ПРОГРАММА Факультатива «Основы компьютерной грамотности» для 5-8 классов коррекционных школ
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Цель программы - повысить личную самооценку детей с ограниченными возможностями здоровья через изучение информационных технологий.

Задачи

  •  усвоить правила работы и поведения при общении с компьютером;
  • сформировать общие представления учащихся об информационной картине мира, об информации и информационных процессах;
  • приобрести навыки работы на клавиатуре;
  • приобрести опыт создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем;
  • научить пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовым редактором, графическим редактором, электронными таблицами и др.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fak-tiv_komp.5-8kl.nash_.publikatsiya.dlya_sayta.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                        

ПРОГРАММА

Факультатива «Основы компьютерной грамотности»

для 5-8 классов  

МКСКОУ «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  VIII вида»

                                                

Учитель математики

И.Н. Пичугина

I квалификационная категория

город Кашира                2012 г.


Программа факультатива «Основы компьютерной грамотности»

Пояснительная записка

В настоящее время, в современном обществе имеет место сложная  ситуация с социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей-инвалидов, выпускников специальных (коррекционных) школ. На сегодняшнем этапе развития нашего общества, перед  коррекционной школой стоит задача усовершенствование учебно-воспитательного процесса.

Важное значение имеет формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья  адекватной самооценки и осознания перспектив будущей жизни. Огромное влияние на самооценку ребёнка оказывает школа.

Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, опирающимися на свойственное ребёнку-олигофрену понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию ребёнка в этой предметной области.  

В программе рассматриваются три аспекта изучения информатики:

  • Компьютер, как средство обучения и получения информации — это обучение конкретным информационным технологиям. Учащиеся могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (создание открыток, рекламных листков, рисование и т.д.).
  • Компьютерные игры, как средство восстановления движений (мелкой моторики). Для формирования двигательных функций в процессе терапевтической работы ребенку приходится выполнять множество однообразных движений. При использовании традиционных средств (например, при лечебной физкультуре) придать этим упражнениям привлекательный смысл бывает очень трудно хотя бы потому, что они должны повторяться многократно, а выполнение движения является в них самоцелью.
  • Компьютер используется как средство предъявления аудиовизуальной информации, представляющей собой сюжетную игру, а также как средство регуляции и контроля за пространственно-временными и точностными параметрами движения в процессе игры.

Программа следует концентрическому принципу – одна и та же тема изучается в течении нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создаёт условия постоянного повторения ранее изученного материала. При этом возможность использования компьютерных игр даёт возможность поддерживать постоянный интерес к изучаемому курсу.

При создании рабочей программы были использованы:

  • Программа курса информатики  для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова)
  • Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов средней общеобразовательной школы (Л.Л. Босова)
  • Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова)
  • (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и  доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.)

Цель

 Повысить личную самооценку детей с ограниченными возможностями здоровья через изучение информационных технологий.

Задачи

  • усвоить правила работы и поведения при общении с компьютером;
  • сформировать общие представления учащихся об информационной картине мира, об информации и информационных процессах;
  • приобрести навыки работы на клавиатуре;
  • приобрести опыт создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем;
  • научить пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовым редактором, графическим редактором, электронными таблицами и др.)

 

Содержание курса

5 класс – 33 часа (1 час в неделю)

Содержание материала. Введение в предмет. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Информация. Компьютер и его внешние устройства. Клавиатура: общие сведения, клавиши русского алфавита, специальные клавиши: Еnter, Shift, Backspace, пробел; клавиши управления курсором. Мышь: общие сведения. Рабочий стол и объекты рабочего стола.

Практические работы. Знакомство с основными устройствами компьютера и их зарисовка. В простейшем текстовом редакторе записать своё имя и фамилию, небольшую фразу, четверостишье. Выделение, перемещение объектов рабочего стола. Настройка даты и времени. Тренировочные игры и упражнения на отработку навыка владения мышью и клавиатурой. Развивающие игры, клавиатурные тренажёры.

Учащиеся должны знать:

  • технику безопасности и правила поведения в кабинете;
  • назначение и основные устройства компьютера;
  • органы чувств и виды информации.

Учащиеся должны уметь:

  • вводить прописную букву в режиме ввода строчных букв;
  • написать четверостишье, используя клавиши русского алфавита и специальные клавиши;
  • перемещать указатель мыши;
  • выделять и перемещать объекты с помощью мыши;
  • выполнять щелчок и двойной щелчок кнопками мыши.

6-а класс, 6-б класс - 33 часа (1 час в неделю)

Содержание материала. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Включение и выключение компьютера. Устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации. Меню: панель задач. Главное меню. Диалоговое окно. Основное окно. Основные действия с окном. Компьютер как устройство обработки информации: текстовой редактор. Текстовый редактор. Клавиатура: цифровые клавиши, специальные символы. Редактирование текста. Программа Калькулятор. Совместная работа в двух программах. Компьютер как устройство обработки информации: графический редактор. Создание рисунков. Работа с цветом. Работа с рисунками. Понятие компьютерной презентации.

Практические работы. Включение и выключение компьютера. Использование меню для выбора элементов: смена языка текущего алфавита. Запуск стандартных программ из Главного меню. Завершение работы с программами. Освоение основных действий с окном. Ввод и редактирование текста в текстовом редакторе. Знакомство с интерфейсом программы Калькулятор. Выполнение арифметических действий на Калькуляторе. Составление изображения в графическом редакторе. Развивающие и обучающие игры, тренажёры с целью развития моторики пальцев. Игры–забавы.

