материал для олимпиады по русскому языку
олимпиадные задания на тему
Олимпиадные задания, используемые во время проведения недели по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_russkogo_yazyka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Отборочный тур
- Подчеркни слова, в которых только твердые согласные звуки:
Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.
- Найди и подчеркни существительные мужского рода:
Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.
- Замени выражения одним глаголом:
Клевать носом - …
Зарубить на носу - …
Чесать языком - …
Дать стрекоча - …
Ломать голову - …
- Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Необходимо использовать все буквы:
Лик + пена =
Иск + том =
Кожа + ворон =
- Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:
Я … утра … лесу гуляю,
… росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
… березку и … мох,
… малину, ежевику,
… ежа и ежиху,
… которой … ежат
Все иголочки дрожат.
- Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
Лес - …
Горе - …
Мороз - …
Сообщение - …
Невиданный - …
- Поставь знак ударения в словах:
Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, свекла.
- Замени данные словосочетания близким по значению глаголом:
Задирать нос - …
Бить баклуши - …
Считать ворон - …
- В каждой группе слов найти «лишнее», подчеркни его:
Молоко, бревно, пальто, число, весло.
Клевета, забота, весна, победа, истина.
Звук, жест, долг, глаз, рукав.
Они, мы, сани, вы, ты.
Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
- Запиши пословицы, в которых встречается слово «семь».
- Подбери антонимы к словам:
Мягкий - …, натуральный - …, снаружи - …
- Выпиши словосочетания, где глагол употреблен в переносном значении:
Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подает надежды, сердце шепчет, подает пальто, проглотил язык, солнце светит.
- От данных существительных образуй глаголы:
Звон - …, звук - …, зелень - …, блеск - …, свет - …, корм - …, крик - …, рассказ - … .
- Прочитай. Спиши предложения в порядке усиления движения от самого медленного до самого быстрого. Подчеркни глаголы:
Путник шагает. Лошадь бежит. Черепаха ползет. Машина едет. Поезд мчится.
- Подбери слова, близкие по смыслу (синонимы):
Худой - …, бросать - …, воин - …, опрятный - …
- Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги:
Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.
- Прочитай слова. Подчеркни те, которые нельзя переносить:
Чайка, Оля, классный, стол, мальчик, лес, семья, герб.
- Придумай клички животным:
Собака …, корова …, кошка …, конь …, попугай …, воробей …
- Прочитай текст. Поставь нужные знаки в конце предложений. Исправь ошибки. Подчеркни глаголы.
Бабушка.
Мою бабушку зовут вера Петровна она живет в москве на улице русакова. Я часто бываю у Бабушки мы любим ходить в парк Сокольники.
- У К.И.Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы по истории о речи маленьких детей. Ознакомься с некоторыми из них, укажи ошибки, запиши правильный вариант.
- Стрелка на часах ходнула разок.
- Ой, как больнуло живот!
- Я только немножко откуснул от пирожка.
- Какое червячное яблоко!
- Какой песок песучий!
- Зубовный врач.
- Пугательные глазки.
- Смотри, какая жукачечка ползет!
- Лес заблудительный.
21. В песне А.Дулова «Поселок дачный» есть строчки:
К чему скитаться разно?
Обнимемся в пути.
Теперь еще не поздно
На палубу взойти.
Что означает слово «розно»? (по морям, подолгу, поодиночке, понемногу, по заграницам)
22.Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении?
Циган купил красофки?
23. Какие варианты из перечисленных можно поставить вместо многоточия в данной фразе?
Результаты моих первых работ были …, чем сейчас.
Слабее, более слабее, слабже, более слабыми.
24. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Оrbit. Помоги ему выбрать правильный вариант:
Жевачка, жувачка, живачка, жвачка, жывачка.
25. Какие из данных слов обозначают группу людей?
Толпа, гурьба, стадо, орава, стая, куча.
Блицтурнир
- Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 7 дней?
- Какие буквы в русском языке не обозначают звук?
- Какая бывает речь?
- Чем кончается лето и начинается осень?
- Названия каких двух месяцев оканчивается на букву «Т»?
- Какое имя девочки получится, если написать тридцать «Я»?
- Какие слова можно получить, если в слове «торт» заменить первую букву?
- Запишите название к сказке:
Сказала лиса кролику: «Зачем ты, кролик, роешь такие узкие норы?» «Затем, чтобы ты, лисонька, не пришла ко мне в гости», - отвечает кролик.
- Прочитайте. В каждой строке найдите лишнее слово:
Поет, дремлет, ветер, играет.
Придет, топор, сядет, роет.
Шишка, долбит, плавает, ныряет.
Убирает, обедает, рисует, зарядка.
- Выполни математические действия и запиши слово:
ЧЕТ + ИР – ТИР + Т + ВЕРТЬ =
1 класс
- Подчеркни слова, в которых только твердые согласные звуки:
Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.
- Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги.
Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.
- Прочитай слова. Подчеркни те слова, которые нельзя переносить.
Чайка, Оля, классный, стол, мальчик, лес, семья, герб.
- Прочитай текст. Поставь нужные знаки в конце предложений. Исправь ошибки. Подчеркни глаголы.
