Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс 70 часов (1ч в 10м (35ч) и 1ч в 11м (35ч))
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpktp_fakultativ_ekologiya_sk.docx | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения спецкурса «Экология Ставропольского края» в 10-11 классах и является компонентом предпрофильного обучения. Она составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, с учетом рабочей программы по биологии, учебного плана МКОУ «СОШ №21» ИГОСК 2018-2019уч.г.. биологии. За основу взята рабочая программа авторского коллектива Вишнякова В.Ф., Иванов А.Л., Кондратьева А.А., Овдиенко Н.И., Письменная Е.Е., Рязанцев С.В, Сигида С.И., Шальнев В.А., Шибаева Л.М., Щитова Н.А.. (Просвещение: 2000 год) «Экология Ставропольского края». Программа элективного курса «Экология Ставропольского края» для учащихся 10-11 классов рассчитана на 70 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в 11 классе)
Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школах и направлена на дополнение базовых знаний по биологии. Теоретические знания и практические умения и навыки, полученные при изучении данного факультативного курса, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного профиля, а также профессиональной ориентации школьников.
Направленность программы
Краеведение как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость, но в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, не представлена.
Краеведение охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук, таких, как биология, химия, физика, генетика и другие. Краеведческие знания разнообразны и образуют комплекс наук. Экология, изучая особенности взаимоотношений живого организма и среды, в которой организм живет, помогает дать ответы на важный для человечества вопрос: как сохранить среду обитания соответствующей всем требованиям жизни? Все это наиболее значимо, когда речь идет о природе родного Ставрополья.
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).
Целью краеведческого образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа–общество»; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание необходимости морального выбора способа деятельности; познание себя как части окружающего мира. Если для сохранения себя человек должен сохранять природу, то для охраны природы он должен развивать себя.
Программа предполагает расширение знаний учащихся о влиянии различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства на состояние окружающей среды. Школьники должны получить представление о тех изменениях и последствиях, которые возникают в результате техногенного воздействия человека на природу, о мерах по предотвращению отрицательного влияния на биосферу.
Показателем эффективности формирования экологических знаний должна стать экологическая ответственность и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
Цель курса: В процессе изучения окружающей среды Ставропольского края способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.
Задачи курса:
1. Знакомство учащихся с экологическим состоянием окружающей среды
Ставропольского края и ее отдельных компонентов.
2. Углубление знаний о закономерностях устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем.
3. Формирование экологически грамотного поведения учащихся.
4. Создание условий для творческой самореализации и саморазвития
школьников.
5. Формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды.
6. Развитие умения прогнозировать возможные пути сохранения генофонда биосферы и здоровья человечества
В качестве основного образовательного результата является развитие экологической культуры учащихся, личностного образования, становление которого предполагает:
- формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек,
сохранение биологического разнообразия);
- осознание и усвоение краеведческих знаний на уровне фактов, понятий,
теорий, законов;
- умение оперировать этими знаниями для становления собственной
картины мира;
- развитие экологического сознания (системы представлений о мире,
ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие
противопоставления человека и природы, восприятие природных
объектов как партнеров по взаимодействию с человеком;
- развитие экологического мышления, прогнозирование и моделирование
развития окружающей среды;
- эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и
отношение к нему как значимому условию своего собственного развития;
- выработку умений и навыков экологически грамотного поведения в
окружающем мире.
Согласно приказу МКОУ «СОШ №21» ИГОСК рабочая программа содержит 3 раздела
Раздел 1. Планируемые результаты
После прохождения курса учащиеся должны знать:
направления и темпы изменений природных экосистем;
основные краеведческие понятия;
оценку современного состояния природной среды Ставрополья;
экологические проблемы Ставропольского края;
основные источники загрязнения биосферы;
характер влияния загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
применять знания для анализа последствий различных видов хозяйственной деятельности;
определять источники загрязнения окружающей среды;
осуществлять элементарные природоохранные мероприятия.
С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В программа отдается предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
1. стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);
2. способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;
3. обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений)
4. вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли и пр.), из них 7 практических работ.
Раздел 2. Содержание тем курса
Содержание тем курса в 10 классе.
Введение.
Основные понятия и терминология. Объект изучения исторической краеведения и природопользования - исторические свидетельства экологических проблем в различных регионах мира. Взаимодействие человека и природы. Анализ характера и масштабов воздействия человека на природу. Естественные изменения природной среды и их влияние на развитие социальной среды.
