |||
Беседа о ремонте одежды. Знакомство с пуговицами и способами их пришивания. | 1 | 09.10 | ||
Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц (с отверстием и на ножке). | 1 | 09.10 | ||
Ремонт одежды по распоровшемуся шву. | 1 | 10.10 | ||
Стачивание ткани по распоровшемуся шву ручным стачным швом и на швейной машинке. | 1 | 10.10 | ||
Обметывание среза шва косыми или петельными стежками. | 1 | 15.10 | ||
Утюжка образца (срезы шва разутюжить, заутюжить). | 1 | 15.10 | ||
Выполнение ремонта одежды в месте разрыва ткани частыми косыми стежками. | 1 | 16.10 | ||
Выполнение ремонта одежды. Утюжка. | 1 | 16.10 | ||
Самостоятельная работа. | 4 | |||
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом. | 1 | 17.10 | ||
Закрепление шва вподгибку машинной строчкой | 1 | 17.10 | ||
Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями. | 1 | 22.10 | ||
Анализ качества самостоятельной работы. | 1 | 22.10 | ||
Практическое повторение | 8 | |||
Пошив носового платка. Планирование работы. | 1 | 23.10 | ||
Разметка ширины шва. | 1 | 23.10 | ||
Обработка поперечных срезов платка. Шов вподгибку с закрытым срезом - первое замётывание. | 1 | 24.10 | ||
Обработка поперечных срезов платка. Шов вподгибку с закрытым срезом - второе замётывание. | 1 | 24.10 | ||
Закрепление шва машинной строчкой. | 1 | 29.10 | ||
Обработка долевых срезов платка. Шов вподгибку с закрытым срезом (замётывание). | 1 | 29.10 | ||
Обработка долевых срезов платка. Шов вподгибку с закрытым срезом (закрепление машинной строчкой). | 1 | 30.10 | ||
ВТО изделия. | 1 | 30.10 | ||
II четверть | ||||
Вводное занятие. | 2 | |||
План работы на II четверть. | 1 | 09.11 | ||
Правила поведения и ТБ в мастерской. | 1 | 09.11 | ||
Работа с тканью | 16 | |||
Машинные швы. Стачной шов. Конструкция, применение. Ширина шва. | 1 | 11.11 | ||
Выполнение стачного шва взаутюжку и вразутюжку. | 1 | 11.11 | ||
Анализ мешочка. Ткани, форма, детали, швы. | 1 | 13.11 | ||
План изготовления мешочка. Запись плана в тетрадь. | 1 | 13.11 | ||
Отделка края мешочка вышивкой или аппликацией. Выбор рисунка. Перевод рисунка. | 1 | 16.11 | ||
Вышивка рисунка по контуру ручными украшающими стежками. | 1 | 16.11 | ||
Сметывание боковых срезов мешочка. | 1 | 18.11 | ||
Стачивание боковых срезов мешочка. Ширина шва 1см 5мм. | 1 | 18.11 | ||
Косые и петельные обметочные стежки. | 1 | 20.11 | ||
Обметывание боковых срезов петельными и косыми стежками. | 1 | 20.11 | ||
Обработка верхнего среза швом вподгибку с открытым срезом. Ширина шва 0,5-0,7см | 1 | 23.11 | ||
Шов вподгибку с закрытым срезом. Ширина шва 2см. | 1 | 23.11 | ||
Обработка верхнего среза мешочка. | 1 | 25.11 | ||
Застрачивание подогнутого среза на 1-2мм от края. | 1 | 25.11 | ||
Продергивание тесьмы, соединение ее на швейной машинке. | 1 | 27.11 | ||
Утюжка готового изделия. | 1 | 27.11 | ||
Ремонт одежды | 12 | |||
Вырезание лоскута 10х14см для вешалки. | 1 | 30.11 | ||
Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. | 1 | 30.11 | ||
Пришивание вешалки к изделию. | 1 | 02.12 | ||
Втачивание вешалки в шов подгибку с закрытым срезом. | 1 | 02.12 | ||
Виды заплат. Определение места наложения и размеров заплаты. | 1 | 04.12 | ||
Раскрой заплаты с прибавкой на швы. | 1 | 04.12 | ||
Заметывание срезов заплаты. | 1 | 07.12 | ||
Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание. | 1 | 07.12 | ||
9. | Пришивание заплаты вручную петельными стежками. | 1 | 09.12 | |
10. | Пришивание заплаты вручную косыми стежками. | 1 | 09.12 | |
11. | ВТО образца. Оформление альбома. | 1 | 11.12 | |
12. | Тестирование по теме ремонт одежды. | 1 | 11.12 | |
Самостоятельная работа | 4 | |||
Вырезание лоскута 10х14см для вешалки. | 1 | 14.12 | ||
Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. | 1 | 14.12 | ||
Втачивание вешалки в шов вподгибку с закрытым срезом. | 1 | 16.12 | ||
Анализ качества самостоятельной работы. | 1 | 16.12 | ||
Практическое повторение. | 8 | |||
1. | Пошив салфетки для интерната. | 1 | 18.12 | |
2. | Заметывание срезов салфетки. | 1 | 18.12 | |
3. | Обработка поперечных срезов салфетки. | 1 | 21.12 | |
4. | Застрачивание поперечных срезов салфетки на 1мм от края. | 1 | 21.12 | |
5. | Заметывание долевых срезов салфетки на ширину шва 1см. | 1 | 23.12 | |
6. | Застрачивание долевых срезов салфетки. | 1 | 23.12 | |
7. | ВТО изделия. | 1 | 25.12 | |
8. | Итоговое занятие. | 1 | 25.12 | |
III четверть | ||||
Вводное занятие. | 2 | |||
Ознакомление с задачами и планом на III четверть. | 1 | 11.01 | ||
Правила безопасности работы в мастерской. | 1 | 11.01 | ||
Швейная машина. | 6 | |||
Сведения о работе швейной машины с ножным приводом. | 1 | 13.01 | ||
Устройство ножного привода (приводной, передаточный, рабочий механизм, их взаимодействие). | 1 | 13.01 | ||
Регулятор строчки, его устройство, назначение. | 1 | 15.01 | ||
Выполнение строчек с различной длиной стежка. Машинная закрепка и ее выполнение. | 1 | 15.01 | ||
Машинная игла. Назначение ее частей. | 1 | 18.01 | ||
Подбор машинной иглы (в зависимости от толщины ткани и номера ниток). | 1 | 18.01 | ||
Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машинке по прямым срезам ткани. | 18 | |||
Основные линии и знаки в чертеже по швейному делу. | 1 | 20.01 | ||
Построение прямого угла. Инструменты для изготовления выкроек. | 1 | 20.01 | ||
Анализ образца салфетки. | 1 | 22.01 | ||
Построение чертежа квадратной формы. Изготовление выкройки. | 1 | 22.01 | ||
Ткани для салфетки. Долевые и поперечные нити в ткани. | 1 | 25.01 | ||
Раскрой салфетки | 1 | 25.01 | ||
Подготовка кроя салфетки к пошиву. | 1 | 27.01 | ||
План пошива салфетки. | 1 | 27.01 | ||
Заметывание края салфетки швом вподгибку с открытым срезом | 1 | 29.01 | ||
Обработка срезов салфетки: первый подгиб ширина шва 5-7мм. | 1 | 29.01 | ||
Заметывание края салфетки швом вподгибку с закрытым срезом на 2см. | 1 | 01.02 | ||
Краевой шов вподгибку с закрытым срезом | 1 | 01.02 | ||
Обработка углов салфетки по диагонали (заметывание). | 1 | 03.02 | ||
Обработка углов по диагонали вручную косыми стежками. | 1 | 03.02 | ||
Застрачивание подогнутых сторон салфетки на 1мм от края подгиба. | 1 | 05.02 | ||
Выполнение машинной строчки (на 1мм от края) с ориентиром на рожок лапки. | 1 | 05.02 | ||
Влажно-тепловая обработка. | 1 | 08.02 | ||
Окончательная обработка салфетки (утюжка). | 1 | 08.02 | ||
Двойной шов. | 4 | |||
Соединительный двойной шов. Конструкция и применение. | 1 | 10.02 | ||
Анализ образца двойного шва. Технические условия на выполнение. | 1 | 10.02 | ||
Выполнение двойного шва на образце. | 1 | 12.02 | ||
Контроль качества работы. | 1 | 12.02 | ||
Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применение двойного шва. | 20 | |||
Фасоны наволочек. Стандартные размеры. Определение размера наволочки по подушке. | 1 | 15.02 | ||
