Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему

Артюхова Алёна Валерьевна

Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс 70 часов (1ч в 10м (35ч) и 1ч в 11м (35ч))

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpktp_fakultativ_ekologiya_sk.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа предназначена для изучения спецкурса «Экология Ставропольского края» в 10-11 классах  и является компонентом предпрофильного обучения. Она составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, с учетом рабочей программы по биологии, учебного плана МКОУ «СОШ №21» ИГОСК 2018-2019уч.г..  биологии. За основу взята рабочая программа авторского коллектива Вишнякова В.Ф., Иванов А.Л., Кондратьева А.А., Овдиенко Н.И., Письменная Е.Е., Рязанцев С.В, Сигида С.И., Шальнев В.А., Шибаева Л.М., Щитова Н.А.. (Просвещение: 2000 год) «Экология Ставропольского края». Программа элективного курса «Экология Ставропольского края» для учащихся 10-11 классов рассчитана на 70 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в 11 классе)

Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школах и направлена на дополнение базовых знаний по биологии. Теоретические знания и практические умения и навыки, полученные при изучении данного факультативного курса, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного профиля, а также профессиональной ориентации школьников.

Направленность программы

   Краеведение как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость, но в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, не представлена.

      Краеведение охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук, таких, как биология, химия, физика, генетика и другие.   Краеведческие знания разнообразны и образуют комплекс наук. Экология, изучая особенности взаимоотношений живого организма и среды, в которой организм живет, помогает дать ответы на важный для человечества вопрос: как сохранить среду обитания соответствующей всем требованиям жизни? Все это наиболее значимо, когда речь идет о природе родного Ставрополья.

   Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).
  Целью краеведческого образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа–общество»; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание необходимости морального выбора способа деятельности; познание себя как части окружающего мира. Если для сохранения себя человек должен сохранять природу, то для охраны природы он должен развивать себя.

   Программа предполагает расширение знаний учащихся о влиянии различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства на состояние окружающей среды. Школьники должны получить представление о тех изменениях и последствиях, которые возникают в результате техногенного воздействия человека на природу, о мерах по предотвращению отрицательного влияния на биосферу.

      Показателем эффективности формирования экологических знаний должна стать экологическая ответственность и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Цель      курса:      В      процессе     изучения     окружающей     среды Ставропольского     края     способствовать     формированию     у     учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.

Задачи курса:

1.        Знакомство учащихся с экологическим состоянием окружающей среды

Ставропольского края и ее отдельных компонентов.

2.        Углубление знаний о закономерностях устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем.

3.        Формирование экологически грамотного поведения учащихся.

4.        Создание условий для творческой самореализации и саморазвития

школьников.

5.         Формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды.

6.        Развитие умения прогнозировать возможные пути сохранения генофонда биосферы и здоровья человечества

В качестве основного образовательного результата является развитие экологической культуры учащихся, личностного образования, становление которого предполагает:

-        формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек,

сохранение биологического разнообразия);

-        осознание и усвоение краеведческих знаний на уровне фактов, понятий,

теорий, законов;

-        умение  оперировать  этими знаниями  для  становления  собственной

картины мира;

 

-        развитие экологического сознания (системы представлений о мире,

ориентированность   на   экологическую   целесообразность,    отсутствие

противопоставления    человека    и    природы,    восприятие    природных

объектов как партнеров по взаимодействию с человеком;

-        развитие экологического мышления, прогнозирование и моделирование

развития окружающей среды;

-        эмоциональное   отношение   к   окружающему   миру,   восприятие   и

отношение к нему как значимому условию своего собственного развития;

-        выработку умений и навыков экологически грамотного поведения в

окружающем мире.

Согласно приказу МКОУ «СОШ №21» ИГОСК рабочая программа содержит 3 раздела

Раздел 1. Планируемые результаты

После прохождения курса учащиеся должны знать:

направления и темпы изменений природных экосистем;

основные краеведческие понятия;

оценку современного состояния природной среды Ставрополья;

экологические проблемы Ставропольского края;

основные источники загрязнения биосферы;

характер влияния загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

применять  знания для анализа последствий различных видов хозяйственной деятельности;

определять источники загрязнения окружающей среды;

осуществлять элементарные природоохранные мероприятия.

   С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В  программа отдается предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

1.        стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);

2.        способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;

3.        обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений)

4.        вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли и пр.), из них 7  практических работ.

Раздел 2. Содержание тем курса

Содержание тем курса в 10 классе.

Введение. 