I. Взаимодействие природы и общества
Региональная экология. Эколого-географическое положение Ставрополья (рельеф, климат, внутренние воды).
Природные условия и ресурсы Ставрополья. Классификация ресурсов (минерально-сырьевые, рекреационные, земельные, ресурсы с/х производства, промышленные ресурсы, агроклиматические ресурсы).
Экономико-географическое положение ставропольского края
Общая характеристика природных условий Ставропольского края и их зависимость от географического положения. Сравнение географического положения края с положением других областей России. Функции границы.
Ресурсный потенциал природной среды
Понятие «Природно-ресурсный потенциал» (ПРП) территории. Физико-географические и экономические методы определения природно-ресурсного потенциала.
Понятие «природные ресурсы». Природные ресурсы как пространственн-временная категория. Системы классификации природных ресурсов – по происхождению, по видам хозяственного использования, по степени исчерпаемости и возобновляемости.
II. Антропогенные изменения окружающей среды Ставропольского края
Ископаемые ресурсы края, проблемы их пользования.
Промышленность. Основные отрасли промышленности
Ставропольского края (электроэнергетика, машиностроение, химическая, нефтехимическая, топливная, строительная и пищевая отрасли). Влияние промышленности на экологическую обстановку в крае.
Влияние с/х на экологическую обстановку в регионе.
Транспорт (виды транспорта в Ставропольском крае). Экологические проблемы использования транспортных средств.
Практические работы .-«Исследование загрязнения воздуха транспортом».
III. Воздушный бассейн края и его состояние
Состав и экологические особенности атмосферы. Состав воздуха. Части атмосферы.
Загрязнение и основные загрязнители атмосферы края. Искусственные и природные источники загрязняющие воздух.
Состояние атмосферного воздуха в крае. Отрасли экономики -загрязнители атмосферы края.
Практические работы.«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». «Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации».
IV. Водные ресурсы края и проблемы их использования
Водно-ресурсные категории и их связь с общим круговоротом воды. Оценка водных ресурсов региона. Сущность водной проблемы, причины ее возникновения. Качественное и количественное истощение водных ресурсов. Водоохранные и водосберегающие технологии. Примеры рационального использования водных ресурсов региона.
Водные ресурсы края. Поверхностные и подземные воды региона.
Экологические особенности и использование водных ресурсов края.
Загрязнение и основные загрязнители водных объектов Ставропольского края.
Состояние водных объектов края. Отрасли-загрязнители водных ресурсов Ставрополья.
Практические работы: «Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-анализ». «Влияние синтетических моющих средств на водные растения. Очистка воды от CMC». «Определение кислотности атмосферных осадков. Определение жесткости воды».
V. Земля и ее использование в крае
Значение почв в биосфере. Понятие «земельный фонд», его качественные и количественные параметры. Классификация земельных ресурсов. Земельные ресурсы России и региона. Причины динамики сельскохозяйственных угодий. «Экологизация» сельского хозяйства. Первая и вторая "Зеленая революция", их значение для увеличения производства продовольствия. Плодородие почв. Потери почв.
Земельные ресурсы края. Состояние земельных ресурсов края. Основные загрязнители почвы.
Деградация почв: почвенная эрозия, оврагообразование, оползневые процессы, засоление почв, опустынивание, загрязнение земель.
Охрана почв. Мероприятия по охране почв в Ставропольском крае.
Практические работы: «Приготовление почвенной вытяжки. Определение рН почвенной вытяжки, оценка кислотности почвы».
VI. Живой организм как среда обитания. Паразитизм, неклеточные формы жизни.
Использование паразитами максимально адаптированной среды обитания – тела или
органов других организмов. Приспособленность паразитов к жизни в их специфической среде обитания. Многообразие форм паразитов: вирусы, простейшие, бактерии, гельминты.
Мое отношение к природе родного края (защита проектов)
Содержание тем курса в 11 классе.
VII. Растительный покров края
Флора и растительность Ставропольского края. Кормовые и пищевые растения флоры Ставрополья. Проблемы охраны растительного мира. Причины, вызывающие сокращение численности и исчезновение видов растений.
Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения Ставропольского края.
VIII. Животный мир Ставропольского края
Животный мир Ставропольского края. Использование ресурсов. Охотничье-промысловые виды животных края.
Охрана животных в крае. Редкие исчезающие виды животных Ставрополья.
Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека. Роль человекав трансформации ландшафтов Ставропольского края. Основные формы воздействия человека на животный мир: химические, физические и биологические загрязнения. Красная книга Ставропольского края.
IX. Состояние природных комплексов и охраняемые территории
края
Природные комплексы Ставропольского края. Сезонная динамика ландшафтов.
Охраняемые природные территории края: заказники и памятники природы.
Термальные источники района КМВ
X. Рекреационные ресурсы ставропольского края
Роль отдыха в жизни человека. Проблемы природопользования в рекреационной сфере. Виды рекреационной деятельности. Территориальные рекреационные системы края.
Заключение. Мое отношение к природе родного края
Защита проектов. Мое отношение к природе родного края
Заключение.
Раздел 3. Тематическое пленирование
Тематическое планирование в 10 классе
Введение. (1 час)
Основные понятия и терминология. Объект изучения исторической краеведения и природопользования - исторические свидетельства экологических проблем в различных регионах мира. Взаимодействие человека и природы. Анализ характера и масштабов воздействия человека на природу. Естественные изменения природной среды и их влияние на развитие социальной среды.
I. Взаимодействие природы и общества (3 часа).
Региональная экология. Эколого-географическое положение Ставрополья (рельеф, климат, внутренние воды).
Природные условия и ресурсы Ставрополья. Классификация ресурсов (минерально-сырьевые, рекреационные, земельные, ресурсы с/х производства, промышленные ресурсы, агроклиматические ресурсы).
Экономико-географическое положение ставропольского края
Общая характеристика природных условий Ставропольского края и их зависимость от географического положения. Сравнение географического положения края с положением других областей России. Функции границы.
Ресурсный потенциал природной среды
Понятие «Природно-ресурсный потенциал» (ПРП) территории. Физико-географические и экономические методы определения природно-ресурсного потенциала.
Понятие «природные ресурсы». Природные ресурсы как пространственн-временная категория. Системы классификации природных ресурсов – по происхождению, по видам хозяственного использования, по степени исчерпаемости и возобновляемости.
II. Антропогенные изменения окружающей среды Ставропольского края (6 часов).
Ископаемые ресурсы края, проблемы их пользования.
Промышленность. Основные отрасли промышленности
Ставропольского края (электроэнергетика, машиностроение, химическая, нефтехимическая, топливная, строительная и пищевая отрасли). Влияние промышленности на экологическую обстановку в крае.
Влияние с/х на экологическую обстановку в регионе.
Транспорт (виды транспорта в Ставропольском крае). Экологические проблемы использования транспортных средств.
Практические работы .-«Исследование загрязнения воздуха транспортом».
III. Воздушный бассейн края и его состояние (7 часов).
Состав и экологические особенности атмосферы. Состав воздуха. Части атмосферы.
Загрязнение и основные загрязнители атмосферы края. Искусственные и природные источники загрязняющие воздух.
Состояние атмосферного воздуха в крае. Отрасли экономики -загрязнители атмосферы края.
Практические работы.«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». «Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации».
IV. Водные ресурсы края и проблемы их использования (8 часов).
Водно-ресурсные категории и их связь с общим круговоротом воды. Оценка водных ресурсов региона. Сущность водной проблемы, причины ее возникновения. Качественное и количественное истощение водных ресурсов. Водоохранные и водосберегающие технологии. Примеры рационального использования водных ресурсов региона.
Водные ресурсы края. Поверхностные и подземные воды региона.
Экологические особенности и использование водных ресурсов края.
Загрязнение и основные загрязнители водных объектов Ставропольского края.
Состояние водных объектов края. Отрасли-загрязнители водных ресурсов Ставрополья.
Практические работы: «Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-анализ». «Влияние синтетических моющих средств на водные растения. Очистка воды от CMC». «Определение кислотности атмосферных осадков. Определение жесткости воды».
V. Земля и ее использование в крае (5 часов).
Значение почв в биосфере. Понятие «земельный фонд», его качественные и количественные параметры. Классификация земельных ресурсов. Земельные ресурсы России и региона. Причины динамики сельскохозяйственных угодий. «Экологизация» сельского хозяйства. Первая и вторая "Зеленая революция", их значение для увеличения производства продовольствия. Плодородие почв. Потери почв.
Земельные ресурсы края. Состояние земельных ресурсов края. Основные загрязнители почвы.
Деградация почв: почвенная эрозия, оврагообразование, оползневые процессы, засоление почв, опустынивание, загрязнение земель.
Охрана почв. Мероприятия по охране почв в Ставропольском крае.