Построение чертежа прямоугольной формы в натуральную величину. Изготовление выкройки. | 1 | 15.02 | ||
Расчет расхода ткани на одно изделие. Подготовка ткани к раскрою. Прибавки на швы. | 1 | 17.02 | ||
Раскрой наволочки. | 1 | 17.02 | ||
Анализ образца наволочки. Швы, применяемые для пошива. | 1 | 19.02 | ||
Составление плана пошива наволочки по технологической карте. | 1 | 19.02 | ||
Обработка поперечных срезов наволочки швом вподгибку с закрытым срезом (I заметывание). | 1 | 22.02 | ||
Обработка поперечных срезов наволочки швом вподгибку с закрытым срезом (II заметывание). | 1 | 22.02 | ||
Обработка поперечных срезов наволочки швом вподгибку с закрытым срезом (застрачивание). Выполнение машинной закрепки. | 1 | 24.02 | ||
Выполнение разметки для клапана. | 1 | 24.02 | ||
Обработка боковых срезов наволочки двойным швом. | 1 | 26.02 | ||
Обработка боковых срезов наволочки (складывание, сметывание). | 1 | 26.02 | ||
Стачивание боковых срезов наволочки на 5мм от среза (первая строчка). | 1 | 01.03 | ||
Вывертывание наволочки, выправление углов и шва. | 1 | 01.03 | ||
Выметывание боковых швов наволочки. | 1 | 03.03 | ||
Выполнение второй строчки. Ширина шва 7мм. | 1 | 03.03 | ||
Вывертывание наволочки, выправление углов и шва. ВТО. | 1 | 05.03 | ||
Проверка качества выполнения двойного шва. | 1 | 05.03 | ||
Утюжка готового изделия. Складывание изделия по стандарту. | 1 | 10.03 | ||
Отчет по готовому изделию. Тестирование. | 1 | 10.03 | ||
Самостоятельная работа. | 4 | |||
Построение квадрата 20х20 см. Вырезание и проверка построения. | 1 | 12.03 | ||
Выполнение двойного шва. | 1 | 12.03 | ||
Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом (I подгиб – 7мм, II подгиб – 3см). | 1 | 15.03 | ||
Анализ качества самостоятельной работы. | 1 | 15.03 | ||
Практическое повторение. | 6 | |||
Изготовление нарукавников для интерната. Анализ изделия. | 1 | 17.03 | ||
Обработка боковых срезов двойным швом. | 1 | 17.03 | ||
Обработка верхнего и нижнего среза нарукавников швом вподгибку с закрытым срезом (первый подгиб - 7мм). | 1 | 19.03 | ||
Обработка верхнего и нижнего среза нарукавников швом вподгибку с закрытым срезом (второй подгиб – 2см). | 1 | 19.03 | ||
ВТО изделия. Вдергивание резинки, соединение ее накладным швом. | 1 | 22.03 | ||
Отчет по готовому изделию. Тестирование. | 1 | 22.03 | ||
IV четверть | ||||
Вводное занятие. | 2 | |||
Ознакомление с задачами и планом работы на IV четверть. | 1 | 02.04 | ||
Правила ТБ в мастерской. | 1 | 02.04 | ||
Накладной шов. | 8 | |||
Виды соединительного накладного шва. | 1 | 05.04 | ||
Накладной шов, применение в различных изделиях. | 1 | 05.04 | ||
Накладной шов с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны. | 1 | 07.04 | ||
Применение, ширина шва в различных изделиях. | 1 | 07.04 | ||
Накладной шов с двумя закрытыми срезами. | 1 | 09.04 | ||
Применение, ширина шва в различных изделиях. | 1 | 09.04 | ||
Накладной шов с открытыми срезами, направленными в одну сторону. | 1 | 12.04 | ||
Применение, ширина шва в различных изделиях. | 1 | 12.04 | ||
Построение чертежа прямоугольного изделия. | 24 | |||
Растительные волокна. Хлопок. Простейшее знакомство с хлопчатником. | 1 | 14.04 | ||
Элементарные сведения о прядении. Получение пряжи. | 1 | 14.04 | ||
Сумка хозяйственная. Фасоны сумок. Ткани, швы, применяемые для пошива. | 1 | 16.04 | ||
Составление плана пошива на основе предметно-технологической карты. | 1 | 16.04 | ||
Определение размера сумки и ручек. Мерки. | 1 | 19.04 | ||