Основные понятия и терминология. Объект изучения исторической краеведения и природопользования - исторические свидетельства экологических проблем в различных регионах мира. Взаимодействие человека и природы. Анализ характера и масштабов воздействия человека на природу. Естественные изменения природной среды и их влияние на развитие социальной среды.

I.        Взаимодействие природы и общества 

 Региональная экология. Эколого-географическое положение Ставрополья (рельеф, климат, внутренние воды).

Природные условия и ресурсы Ставрополья. Классификация ресурсов (минерально-сырьевые, рекреационные, земельные, ресурсы с/х производства, промышленные ресурсы, агроклиматические ресурсы).

Экономико-географическое положение ставропольского края

Общая характеристика природных условий Ставропольского края и их зависимость от географического положения. Сравнение географического положения края с положением других областей России. Функции границы.

Ресурсный потенциал природной среды

Понятие «Природно-ресурсный потенциал» (ПРП) территории.  Физико-географические и экономические методы определения природно-ресурсного потенциала.

Понятие «природные ресурсы». Природные ресурсы как пространственн-временная категория. Системы классификации природных ресурсов – по происхождению, по видам хозяственного использования, по степени исчерпаемости и возобновляемости.

II.        Антропогенные        изменения        окружающей        среды Ставропольского края 

Ископаемые ресурсы края, проблемы их пользования.

Промышленность.        Основные        отрасли        промышленности

Ставропольского края (электроэнергетика, машиностроение, химическая, нефтехимическая, топливная, строительная и пищевая отрасли). Влияние промышленности на экологическую обстановку в крае.

Влияние с/х на экологическую обстановку в регионе.

Транспорт (виды транспорта в Ставропольском крае). Экологические проблемы использования транспортных средств.

Практические     работы .-«Исследование      загрязнения      воздуха  транспортом».

III.        Воздушный бассейн края и его состояние 

Состав и экологические особенности атмосферы. Состав воздуха. Части атмосферы.

Загрязнение и основные загрязнители атмосферы края. Искусственные и природные источники загрязняющие воздух.

    Состояние   атмосферного   воздуха   в   крае.   Отрасли   экономики   -загрязнители атмосферы края.

Практические работы.«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». «Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации».

IV.        Водные ресурсы края и проблемы их использования 

Водно-ресурсные категории и их связь с общим круговоротом воды. Оценка водных ресурсов региона. Сущность водной проблемы, причины ее возникновения. Качественное и количественное истощение водных ресурсов. Водоохранные и водосберегающие технологии. Примеры рационального использования водных ресурсов региона.

   Водные   ресурсы   края.   Поверхностные   и   подземные   воды   региона.

Экологические особенности и использование водных ресурсов края.

Загрязнение и основные загрязнители водных объектов Ставропольского края.

Состояние водных объектов края. Отрасли-загрязнители водных ресурсов Ставрополья.

Практические работы: «Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-анализ». «Влияние синтетических моющих средств на водные растения. Очистка воды от CMC». «Определение кислотности атмосферных осадков. Определение жесткости воды».

V.        Земля и ее использование в крае 

Значение почв в биосфере.  Понятие «земельный фонд», его качественные и количественные параметры. Классификация земельных ресурсов. Земельные ресурсы России и региона. Причины динамики сельскохозяйственных угодий. «Экологизация» сельского хозяйства. Первая и вторая "Зеленая революция", их значение для увеличения производства продовольствия. Плодородие почв. Потери почв.

Земельные ресурсы края. Состояние земельных ресурсов края. Основные загрязнители почвы.

Деградация почв: почвенная эрозия, оврагообразование, оползневые процессы, засоление почв, опустынивание, загрязнение земель.

Охрана почв. Мероприятия по охране почв в Ставропольском крае.

Практические    работы: «Приготовление       почвенной       вытяжки. Определение рН почвенной вытяжки, оценка кислотности почвы».

VI.  Живой организм как среда обитания. Паразитизм, неклеточные формы жизни.

Использование паразитами максимально адаптированной среды обитания – тела или

органов других организмов. Приспособленность паразитов к жизни в их специфической среде обитания. Многообразие форм паразитов: вирусы, простейшие, бактерии, гельминты.

Мое отношение к природе родного края (защита проектов) 

Содержание тем курса в 11 классе.

VII.        Растительный покров края

Флора и растительность Ставропольского края. Кормовые и пищевые растения флоры Ставрополья. Проблемы охраны растительного мира. Причины, вызывающие сокращение численности и исчезновение видов растений.

Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения Ставропольского края.