Практические работы: «Приготовление почвенной вытяжки. Определение рН почвенной вытяжки, оценка кислотности почвы».
VI. Живой организм как среда обитания. Паразитизм, неклеточные формы жизни. (3 часа)
Использование паразитами максимально адаптированной среды обитания – тела или
органов других организмов. Приспособленность паразитов к жизни в их специфической среде обитания. Многообразие форм паразитов: вирусы, простейшие, бактерии, гельминты.
Мое отношение к природе родного края (защита проектов) (2 часа).
Тематическое планирование в 11 классе
VII. Растительный покров края (12 часов).
Флора и растительность Ставропольского края. Кормовые и пищевые растения флоры Ставрополья. Проблемы охраны растительного мира. Причины, вызывающие сокращение численности и исчезновение видов растений.
Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения Ставропольского края.
VIII. Животный мир Ставропольского края (12 часов).
Животный мир Ставропольского края. Использование ресурсов. Охотничье-промысловые виды животных края.
Охрана животных в крае. Редкие исчезающие виды животных Ставрополья.
Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека. Роль человекав трансформации ландшафтов Ставропольского края. Основные формы воздействия человека на животный мир: химические, физические и биологические загрязнения. Красная книга Ставропольского края.
IX. Состояние природных комплексов и охраняемые территории
края (4 часа).
Природные комплексы Ставропольского края. Сезонная динамика ландшафтов.
Охраняемые природные территории края: заказники и памятники природы.
Термальные источники района КМВ
X. Рекреационные ресурсы ставропольского края (4 часа)
Роль отдыха в жизни человека. Проблемы природопользования в рекреационной сфере. Виды рекреационной деятельности. Территориальные рекреационные системы края.
Заключение. Мое отношение к природе родного края (3 часа). Защита проектов. Мое отношение к природе родного края
Заключение.
Календарно-тематическое планирование курса
«Экология Ставропольского края».
10 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Введение. | (1 час) | ||
1 | Экономико-географическое положение ставропольского края Общая характеристика природных условий Ставропольского края и их зависимость от географического положения. | ||
I. Взаимодействие природы и общества | (3 часа). | ||
2 | Региональная экология. | ||
3 | Эколого-географическое положение Ставрополья | ||
4 | Природные условия и ресурсы Ставрополья. | ||
II. Антропогенные изменения окружающей среды | (6 часов). | ||
5 | Ископаемые ресурсы края, проблемы их пользования. | ||
6 | Основные отрасли промышленности Ставропольского края | ||
7 | Влияние промышленности на экологическую обстановку в крае. Влияние с/х на экологическую обстановку в регионе. | ||
8 | Транспорт (виды транспорта в Ставропольском крае). | ||
9 | Экологические проблемы использования транспортных средств. | ||
10 | Практическая работа «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом». | ||
III. Воздушный бассейн края и его состояние (7 часов). | (7 часов). | ||
11 | Состав и экологические особенности атмосферы. | ||
12 | Загрязнение и основные загрязнители атмосферы края. | ||
13 | Искусственные и природные источники загрязняющие воздух. | ||
14 | Состояние атмосферного воздуха в крае | ||
15 | Отрасли экономики - загрязнители атмосферы края. | ||
16 | Практическая работа. «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | ||
17 | Практическая работа. «Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации». | ||
IV. Водные ресурсы края и проблемы их использования | (8 часов). | ||
18 | Водные ресурсы края. | ||
19 | Поверхностные и подземные воды региона. | ||
20 | Экологические особенности и использование водных ресурсов края. | ||
21 | Загрязнение и основные загрязнители водных объектов Ставропольского края. | ||
22 | Состояние водных объектов края. Отрасли-загрязнители водных ресурсов Ставрополья. | ||
23 | Практическая работа: «Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-анализ». | ||
24 | Практическая работа: «Влияние синтетических моющих средств на водные растения. Очистка воды от CMC». | ||
25 | Практическая работа: «Определение кислотности атмосферных осадков. Определение жесткости воды». | ||
V. Земля и ее использование в крае | (5 часов). | ||
26 | Земельные ресурсы края. Состояние земельных ресурсов края. | ||
27 | Основные загрязнители почвы. | ||
28 | Деградация почв: почвенная эрозия, оврагообразование, оползневые процессы, засоление почв, опустынивание, загрязнение земель. | ||
29 | Охрана почв. Мероприятия по охране почв в Ставропольском крае. | ||
30 | Практическая работа: «Приготовление почвенной вытяжки. Определение рН почвенной вытяжки, оценка кислотности почвы». | ||
VI. Живой организм как среда обитания. Паразитизм, неклеточные формы жизни. | (3 часа) | ||
31 | Использование паразитами максимально адаптированной среды обитания – тела или органов других организмов. | ||
32 | Приспособленность паразитов к жизни в их специфической среде обитания. | ||
33 | Многообразие форм паразитов: вирусы, простейшие, бактерии, гельминты. | ||
34 35 | Мое отношение к природе родного края (защита проектов) | (2 часа). |
Календарно-тематическое планирование курса
«Экология Ставропольского края».