Построение чертежа. | 1 | 19.04 | ||
Расчет расхода ткани на одно изделие. | 1 | 21.04 | ||
Подготовка ткани к раскрою. | 1 | 21.04 | ||
Раскладка выкроек на ткани с учетом припусков на швы. | 1 | 23.04 | ||
Раскрой сумки и ручек припусками на швы. | 1 | 23.04 | ||
Виды отделки сумок. | 1 | 26.04 | ||
Отделка сумки тесьмой или аппликацией. | 1 | 26.04 | ||
Обработка ручек для сумки. | 1 | 28.04 | ||
Накладной шов с двумя закрытыми срезами. | 1 | 28.04 | ||
Разметка мест прикрепления ручек к сумке. Прикрепление ручек к сумке согласно разметке. | 1 | 30.04 | ||
Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным втачиванием ручек. | 1 | 30.04 | ||
Обработка боковых срезов сумки. | 1 | 03.05 | ||
Выполнение двойного шва. | 1 | 03.05 | ||
Образование дна и боковых сторон сумки путем заметывание углов. | 1 | 05.05 | ||
Застрачивание углов и дна сумки. | 1 | 05.05 | ||
Заметывание боковых сторон сумки. | 1 | 07.05 | ||
Застрачивание боковых сторон сумки для придания формы. | 1 | 07.05 | ||
Окончательная отделка сумки, утюжка. | 1 | 10.05 | ||
Итоговый урок по теме «Сумка». Тестирование. | 1 | 10.05 | ||
Самостоятельная работа. | 4 | |||
Обработка двойного шва. | 1 | 12.05 | ||
Обработка ручки накладным швом. | 1 | 12.05 | ||
Обработка шва вподгибку с одновременным втачиванием ручки. | 1 | 14.05 | ||
Анализ качества самостоятельной работы. | 1 | 14.05 | ||
Практическое повторение. | 12 | |||
Пошив прихватки для кухни. | 1 | 17.05 | ||
Изготовление выкройки прихватки. | 1 | 17.05 | ||
Анализ изделия. План пошива. | 1 | 19.05 | ||
Соединение лоскутов ткани. | 1 | 19.05 | ||
Раскрой деталей прихватки. | 1 | 21.05 | ||
Соединение деталей прихватки сметочными стежками. | 1 | 21.05 | ||
Подготовка тесьмы к обработке. | 1 | 24.05 | ||
Обработка срезов прихватки тесьмой (заметывание). | 1 | 24.05 | ||
Прокладывание машинной строчки по краю тесьмы. | 1 | 26.05 | ||
Изготовление петли из конца тесьмы. | 1 | 26.05 | ||
Обработка края петли косыми стежками. | 1 | 28.05 | ||
ВТО изделия. Проверка качества. | 1 | 28.05 |
Формы оценивания
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
- Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
- Прилежание ученика во время работы.
- Степень умственной отсталости.
- Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
- Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминалогии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 2. – 304 с.
Дополнительная литература:
1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек, 5 класс. Пособие для учителей. М.: Школьная пресса, 2006
2. Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания. / Авт. - составитель Н.А. Бородкина. – Волгоград: Учитель, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида....
Урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс.
Урок по профессионально-трудовому обучению...
Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт
Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениям...
Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.
Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...
Урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс.
Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Фартук», закрепление материала в форме практической работы. ...
Рабочая программа по истории отчества в 7 - 9 классах специальной коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой,2011г. Ра...