Факультативный курс " Экология "
календарно-тематическое планирование (7 класс) по теме

Медведева Татьяна Викторовна

Данный курс рассчитан на обучение и ознакомление учащихся 7 класса коррекционной школы с основами экологических знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит умственно отсталых школьников к трудовой деятельности в условиях современных экономических отношений. В настоящий период под влиянием изменений в социально-экономической сфере, в окружающей среде и т.д.. вся система учебно-воспитательной работы образовательных учреждений претерпевает значительные изменения. Это находит отражение в содержании образования, в структуре обучения, в появлении новых технологий. • Все большее значение в современном мире приобретает экологическое образование подрастающего поколения. Ведь наше главное богатство — не благоустроенный быт, не достижения технической мысли, а чистый воздух, прозрачная вода, богатая растительность, животный мир; С раннего детства необходимо учить ребенка понимать природу, видеть ее красоту, беречь богатства, познавать связи и отношения в окружающем мире. Именно с этого начинается экологическое воспитание детей. Основными его задачами являются следующие:   t

—        доказать учащимся, что в природе все взаимосвязано;

—'помочь понять, что человек должен знать природные связи и не нарушать их;

  • научить детей использовать свои знания о взаимосвязях в природе в конкретных ситуациях;
  • научить оценивать возможные последствия варварского отношения ко всему, что нас окружает.

Знания о природе, об организме человека и охране его здоровья учащиеся получают на уроках развития речи начальные классы), природоведения (5 кл.), естествознания (6—9 кл.). Но программы
по этим предметам недостаточно полно отражают проблемы экологии как науки
о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Очевидно, что экологическое обучение, воспитание ребенка должны проходить че-
рез всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во
внеурочное время.        

Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида предусматривает факультативные занятия в 5-9 классах (по 2 часа в неделю). Их необходимо использовать для более прочного усвоения предметов базового компонента, получения дополнительных жизненно важных знаний, умений, навыков, для развития познавательных интересов учащихся, а в целом — решения вопросов их социальной адаптации.

Курс «Экология» может успешно изучаться на факультативных занятиях в старших классах.

Его содержание разработано с учетом психофизических возможностей старшеклассников, их знаний, умений и навыков,  полученных за время обучения в школе.

В 7 классе учащимся предлагаются для изучения следующие вопросы:

  • общая экология (экология как наука, ее роль в жизни современного общества. Закономерность взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой);

охрана природы («Красная книга», общественные движения за сохранение природы, лес и человек, экология парка). 

Основными методами и формами организации занятий по экологии являются рассказ, беседа, сюжетная игра, экскурсия, показ видеофильмов, работа с таблицами.

В школе имеются прекрасные возможности для проведения экскурсий, для организации встреч с интересными людьми, занимающимися проблемами экологии (национальный парк «Смоленское Поозерье», Краеведческий музей ).  Также можно найти возможности для проведения экскурсий, наблюдений за природой.

В целом этот курс способствует решению основной задачи коррекционнои школы: компенсации недостатков умственного и физического развития детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации.

Основные задачи курса «Экология»:

—        систематизировать и расширить знания учащихся о природе, о взаимодействии общества и природы, полученные на уроках биологии, географии и др.;

  • сообщить элементарные сведения о современных проблемах экологии, доступные умственно отсталым учащимся;
  • формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе, чувство единства с ней, внушать чувство ответственности за ее судьбу;
  • расширять контакты старшеклассников с природой, вовлекать их в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды;
  • развивать мышление и речь на основе правильного восприятия предметов и явлений природы и окружающего мира — умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы умственно отсталых учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

 Учащиеся 7 класса должны знать:.

  • понятия «экология», «природа», «природные условия и ресурсы», «взаимосвязь живой и неживой природы»;
  • названия некоторых растений и животных, внесенных в «Красную книгу»;
  • значение леса, парка в жизни человека, в решении экологических проблем.

Учащиеся 7 класса должны уметь:

  • наблюдать явления и объекты природы, определять и объяснять их взаимосвязь с человеком и обществом;
  • оценивать (на элементарном уровне) отношение людей к природной среде;
  • получать элементарную информацию из различных источников;
  • правильно вести себя в парке, в лесу, на реке и т.д.

8 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Первая четверть

1

Введение. Что такое экология.

2

2

Природа и мы.

2

3

Судьба природы наша судьба

2

4

«Красная книга»-документ совести человеческой

2

5

Связь живой и неживой природы

2

6

Берегите воду. Почему ее надо беречь.

2

7

Боль природы:Волга,Байкал

2

8

Экскурсия в природу.

2

9

Творческие работы учащихся

2

Вторая четверть

1

Почва и круговорот веществ.

2

2

Значение воздуха для жизни на Земле

2

3

Источники загрязнения воздушного океана

2

4

Природа в опасности. Экологические катастрофа.

2

5

Лес и человек. Значение леса в природе и жизни человека.

2

6

Многообразие лесных растений.

2

7

Животный мир леса.

2

Третья четверть

1

Десять заповедей друзей леса.

2

2

Лесные ремесла. Народные промыслы связанные с лесом (резьба по дереву,бересте,плетение из лыка, из ивового прута.)

2

3

Лес в наших ощущениях. Цвет леса, звуки леса. Влияние леса на эмоции человека

2

4

Заповедные места России: озеро Байкал.

2

5

Таймырский и Приокский заповедники.

6

Влияние деятельности человека на лесное сообщество (положительное и отрицательное)

2

7

Национальный парк « Смоленское Поозерье»

2

8

Просмотр видеофильма « Природа Смоленской области»

2

9

Экскурсия в природу.

2

10

Творческие работы учащихся.

2

Четвертая четверть

1

Экология парка. Значение парков в жизни человека.

2

2

Парки – центры истории и культуры.

2

3

Природа парка.

2

4

Парки нашего края

2

5

Общественное движение за сохранение природы

2

6

Международный день Земли.

2

7

Практическое повторение.

2

8

Операция зеленый друг.

2


План экологической работы на 2014 -2015 год

Мероприятия

Классы

Сроки

Ответственный

1

Реализация проекта «Поможем зимующим птицам». Подкормка птиц зимой.

5-9 класс

Учитель биологии

2

Участие в фестивале «Детство без границ», конкурс-акция «Раскрасим Планету в зелёный цвет!»

5-9 класс

Учитель биологии

3

Виртуальная экскурсия «Московский зоологический сад». К 150-летию создания Московского зоопарка.

5-9 класс

Учитель биологии

4

Исследовательская  деятельность «Влияние условий на прорастание семян»

5-9 класс

Учитель биологии

5

Участие в фестивале детского и юношеского творчества «Звёзды нового века»

5-9 класс

Учитель биологии

6

Единый классный час, посвящённый 120-летию В.В. Бианки «Лесная газета»

5-9 класс

Учитель биологии Классные руководители

7

Единый классный час, посвященный международному дню леса «Живи лес!»

5-9 класс

Учитель биологии Классные руководители

8

Экологическая сказка «Жила-была речка»

5-9 класс

Учитель биологии

9

Акция «Встречаем пернатых друзей». Изготовление скворечников.

5-9 класс

Учитель столярного дела

10

Неделя экологических знаний

5-9 класс

11.1.

Общешкольная линейка. Открытие Недели: цели, задачи, знакомство с программой Недели

5-9 класс

Учитель биологии

11.2.

«Наши пернатые друзья». Конкурс стихов с презентацией своего стихотворения.

Чёрный стриж – птица 2014 года.

5-9 класс

Учитель биологии

11.3.

Самые полезные комнатные растения

5-9 класс

Учитель биологии

11.4.

Викторина «Растения символы»

5-9 класс

Учитель биологии

11.5.

Игра «Звёздный час»

5-9 класс

Учитель биологии

11.6.

Конкурс поделок из природного материала «В гостях у Берендея»

5-9 класс

Учитель биологии, ИЗО, труда, классные руководители

11.7.

Оформление тематического стенда.

5-9 класс

Учитель биологии

12

Месячник по благоустройству территории школы.

5-9 класс

Учитель биологии Классные руководители

13

Единый классный час «Урок экологической грамотности»

5-9 класс

Учитель биологии Классные руководители

14

Акция трудовой бригады школы-интерната «Сделаем школу цветущей».

5-9 класс

Учитель биологии

15

31 мая – всемирный день без табака.

классные часы:

1-5 классы «Тот себе вредит, кто на сигарету глядит».

6-9 классы «Думаем о будущем сегодня».

5-9 класс

Учитель биологии Классные руководители

16

Экологический десант «Очистка территории берега реки Каспля».

5-9 класс

Учитель биологии Классные руководители

17

Единый классный час, посвященный всемирному дню защиты животных «Животные рядом с нами – береги их».

5-9 класс

Учитель биологии Классные руководители

18

Устный журнал «Животные рядом с нами»

5-9 класс

Учитель биологии

19

«День Зиновия Синичника»

Конкурс стихов «О тех, кто с нами остался зимовать»

5-9 класс

Учитель биологии

Учитель чтения

Классные руководители

20

Конкурс рисунков  «Мои любимые животные» (международный день домашних животных)

5-9 класс

Учитель биологии Классные руководители, учитель ИЗО.

21

Акция «Поможем зимующим птицам».

5-9 класс

Учитель биологии Классные руководители


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экология «Экологическая безопасность»

Слайд 2

В переводе с греческого «экос» - дом, «логос» - учение.

Слайд 3

Экология- наука о доме. А какой дом изучает экология?

Слайд 4

Экология – наука о доме, которая изучает как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга, и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом - планету Земля

Слайд 13

Человек своими поступками наносит вред природе, загрязняет воздух, почву, воду.

Слайд 14

Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

Слайд 15

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды.

Слайд 16

_ стой вблизи машины с работающим _. Не оставайся в закрытом гараже во время работы _. Разводи _, которые очищают воздух. Не стой рядом с _ людьми. Нельзя купаться в _ воде. Пей только _ воду. Надевай головной убор во время _ , он может быть кислотным. Не собирай _ вблизи дорог, заводов, свалок. Перед едой _ фрукты и овощи _ водой. Не ешь продукты, у которых истёк срок _. НЕ, РАСТЕНИЯ, МАШИНЫ, ДВИГАТЕЛЕМ, ГРЯЗНОЙ, ЧИСТУЮ, КУРЯЩИМИ, ДОЖДЯ, МОЙ, ГОДНОСТИ, ЧИСТОЙ, ГРИБЫ И ЯГОДЫ.

Слайд 17

Если я приду в лесок И сорву ромашку? Если съем я пирожок И выброшу бумажку? Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? Если ветку подвяжу Колышек поставлю? Если сильно насорю И убрать забуду? Если мусор уберу, Банку закопаю? Я люблю свою природу Я ей помогаю!

Слайд 20

Памятки экологической безопасности Воздух Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов. Не ходи по туннелям, где воздух особенно загрязнён. Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть. Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог. -Разводи комнатные растения, которые очищают воздух. -Деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух. -Попроси взрослых не курить в квартире.

Слайд 21

Вода Нельзя купаться возле промышленных стоков. Пей только кипяченную или очищенную фильтром воду. Не пей воду из неизвестных источников.

Слайд 22

Продукты -Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, железных дорог, свалок, заводов. -Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипяченой воде. -Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения. -Все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Экология нашей местности"

Программа факультативного курса «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о станице Роговской и Краснодарском крае в це...

Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс

Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс  для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...

Факультативный курс (10 час) «Экология человека» (8-9 классы)

Факультативный курс (10 час)«Экология человека»(8-9 классы)...

Факультативный курс "Литература и экология"

Факультативный курс «Литература и экология» направлен на воспитание у школьников средствами литературы любви и ответственного отношения к природе, формирование умения понимать и ценить её красоту и бо...

Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс

Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс 70 часов (1ч в 10м (35ч) и 1ч в 11м (35ч))...

Программа факультативного курса "Экология компьютерного детства"

Создание таких педагогических условий в рамках которых можно сформировать позитивную здоровьесберегающую стратегию  поведения у учащихся  при работе за ПК на основе знаний о воздействии инфо...

Методические рекомендации к программе факультативного курса "Экология компьютерного детства"

Цель: создание таких педагогических условий в рамках которых можно сформировать позитивную здоровьесберегающую стратегию  поведения у учащихся  при работе за ПК на основе знаний о воздействи...