11 класс
VII. Растительный покров края | (12 часов). | ||
1/36-37 | Флора и растительность Ставропольского края. | ||
2/38-39 | Кормовые и пищевые растения флоры Ставрополья. | ||
3/40-41 | Проблемы охраны растительного мира. | ||
4/42-43 | Причины, вызывающие сокращение численности и исчезновение видов растений. | ||
5/44-45 | Красная книга Ставропольского края. | ||
6/46-47 | Редкие и исчезающие растения Ставропольского края. | ||
VIII. Животный мир Ставропольского края | (12 часов). | ||
7/48-49 | Животный мир Ставропольского края. | ||
8/50-51 | Использование ресурсов. Охотничье-промысловые виды животных края. | ||
9/52-53 | Охрана животных в крае. Редкие исчезающие виды животных Ставрополья. | ||
10/54-55 | Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека. Роль человека в трансформации ландшафтов Ставропольского края. | ||
11/56-57 | Основные формы воздействия человека на животный мир: химические, физические и биологические загрязнения. | ||
12/58-59 | Красная книга Ставропольского края. | ||
IX. Состояние природных комплексов и охраняемые территории края | (4 часа). | ||
13/60-61 | Природные комплексы Ставропольского края. Охраняемые природные территории края: заказники. | ||
14/62-63 | Охраняемые природные территории края: памятники природы. Термальные источники района КМВ | ||
X. Рекреационные ресурсы ставропольского края | (4 часа) | ||
15/64-65 | Роль отдыха в жизни человека. Проблемы природопользования в рекреационной сфере. | ||
16/66-67 | Виды рекреационной деятельности. Территориальные рекреационные системы края. | ||
Заключение. Защита проектов. Мое отношение к природе родного края | (3 часа). | ||
17/68-69 | Защита проектов. Мое отношение к природе родного края | ||
18/70 | Заключение. |
Литература.
1. Алексеев СВ. Экология: учебное пособие для 10-11 классов средней
школы.-Спб.: СМИО ПРЕСС, 1999.
2. Алексеев СВ., Груздева Н.В. Практикум по экологии. - АО «МДС»,
1996.
3. Ашихмина Ю.Е. Школьный экологический мониторинг. - М.:
«Агар», 2000.
4. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье
человека и окружающая среда: учебное пособие. - М.: «Новая
школа», 1997.
5. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ставропольского края в 2012 году. Ставрополь, 2012.
6. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 2001.
7. Мансурова СЕ., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой
нашего города: школьный практикум. - М.: Владос, 2001.
8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: АО МДС, 1996.
9.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Город без отходов //Биология в школе:
журнал. - 2005. - № 3.
10. Ю.Пономарева О.Н. Методические рекомендации учебнику
экологии//Биология в школе: журнал. - 2003. -№ 1. П.Самкова В.А., Прутченков А.С Эколгический бумеранг:
11. Практические занятия для учащихся 9-11 классов. - М.: Новая
школа, 1996. 12.Федорос Е.И., Нечаева Г.А.
12. Экология в экспериментах: программа элективного курса для 10-11 классов, Вентана-Граф, 2006.
13. Экология Ставропольского края:Учебник для 9-11 классов
общеобразовательных школ СК, под редакцией Вишняковой В.Ф.
Ставрополь: Сервисшкола, 2000. 14.Экология. Элективные курсы. 9 класс/авт.-сост. М.В. Высоцкая. -Волгоград: Учитель, 2006.
14. Физическая география Ставропольского края. Учебник для 6,8 кл.-Ставрополь,2003.
Экология Ставропольского края. Учебник для 9-10 кл. Ставрополь, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Рабочая программа по биологии (факультативный курс), 11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория по биологии (факультативный курс), 11-«СГ» 2013- 2014 учебный годПоя...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс
Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...