Учащиеся должны знать:

  • устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации;
  • основные правила набора текста;
  • назначение текстового и графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно включать и выключать компьютер;
  • переключать алфавиты (русский/латинский);
  • запускать программы через Главное меню;
  • изменять размеры окна программы;
  • изменять форму представления окна программы;
  • перемещать окно программы по Рабочему столу;
  • завершать работу с программами;
  • вводить специальные символы;
  • вставлять пропущенные буквы;
  • удалять лишние буквы;
  • заменять одну букву на другую;
  • разрезать и склеивать строки;
  • быстро перемещать курсор по документу;
  • выполнять арифметические действия на Калькуляторе;
  • редактировать текст и созданные рисунки.

7 класс - 33 часа (1 час в неделю)

Содержание материала. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Внутреннее устройство компьютера. Файлы и папки. Копирование, перемещение, удаление файла или папки. Создание новой папки. Сохранение файла. Единицы измерения информации. Понятие систем счисления. Кодирование. Текстовый редактор. Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Компьютер как устройство обработки информации: графический редактор. Создание рисунков. Работа с цветом. Работа с рисунками. Мультимедийные презентации.

Практические работы. Создание своей папки. Копирование и перемещение файлов в папку. Удаление и восстановление файлов и папок. Поиск файла. Создание ярлыка файла и папки. Ввод, форматирование и редактирование текста песен в программе WordPad. Запись и решение математической задачи при помощи программ WordPad и Калькулятор. Составление изображения в графическом редакторе. Настройка инструментов и палитры. Создание комбинированного документа (поздравительная открытка). Развивающие и обучающие игры, тренажёры с целью развития моторики пальцев, игры–забавы.

Учащиеся должны знать:

  • назначение процессора, памяти компьютера;
  • назначение файлов и папок;
  • основные единицы измерения информации: бит, байт, килобайт, мегабайт;
  • понятие кодировние информации;
  • понятие системы счисления, десятичная и двоичная система счисления;
  • назначение графического редактора;
  • назначение мультимедийной презентации.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные действия с файлами и папками (копировать, перемещать, создавать, удалять, восстанавливать, сохранять, искать, создавать ярлык);
  • выделять двойным щелчком нужное слово;
  • выделять строку текста;
  • копировать выделенный фрагмент в буфер;
  • удалять выделенный фрагмент в буфер;
  • вставлять фрагмент из буфера в нужное место текста;
  • заменять один фрагмент текста на другой;
  • изменять размер, тип, начертание, цвет шрифта выделенного фрагмента текста;
  • применять различные варианты выравнивания абзацев текста;
  • переносить данные из одной программы в другую;
  • выбирать, настраивать и пользоваться инструментами и палитрой графического редактора;
  • редактировать созданные рисунки.

8 класс - 66 часов (2 часа в неделю)

Содержание материала. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Основные компоненты компьютера и их функции. Организация информации: жесткие и гибкие диски. Мои документы. Рабочий стол: изменение фонового рисунка, заставки, темы. Настройка мыши. Кодирование информации. Текстовый редактор. Параметры страницы. Вид документа. Фон. Вставка символа. Создание таблицы. Редактирование таблицы. Использование панели рисования для создания документа. Знакомство с программой создания мультимедийных презентаций. Создание презентации. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практические работы. Изменение фона, заставки, темы Рабочего Стола. Изменение функции кнопок мыши, параметров указателя. Создание и редактирование таблицы. Создание комбинированного документа, используя панель рисования. Печать документа. Создание презентации, содержащей текст и картинку. Развивающие и обучающие игры. Игры – эксперименты.

Учащиеся должны знать:

  • назначение жёстких и гибких дисков компьютера;
  • общую структуру компьютера, назначение и основные характеристики процессора, памяти и внешних устройств;
  • формы организации информации компьютера;
  • назначение презентации.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять настройку Рабочего Стола;
  • изменять параметры кнопок и указателя мыши;
  • изменять параметры страницы документа;
  • изменять вид документа;
  • создавать таблицу с определённым количеством строк и столбцов;
  • вставлять и удалять строку, столбец или ячейку;
  • объединять ячейки;
  • изменять и выравнивать ширину строк и столбцов;
  • изменять направление и положение текста в ячейке;
  • удалять таблицу;
  • вставлять автофигуры в документ и менять их размер и положение;
  • добавлять объекты WordArt;
  • менять фон документа;
  • вставлять рисунок или картинку;
  • менять ширину и тип линий рисунка;
  • менять объём рисунка, добавлять тень;
  • создать и запустить простую презентацию.

Используемый УМК:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  Информатика и ИКТ. Базовый курс   9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 208 с.: ил.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 192 с.: ил.
  4. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  5. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы компьютерной грамотности

Пройден курс "Основы компьютерной грамотности"Об"  " Обббб...

Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»,

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид

Данная примерная программа разработана  для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ  VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...

Программа кружка «Основы компьютерной грамотности»

Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет: значител...

Перспективы обучения основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Из опыта работы по обучению основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках факультативного курса (1 час в неделю).Содержание: 1.    Исто...

Программа факультативного курса "Основы компьютерной грамотности", 7 класс

Формирование начального навыка работы  на компьютере с текстом и графикой....

Планирование по курсу"Основы компьютерной грамотности"

Планирование предназначено для проведения обучающих уроков компьютерной грамотности для пенсионеров....