VIII.        Животный мир Ставропольского края 

Животный мир Ставропольского края. Использование ресурсов. Охотничье-промысловые виды животных края.

Охрана животных в крае. Редкие исчезающие виды животных Ставрополья.

Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека. Роль человекав трансформации ландшафтов Ставропольского края. Основные формы воздействия человека на животный мир: химические, физические и биологические загрязнения. Красная книга Ставропольского края.

IX. Состояние природных комплексов и охраняемые территории

края 

Природные комплексы Ставропольского края. Сезонная динамика ландшафтов.

Охраняемые природные территории края: заказники и памятники природы.

Термальные источники района КМВ

X.   Рекреационные ресурсы ставропольского края

Роль отдыха в жизни человека. Проблемы природопользования в рекреационной сфере. Виды рекреационной деятельности. Территориальные рекреационные системы края.

Заключение. Мое отношение к природе родного края 

 Защита проектов. Мое отношение к природе родного края

Заключение.

Раздел 3. Тематическое пленирование

Тематическое планирование в 10 классе

Введение. (1 час)

Основные понятия и терминология. Объект изучения исторической краеведения и природопользования - исторические свидетельства экологических проблем в различных регионах мира. Взаимодействие человека и природы. Анализ характера и масштабов воздействия человека на природу. Естественные изменения природной среды и их влияние на развитие социальной среды.

I.        Взаимодействие природы и общества (3 часа).

 Региональная экология. Эколого-географическое положение Ставрополья (рельеф, климат, внутренние воды).

Природные условия и ресурсы Ставрополья. Классификация ресурсов (минерально-сырьевые, рекреационные, земельные, ресурсы с/х производства, промышленные ресурсы, агроклиматические ресурсы).

Экономико-географическое положение ставропольского края

Общая характеристика природных условий Ставропольского края и их зависимость от географического положения. Сравнение географического положения края с положением других областей России. Функции границы.

Ресурсный потенциал природной среды

Понятие «Природно-ресурсный потенциал» (ПРП) территории.  Физико-географические и экономические методы определения природно-ресурсного потенциала.

Понятие «природные ресурсы». Природные ресурсы как пространственн-временная категория. Системы классификации природных ресурсов – по происхождению, по видам хозяственного использования, по степени исчерпаемости и возобновляемости.

II.        Антропогенные        изменения        окружающей        среды Ставропольского края (6 часов).

Ископаемые ресурсы края, проблемы их пользования.

Промышленность.        Основные        отрасли        промышленности

Ставропольского края (электроэнергетика, машиностроение, химическая, нефтехимическая, топливная, строительная и пищевая отрасли). Влияние промышленности на экологическую обстановку в крае.

Влияние с/х на экологическую обстановку в регионе.

Транспорт (виды транспорта в Ставропольском крае). Экологические проблемы использования транспортных средств.

Практические     работы .-«Исследование      загрязнения      воздуха  транспортом».

III.        Воздушный бассейн края и его состояние (7 часов).

Состав и экологические особенности атмосферы. Состав воздуха. Части атмосферы.

Загрязнение и основные загрязнители атмосферы края. Искусственные и природные источники загрязняющие воздух.

    Состояние   атмосферного   воздуха   в   крае.   Отрасли   экономики   -загрязнители атмосферы края.

Практические работы.«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». «Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации».

IV.        Водные ресурсы края и проблемы их использования (8 часов).

Водно-ресурсные категории и их связь с общим круговоротом воды. Оценка водных ресурсов региона. Сущность водной проблемы, причины ее возникновения. Качественное и количественное истощение водных ресурсов. Водоохранные и водосберегающие технологии. Примеры рационального использования водных ресурсов региона.

   Водные   ресурсы   края.   Поверхностные   и   подземные   воды   региона.

Экологические особенности и использование водных ресурсов края.

Загрязнение и основные загрязнители водных объектов Ставропольского края.

Состояние водных объектов края. Отрасли-загрязнители водных ресурсов Ставрополья.

Практические работы: «Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-анализ». «Влияние синтетических моющих средств на водные растения. Очистка воды от CMC». «Определение кислотности атмосферных осадков. Определение жесткости воды».

V.        Земля и ее использование в крае (5 часов).

Значение почв в биосфере.  Понятие «земельный фонд», его качественные и количественные параметры. Классификация земельных ресурсов. Земельные ресурсы России и региона. Причины динамики сельскохозяйственных угодий. «Экологизация» сельского хозяйства. Первая и вторая "Зеленая революция", их значение для увеличения производства продовольствия. Плодородие почв. Потери почв.