Моего брата зовут игорь Иванович он живет в киеве на улице горького. Я часто бываю у него мы любим ходить в парк Дубки и по музеям.
- Учительница попросила детей придумать слово, в котором 3 буквы и 3 звука. Первая буква Р, вторая буква – гласная, а третья – согласная, обозначающая глухой, твердый звук. В классе было пять групп детей, каждая из которых придумала свое слово. Выбери правильное.
1 группа – «рак»
2 группа – «род»
3 группа – «рот»
4 группа – «русь»
5 группа – «рябь»
6. Ученику дали задание написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: «тот», «дед», «шалаш». Правильно ли выполнено задание?
7. В названиях каких месяцев в русском языке произносятся мягкие звуки [р’] и [н’]?
8. Запиши имя мальчика, в которое можно вписать какую-нибудь букву, чтобы получилось название деревянных шестов с заостренными концами, а если убрать первую букву, то получится имя девочки. Запиши эти три слова.
9. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:
Поди туда, не знаю куда, …
Скоро сказка сказывается, …
Это все присказка, …
- Сколько букв «о» в данном предложении? А сколько звуков [о]?
Звонят во все колокола.
- Поставь слова во множественное число.
Человек - …, лист (бумаги) - …, лист (дерева) - …, зуб (волка) - …, зуб (пилы) - … .
Финальная игра
- Образуй множественное число от данных имен существительных:
Профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, стакан, пастбище.
- Разбери слова по составу:
Забежал, розочка, синеватый.
- Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв.
- Запиши слова, вставляя пропущенные буквы (где это необходимо):
Серь…езный, раз…езд, об…явление, без…ответственный, с…язвить, трех…этажный.
- Выпиши словосочетания, где глагол употреблен в переносном значении:
Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подает надежды, сердце шепчет, подает пальто, проглотил язык, солнце светит.
- Напиши глаголы, противоположные по значению:
Помогать - …
Говорить - …
Надевать - …
Рисовать - …
Ненавидеть - …
Смеяться - …
Радоваться - …
- От данных существительных образуй глаголы:
Звон - …, звук - …, зелень - …, блеск - …, свет - …, корм - …, крик - …
- Напиши по два прилагательных, подходящих по смыслу существительным:
Хлеб - ---------------, -----------------.
Ландыш - -------------, -----------------.
Речка - ----------------, -----------------.
- Два класса объединили в один. Что произошло?
Сливание. Слитие. Слияние. Слив. Сливка.
- Исключи слово, которое означает не такой вид растительности, как остальные слова из списка:
Джунгли, ельник, бор, луг, дубрава.
- У каких из данных существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
- Как начинается поговорка: «… видит из далека»?
Моряк моряка, рыбак рыбака, рыбак моряка, свояк свояка, дурак дурака.
- Дополни фразу: «Они друг с другом …»
На равной ноге, на короткой ноге, на близкой ноге, на одной ноге, на двух ногах.
- Какие из перечисленных слов происходят от названий частей человеческого тела?
Подножка, подушка, подзатыльник, подворотня, поручение, намордник, на запятках, наручники, лапник, прохвост.
- Укажи все сочетания слов, составленные неправильно. Исправь ошибки.
Пара носок, без чулок, нет солдат, пять помидор, группа грузинов.
- Учитель спросил, где было Бородинское сражение.
Петя сказал: «Под Бородином». Вася: «Под Бородиным». Коля: «Под селом Бородино». Миша: «Под селом Бородиным».
Кто из ребят построил правильную фразу?
- У вас с другом испортились отношения. Какими словами можно описать их после этого печального события?
Натянутые, напряженные, надутые, наплевательские, нахмуренные, между нами черная кошка пробежала.
- Какие из перечисленных названий обуви русские по происхождению?
Босоножки, бутсы, сандалии, ботинки, чешки, валенки.
- Составь из данных слов пословицу, поговорку или крылатое выражение:
Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.
Терпеть , быть, казак, атаман.
Смотреть, конь, дареный, зубы.
Вить, быть, конец, веревочка, сколько.
20. Напиши слова правильно.
Потрет, центер, транвай, конфорт, колидор, коклета.
21. К данным словам подбери синонимы:
Блестит - …, мыслит - …, бранит - …, рыдает - … .
- Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова:
Сено Овод
Стол Ежи
Зал Ода
Газ Вал
Гриб Очки
Хор Он
Бор Яр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для олимпиад разного уровня
Данный материал поможет учителю подготовить учащихся по всем видам речевой деятельности к олимпиадам....
Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.
Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи урока:привлечь детей к народному творчест...
рабочая программа порусскому языку. 9 класс. Бунеев.
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Бунеев...
КВН порусскому языку 5 класс
Внеклассное мероприятие по русскому языку...
материал по олимпиаде немецкий язык 5-6 классы
Материалы предназначены для проведения олимпиад по немецкому языку в 5-6 классах...
Презентация ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПОРУССКОМУ ЯЗЫКУ
Презентация содержит комплекс опорных конспектов по русскому языку. Материал может использоваться при подготовке к ЕГЭ и на уроках русского языка....
Мониторинг УУД порусскому языку. 5 класс
Промежуточный мониторинг по русскому языку в 5 классе....