Факультативный курс (10 час) «Экология человека» (8-9 классы)
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №3 о. Муром Владимирская область |
Факультативный курс (10 час) «Экология человека» |
(8-9 классы) |
Учитель: Аляева Л.Н. |
Возникновение новой отрасли науки-экологии человека – связано с назревшей общественной потребностью познать место человека в системе взаимоотношений с окружающим миром ,обеспечить ему достойное, здоровое существование.
Актуальность введения курса обусловлено тем, что загрязнение окружающей среды неблагоприятно влияет на здоровье человека. Стоит задача сориентировать ребенка на вопросы зависимости физического и духовного здоровья человека от состояния окружающей среды, своевременно оценить собственные возможности и перспективы в плане оздоровления.
Цель состоит в формировании знаний о человеке как о самостоятельной геологической силе, как о едином звене экосистемы, подчиняющемся законам экологии и социального развития. Методическое значение состоит в формировании комплексного общенаучного подхода к познанию относительных путей управления здоровьем человека.
Практическое значение курса состоит в выработке навыков здорового образа жизни, развитие умений оценки и самооценки здоровья.
В системе «Человек – окружающая среда» здоровье является ключевым понятием , где происходит взаимодействие пяти содержательных мнений:
- Сущность понятия «Здоровье».
- Индивидуальное здоровье.
- Популяционное здоровье.
- Глобальное здоровье человечества.
- Идея гуманизации взаимоотношения человека и природы как условие сохранения здоровья на индивидуальном, популяционном, глобальном уровнях.
Основными терминами и понятиями являются: здоровье, виды здоровья, факторы здоровья, виды заболеваний, среда жизни человека, факторы окружающей среды, адаптация, способы оценки здоровья, здоровый образ жизни, уникальность человека, экологическая этика.
- Основные идеи факультативного курса:
- Изменение природы в процессе труда неизбежно, но не должно превышать пределы, допустимые развитием природы.
- Биологическое здоровье человека обусловлено исторически сложившимся получением энергии обменом вещества и информации с природной средой. Нарушение этих процессов вызывает реакции адаптации(поведенческие, физиологические, морфоанатомические, стресс)
- Здоровье человека как индивидуума и личности определяется единством физического, психологического и духовного компонентов.
- Одним из важнейших факторов здоровья является биологическое и культурное наследование.
- Индивид в состоянии оценивать свое здоровье и позитивно на него влиять, осознанно изменяя образ жизни и заботиться о позитивном изменении окружающей среды.
Тематическое планирование факультативного курса.
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Виды и механизмы здоровья. Болезнь. | 1 час |
2. | Восприятие человеком окружающей среды. | 1 час |
3. | Влияние абиотических факторов среды на здоровье человека. | 1 час |
4. | Влияние абиотических факторов среды на здоровье человека. | 1 час |
5. | Здоровый образ жизни: А)Понятие социального здоровья и его компоненты. Б)Образ жизни как трудовая, социальная, культурная сторона жизнедеятельности и форма поведения человека. В)Слагаемые здорового образа жизни: культура питания, движения, общения, социальная ценность здоровья Г)Потребности человека (неудовлетворенные потребности как одна из наиболее частых причин проявления вредных привычек) Д)Влияние психоэмоционального направления на состояние здоровья, формирование болезней и их профилактика. | 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
6. | Глобальное здоровье и его проблемы. | 1 час |
Итого: | 10 часов |
Литература.
- Амосов Н.М Природа человека Киев 1983г.
- Арнольдов А.И Человек и мир культуры М 1992г.
- Горников В.Г Экология человека. Л 1984г.
- Назначеев В.П. Учение В.И Вернадского о биосфере и неосфере Новосибирск 1989г.
- Андреев Ю.А Три кита здоровья М 1991г.
- Зиклеунд В. Болезнь-следствие цивилизации? 1987г.
- Климов В.И. Человек и его здоровье М 1990г.
- Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. М 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по обществознанию "Права человека"7 класс
Данный факультативный курс поможет учащимся подготовиться к осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве....
Программа факультативного курса по биологии "Физиология человека" 8 класс
Программа факультативного курса по биологии: "Физиология человека" 8 класс включает занятия, расширяющие и дополняющие курс биологии. Программа включает планирование курса, ведущие понятия, практическ...
Программа факультативного курса «Животные и культура человека» для 6-7 классов
Предлагаемая программа носит интегрированный характер. Здесь объединяются предметы: биология, экология, МХК.Кроме того, данная программа отличается от традиционной тем, что изучение конкретных групп ж...
Факультативный курс "Литература и экология"
Факультативный курс «Литература и экология» направлен на воспитание у школьников средствами литературы любви и ответственного отношения к природе, формирование умения понимать и ценить её красоту и бо...
Методическая разработка. Программа предметного элективного курса "Человек и природа" (Основы экологии человека) для 9 класса (17 часов)
Программа элективного курса "Человек и природа" (Основы экологии человека)" дополняет знания учащ...
Планирование факультативного курса "Избранные вопросы экологии"
В статье представлено поурочное планирование занятий факультативного курса «Избранные вопросы экологии» для учащихся 9-11 классов, который подразумевает планомерное изучение вопросов...
Рабочая программа факультативного курса "География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры"
Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (нацио...