Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся школы-интерната VIII вида в процессе внеклассной работы.
материал на тему


Конспект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся школы-интерната  VIII вида в процессе внеклассной работы.»

                                                   Рыбенко  Л.А.

2014-2015 уч.год

Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое?

Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

Брянская  земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности.

 Воспитание гражданственности и патриотизма - это

целенаправленная и систематическая деятельность школы-интернат  по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Здесь важно, чтобы произошло принятие нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.

Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Здесь задачей -доминантой является формирование социально – культурных ценностей на уровне представления. Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где родился человек. Родной язык. Государственные символы и атрибуты РК. Формирование понятий мужество, отвага, дружба.

Идёт воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.

Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с самого раннего детства, необходимо еще в начальной школе вызывать у ребят интерес к политической жизни в стране. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий.

Далее  расширение представления о социальном устройстве жизни, так как с точки зрения психологов на первом месте ставятся социальные мотивы. Школьники среднего возраста еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему.

Система ценностей, ориентированных на усвоение: Патриотизм как отношение к Отечеству, интернационализм как нравственное качество человека. Расширение представления о государственной символике. Формирование понятий взаимопомощь, взаимовыручка, чувство ответственности за окружающих. Особое значение придаётся изучению государственных символов .

Затем формирование патриотизма идёт через воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям. Мы с вами родились и живём на древней брянской  земле. И нам всем необходимо знать и уважать историю, традиции и культурное наследие. Есть в истории даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад не только, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.

Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.

С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. Патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и указывают на качество их социального развития.

Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием общества гражданское степенно становится приоритетным по отношению к патриотическому - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке - значительно раньше гражданских представлений.

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и

углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной

природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.  Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей; уважение к атрибутам государственности страны.

Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Источниками патриотического воспитания для школьников является естественная среда их жизнедеятельности. Это «Малая Родина»: семья, школа, родной дом, улица, отдельные страницы истории деревень, города, области. При этом речь идет именно об отдельных страницах, отдельных исторических деятелях. Выбор темы связан с содержанием базовой программы школы, со знаменательными датами, всенародными праздниками, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади, с памятниками истории и культуры.

Целенаправленная и плодотворная работа способствует повышению интереса и мотивации у учащихся, любви к дому, семье, городу, Родине. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой народ. Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа.

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Он глубже воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах. Краеведческая деятельность по природе коллективная, обучает ребенка науке общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, дает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах. Дети любопытны и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны. Они деятельны и активны по природе, именно деятельность, в которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовывать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формировать образ Родины.

Формы интеграции прослеживаются и при написании сочинений, при изучении географических, биологических, физических и культурологических особенностей нашего края.

Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В содержание воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов. Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, формируется правосознание гражданина.

В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования педагога , здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и в процессе внеклассной работы.

    Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стра­не стала все более заметной утрата нашим обществом традици­онно российского патриотического сознания, о необходимости возр...

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...

Тестирование для педагогов «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в условиях реализации требований ФГОС общего образования».

Тестирование для педагогов «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в условиях реализации требований ФГОС общего образования»....

Ситема уроков внеклассного чтения( 5-9 кл.) в рамках образовательного проекта по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Постепенно в ходе уроков литературы я пришла к пониманию, что приобщение современных школьников к таким важным для каждого человека составляющим, как патриотизм,  гражданственность, осознание соб...

Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образ...

Республиканский профессиональный конкурс методических материалов "Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ"

Актуальность данной темы определяется важностью школьного возраста для психического развития детей; необходимостью совершенствования экскурсионной работы со слепыми и слабовидящими посетителями музея,...

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на занятиях по внеклассному чтению

Воспитание патриотизма у школьников, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье...