Факультативный курс " Экология "
календарно-тематическое планирование (7 класс) по теме
Данный курс рассчитан на обучение и ознакомление учащихся 7 класса коррекционной школы с основами экологических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_.docx | 31.84 КБ |
Презентация " Экологическая безопасность" | 1006 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит умственно отсталых школьников к трудовой деятельности в условиях современных экономических отношений. В настоящий период под влиянием изменений в социально-экономической сфере, в окружающей среде и т.д.. вся система учебно-воспитательной работы образовательных учреждений претерпевает значительные изменения. Это находит отражение в содержании образования, в структуре обучения, в появлении новых технологий. • Все большее значение в современном мире приобретает экологическое образование подрастающего поколения. Ведь наше главное богатство — не благоустроенный быт, не достижения технической мысли, а чистый воздух, прозрачная вода, богатая растительность, животный мир; С раннего детства необходимо учить ребенка понимать природу, видеть ее красоту, беречь богатства, познавать связи и отношения в окружающем мире. Именно с этого начинается экологическое воспитание детей. Основными его задачами являются следующие: t
— доказать учащимся, что в природе все взаимосвязано;
—'помочь понять, что человек должен знать природные связи и не нарушать их;
- научить детей использовать свои знания о взаимосвязях в природе в конкретных ситуациях;
- научить оценивать возможные последствия варварского отношения ко всему, что нас окружает.
Знания о природе, об организме человека и охране его здоровья учащиеся получают на уроках развития речи начальные классы), природоведения (5 кл.), естествознания (6—9 кл.). Но программы
по этим предметам недостаточно полно отражают проблемы экологии как науки
о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Очевидно, что экологическое обучение, воспитание ребенка должны проходить че-
рез всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во
внеурочное время.
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида предусматривает факультативные занятия в 5-9 классах (по 2 часа в неделю). Их необходимо использовать для более прочного усвоения предметов базового компонента, получения дополнительных жизненно важных знаний, умений, навыков, для развития познавательных интересов учащихся, а в целом — решения вопросов их социальной адаптации.
Курс «Экология» может успешно изучаться на факультативных занятиях в старших классах.
Его содержание разработано с учетом психофизических возможностей старшеклассников, их знаний, умений и навыков, полученных за время обучения в школе.
В 7 классе учащимся предлагаются для изучения следующие вопросы:
- общая экология (экология как наука, ее роль в жизни современного общества. Закономерность взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой);
охрана природы («Красная книга», общественные движения за сохранение природы, лес и человек, экология парка).
Основными методами и формами организации занятий по экологии являются рассказ, беседа, сюжетная игра, экскурсия, показ видеофильмов, работа с таблицами.
В школе имеются прекрасные возможности для проведения экскурсий, для организации встреч с интересными людьми, занимающимися проблемами экологии (национальный парк «Смоленское Поозерье», Краеведческий музей ). Также можно найти возможности для проведения экскурсий, наблюдений за природой.
В целом этот курс способствует решению основной задачи коррекционнои школы: компенсации недостатков умственного и физического развития детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации.
Основные задачи курса «Экология»:
— систематизировать и расширить знания учащихся о природе, о взаимодействии общества и природы, полученные на уроках биологии, географии и др.;
- сообщить элементарные сведения о современных проблемах экологии, доступные умственно отсталым учащимся;
- формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе, чувство единства с ней, внушать чувство ответственности за ее судьбу;
- расширять контакты старшеклассников с природой, вовлекать их в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды;
- развивать мышление и речь на основе правильного восприятия предметов и явлений природы и окружающего мира — умения устанавливать причинно-следственные связи;
- способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы умственно отсталых учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся 7 класса должны знать:.
- понятия «экология», «природа», «природные условия и ресурсы», «взаимосвязь живой и неживой природы»;
- названия некоторых растений и животных, внесенных в «Красную книгу»;
- значение леса, парка в жизни человека, в решении экологических проблем.
Учащиеся 7 класса должны уметь:
- наблюдать явления и объекты природы, определять и объяснять их взаимосвязь с человеком и обществом;
- оценивать (на элементарном уровне) отношение людей к природной среде;
- получать элементарную информацию из различных источников;
- правильно вести себя в парке, в лесу, на реке и т.д.
8 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Первая четверть | |||
1 | Введение. Что такое экология. | 2 | |
2 | Природа и мы. | 2 | |
3 | Судьба природы наша судьба | 2 | |
4 | «Красная книга»-документ совести человеческой | 2 | |
5 | Связь живой и неживой природы | 2 | |
6 | Берегите воду. Почему ее надо беречь. | 2 | |
7 | Боль природы:Волга,Байкал | 2 | |
8 | Экскурсия в природу. | 2 | |
9 | Творческие работы учащихся | 2 | |
Вторая четверть | |||
1 | Почва и круговорот веществ. | 2 | |
2 | Значение воздуха для жизни на Земле | 2 | |
3 | Источники загрязнения воздушного океана | 2 | |
4 | Природа в опасности. Экологические катастрофа. | 2 | |
5 | Лес и человек. Значение леса в природе и жизни человека. | 2 | |
6 | Многообразие лесных растений. | 2 | |
7 | Животный мир леса. | 2 | |
Третья четверть | |||
1 | Десять заповедей друзей леса. | 2 | |
2 | Лесные ремесла. Народные промыслы связанные с лесом (резьба по дереву,бересте,плетение из лыка, из ивового прута.) | 2 | |
3 | Лес в наших ощущениях. Цвет леса, звуки леса. Влияние леса на эмоции человека | 2 | |
4 | Заповедные места России: озеро Байкал. | 2 | |
5 | Таймырский и Приокский заповедники. | ||
6 | Влияние деятельности человека на лесное сообщество (положительное и отрицательное) | 2 | |
7 | Национальный парк « Смоленское Поозерье» | 2 | |
8 | Просмотр видеофильма « Природа Смоленской области» | 2 | |
9 | Экскурсия в природу. | 2 | |
10 | Творческие работы учащихся. | 2 | |
Четвертая четверть | |||
1 | Экология парка. Значение парков в жизни человека. | 2 | |
2 | Парки – центры истории и культуры. | 2 | |
3 | Природа парка. | 2 | |
4 | Парки нашего края | 2 | |
5 | Общественное движение за сохранение природы | 2 | |
6 | Международный день Земли. | 2 | |
7 | Практическое повторение. | 2 | |
8 | Операция зеленый друг. | 2 |
План экологической работы на 2014 -2015 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В переводе с греческого «экос» - дом, «логос» - учение.
Экология- наука о доме. А какой дом изучает экология?
Экология – наука о доме, которая изучает как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга, и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом - планету Земля
Человек своими поступками наносит вред природе, загрязняет воздух, почву, воду.
Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды.
_ стой вблизи машины с работающим _. Не оставайся в закрытом гараже во время работы _. Разводи _, которые очищают воздух. Не стой рядом с _ людьми. Нельзя купаться в _ воде. Пей только _ воду. Надевай головной убор во время _ , он может быть кислотным. Не собирай _ вблизи дорог, заводов, свалок. Перед едой _ фрукты и овощи _ водой. Не ешь продукты, у которых истёк срок _. НЕ, РАСТЕНИЯ, МАШИНЫ, ДВИГАТЕЛЕМ, ГРЯЗНОЙ, ЧИСТУЮ, КУРЯЩИМИ, ДОЖДЯ, МОЙ, ГОДНОСТИ, ЧИСТОЙ, ГРИБЫ И ЯГОДЫ.
Если я приду в лесок И сорву ромашку? Если съем я пирожок И выброшу бумажку? Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? Если ветку подвяжу Колышек поставлю? Если сильно насорю И убрать забуду? Если мусор уберу, Банку закопаю? Я люблю свою природу Я ей помогаю!
Памятки экологической безопасности Воздух Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов. Не ходи по туннелям, где воздух особенно загрязнён. Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть. Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог. -Разводи комнатные растения, которые очищают воздух. -Деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух. -Попроси взрослых не курить в квартире.
Вода Нельзя купаться возле промышленных стоков. Пей только кипяченную или очищенную фильтром воду. Не пей воду из неизвестных источников.
Продукты -Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, железных дорог, свалок, заводов. -Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипяченой воде. -Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения. -Все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс "Экология нашей местности"
Программа факультативного курса «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о станице Роговской и Краснодарском крае в це...
Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс
Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...
Факультативный курс (10 час) «Экология человека» (8-9 классы)
Факультативный курс (10 час)«Экология человека»(8-9 классы)...
Факультативный курс "Литература и экология"
Факультативный курс «Литература и экология» направлен на воспитание у школьников средствами литературы любви и ответственного отношения к природе, формирование умения понимать и ценить её красоту и бо...
Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс
Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс 70 часов (1ч в 10м (35ч) и 1ч в 11м (35ч))...
Программа факультативного курса "Экология компьютерного детства"
Создание таких педагогических условий в рамках которых можно сформировать позитивную здоровьесберегающую стратегию поведения у учащихся при работе за ПК на основе знаний о воздействии инфо...
Методические рекомендации к программе факультативного курса "Экология компьютерного детства"
Цель: создание таких педагогических условий в рамках которых можно сформировать позитивную здоровьесберегающую стратегию поведения у учащихся при работе за ПК на основе знаний о воздействи...