Земельные ресурсы края. Состояние земельных ресурсов края. Основные загрязнители почвы.

Деградация почв: почвенная эрозия, оврагообразование, оползневые процессы, засоление почв, опустынивание, загрязнение земель.

Охрана почв. Мероприятия по охране почв в Ставропольском крае.

Практические    работы: «Приготовление       почвенной       вытяжки. Определение рН почвенной вытяжки, оценка кислотности почвы».

VI.  Живой организм как среда обитания. Паразитизм, неклеточные формы жизни. (3 часа)

Использование паразитами максимально адаптированной среды обитания – тела или

органов других организмов. Приспособленность паразитов к жизни в их специфической среде обитания. Многообразие форм паразитов: вирусы, простейшие, бактерии, гельминты.

Мое отношение к природе родного края (защита проектов) (2 часа).

Тематическое планирование в 11 классе

VII.        Растительный покров края (12 часов).

Флора и растительность Ставропольского края. Кормовые и пищевые растения флоры Ставрополья. Проблемы охраны растительного мира. Причины, вызывающие сокращение численности и исчезновение видов растений.

Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения Ставропольского края.

VIII.        Животный мир Ставропольского края (12 часов).

Животный мир Ставропольского края. Использование ресурсов. Охотничье-промысловые виды животных края.

Охрана животных в крае. Редкие исчезающие виды животных Ставрополья.

Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека. Роль человекав трансформации ландшафтов Ставропольского края. Основные формы воздействия человека на животный мир: химические, физические и биологические загрязнения. Красная книга Ставропольского края.

IX. Состояние природных комплексов и охраняемые территории

края (4 часа).

Природные комплексы Ставропольского края. Сезонная динамика ландшафтов.

Охраняемые природные территории края: заказники и памятники природы.

Термальные источники района КМВ

X.   Рекреационные ресурсы ставропольского края (4 часа)

Роль отдыха в жизни человека. Проблемы природопользования в рекреационной сфере. Виды рекреационной деятельности. Территориальные рекреационные системы края.

Заключение. Мое отношение к природе родного края (3 часа). Защита проектов. Мое отношение к природе родного края

Заключение.

Календарно-тематическое планирование  курса

«Экология Ставропольского края».

10 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Введение.

(1 час)

1

Экономико-географическое положение ставропольского края

Общая характеристика природных условий Ставропольского края и их зависимость от географического положения.

I.        Взаимодействие природы и общества

(3 часа).

2

Региональная экология.

3

Эколого-географическое положение Ставрополья

4

Природные условия и ресурсы Ставрополья.

II.        Антропогенные        изменения        окружающей        среды
Ставропольского края

(6 часов).

5

Ископаемые ресурсы края, проблемы их пользования.

6

Основные        отрасли        промышленности

Ставропольского края

7

Влияние промышленности на экологическую обстановку в крае.

Влияние с/х на экологическую обстановку в регионе.

8

Транспорт (виды транспорта в Ставропольском крае).

9

Экологические проблемы использования транспортных средств.

10

Практическая     работа

«Исследование      загрязнения      воздуха городским транспортом».

III.        Воздушный бассейн края и его состояние (7 часов).

(7 часов).

11

Состав и экологические особенности атмосферы.

12

Загрязнение и основные загрязнители атмосферы края.

13

Искусственные и природные источники загрязняющие воздух.

14

Состояние   атмосферного   воздуха   в   крае

15

   Отрасли   экономики   - загрязнители атмосферы края.

16

Практическая работа. «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

17

Практическая работа. «Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации».

IV.        Водные ресурсы края и проблемы их использования

(8 часов).

18

Водные   ресурсы   края.  

19

Поверхностные   и   подземные   воды   региона.

20

Экологические особенности и использование водных ресурсов края.

21

Загрязнение и основные загрязнители водных объектов Ставропольского края.

22

Состояние водных объектов края. Отрасли-загрязнители водных ресурсов Ставрополья.

23

Практическая работа: «Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-анализ».

24

Практическая работа: «Влияние синтетических моющих средств на водные растения. Очистка воды от CMC».

25

Практическая работа: «Определение кислотности атмосферных осадков. Определение жесткости воды».

V.        Земля и ее использование в крае

(5 часов).

26

Земельные ресурсы края. Состояние земельных ресурсов края.

27

Основные загрязнители почвы.

28

Деградация почв: почвенная эрозия, оврагообразование, оползневые процессы, засоление почв, опустынивание, загрязнение земель.

29

Охрана почв. Мероприятия по охране почв в Ставропольском крае.

30

Практическая работа: «Приготовление       почвенной       вытяжки. Определение рН почвенной вытяжки, оценка кислотности почвы».

VI.  Живой организм как среда обитания. Паразитизм, неклеточные формы жизни.

(3 часа)

31

Использование паразитами максимально адаптированной среды обитания – тела или органов других организмов.

32

Приспособленность паразитов к жизни в их специфической среде обитания.

33

Многообразие форм паразитов: вирусы, простейшие, бактерии, гельминты.

34

35

Мое отношение к природе родного края (защита проектов)

(2 часа).


Календарно-тематическое планирование  курса

«Экология Ставропольского края».

11 класс

VII.        Растительный покров края 

(12 часов).

1/36-37

Флора и растительность Ставропольского края.

2/38-39

Кормовые и пищевые растения флоры Ставрополья.

3/40-41

Проблемы охраны растительного мира.

4/42-43

Причины, вызывающие сокращение численности и исчезновение видов растений.

5/44-45

Красная книга Ставропольского края.

6/46-47

Редкие и исчезающие растения Ставропольского края.

VIII.        Животный мир Ставропольского края 

(12 часов).

7/48-49

Животный мир Ставропольского края.

8/50-51

Использование ресурсов. Охотничье-промысловые виды животных края.

9/52-53

Охрана животных в крае. Редкие исчезающие виды животных Ставрополья.

10/54-55

Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека.

Роль человека в трансформации ландшафтов Ставропольского края.

11/56-57

Основные формы воздействия человека на животный мир: химические, физические и биологические загрязнения.

12/58-59

Красная книга Ставропольского края.

IX.        Состояние природных комплексов и охраняемые территории

края 

(4 часа).

13/60-61

Природные комплексы Ставропольского края.

Охраняемые природные территории края: заказники.

14/62-63

Охраняемые природные территории края: памятники природы.

Термальные источники района КМВ

    X.   Рекреационные ресурсы ставропольского края

(4 часа)

15/64-65

Роль отдыха в жизни человека.

Проблемы природопользования в рекреационной сфере.

16/66-67

Виды рекреационной деятельности.

Территориальные рекреационные системы края.

Заключение. Защита проектов. Мое отношение к природе родного края

(3 часа).

17/68-69

Защита проектов. Мое отношение к природе родного края

18/70

Заключение.


Литература.

1. Алексеев СВ. Экология: учебное пособие для 10-11 классов средней

школы.-Спб.: СМИО ПРЕСС, 1999.

2.  Алексеев СВ., Груздева Н.В. Практикум по экологии. - АО «МДС»,

1996.

3. Ашихмина   Ю.Е.   Школьный   экологический   мониторинг.   -  М.:

«Агар», 2000.

4. Величковский   Б.Т.,   Кирпичев   В.И.,   Суравегина   И.Т.   Здоровье

человека и окружающая среда:  учебное  пособие. - М.:  «Новая

школа», 1997.

 5.  Государственный доклад «О состоянии окружающей природной  среды Ставропольского края в 2012 году. Ставрополь, 2012.

6.  Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 2001.

7.        Мансурова  СЕ.,   Кокуева  Г.Н.   Следим   за  окружающей   средой

нашего города: школьный практикум. - М.: Владос, 2001.

8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: АО МДС, 1996.

9.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Город без отходов //Биология в школе:

журнал. - 2005. - № 3.

10. Ю.Пономарева      О.Н.      Методические      рекомендации     учебнику

экологии//Биология в школе: журнал. - 2003. -№ 1. П.Самкова     В.А.,     Прутченков     А.С     Эколгический     бумеранг:

11. Практические занятия для учащихся 9-11  классов. -    М.: Новая

школа, 1996. 12.Федорос Е.И., Нечаева Г.А.

12. Экология в экспериментах: программа элективного курса для 10-11 классов, Вентана-Граф, 2006.

 13. Экология    Ставропольского    края:Учебник    для    9-11    классов

общеобразовательных школ СК, под редакцией Вишняковой В.Ф.

Ставрополь: Сервисшкола, 2000. 14.Экология. Элективные курсы. 9 класс/авт.-сост. М.В. Высоцкая. -Волгоград: Учитель, 2006.

  14.  Физическая география Ставропольского края. Учебник для 6,8 кл.-Ставрополь,2003.

Экология Ставропольского края. Учебник для 9-10 кл. Ставрополь, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Рабочая программа по биологии (факультативный курс), 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория по биологии (факультативный курс), 11-«СГ»         2013- 2014 учебный годПоя...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...