Рабочая программа "Математические представления и конструирование" 6 класс 8 вид (2)
рабочая программа (6 класс) по теме
Рабочая программа "Математические представления и конструирование" 6 класс, 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ, обучающиеся на индивидуальном (надомном) обучении. Прграмма составлена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряевой, Д.И.Бойков, В.И. Липакова и др., СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год.Программа скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ и с учетом индивидуальных психофизических возможностей конкретного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem.6_kl.docx | 50.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
СКОРРЕКТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Математические представления и конструирование
6 класс (VIII вид 2 вариант)
Составитель: Крестовникова Галина Егоровна
учитель надомного обучения
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка.
В ходе реализации задач учебного предмета, который может быть определен только как «Математические представления и конструирование», особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации. Именно для этой категории учащихся важно, чтобы содержание учебного предмета способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для конструирования.
В «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся.
Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элементарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого общения.
Учебный процесс по предмету «Математические представления и конструирование» построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее активно используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры (отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование.
Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности ребенка, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные и игровые материалы, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными.
Для обучения предмету «Математические представления и конструирование» характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность в процессе обучения, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.
Предмет «Математические представления и конструирование» также интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления и конструирование» для 6класса (VIII вид 2 вариант) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, 2011год.
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2015-2016 уч.год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Причина создания учебной программы.
Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой предусмотрена нагрузка 3 часа в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 1 час в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 6 классе и количество часов оставлены без изменений.
Цель и задачи программы.
Цель: направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся. Максимальное включение в образовательный процесс, в формировании доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи:
- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- формирование элементарных обще учебных умений;
- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и повторении изученного материала), комбинированные.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальный. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.
Учебно – тематический план.
Тема урока | Кол-во часов |
Конструирование | 5 |
Количественные представления | 8 |
Представления о форме | 4 |
Представления о величине | 8 |
Пространственные представления | 4 |
Временные представления | 5 |
Всего | 34 |
Содержание тем ученого курса.
Конструирование (5 часов).
- Игры и игровые упражнения с тематическими сборно-разборными грушками, с разрезными картинками со смысловыми разъемами, с сюжетними картинками с вырубленными частями круглой, квадратной и прямоугольной формы, с разрезными картинками с использованием образца (груши, овощи, фрукты, животные), на узнавание целого предмета по фрагментам.
- Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота). Конструирование из палочек (различные по цвету, фактуре и величине счетные палочки однакового раз мера).
- Постройки из строительного материала ( из 4-5 деталей) по образцу и словесной инструкции (с использованием указательных жестов).
- Совместная деятельность учащегося по воспроизведению: по образцу комбинаций из 3-5 мягких модулей.
- Постройки по образцу после элементарного предварительного анализа совместно с учителем:выделение основних частей образца, определение необходимых строительных элементов с использованием невербальних и вербальних средств общения.
Количественные представления (8 часов).
- Формирование представлений учащегося о том, что любая совокупность объектов можеи бать сосчитана.
- Упражнения и игры, в которых используется сеть объектов в любом порядке. Упражнения на понимание учащимся принципа сохранения количества не зависимо от формы (в упражнениях с водой, песком, крупой).
- Упражнения на определение состава числа в совместной деятельности учащегося и учителя.
- Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различие, набор и размен монет).
- Рисование цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5 по трафаретам, на песке, на грифельной доске, в тетради, лепка из пластелина, выкладывание из природного материала, шнурков.
- Упражнения с цифрами: набрать заданный номер из предложенных цифр (01, 112, 03, 02).
- Игровые упражнения на выделение 1-4 предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».
- Упражнения на определения состава числа в пределах 4-х. Знакомство с количеством в пределах 5. Соотнесение количества в пределах 5-ти с пальцами рук.
- Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями с открытым результатом на наглядном метериале в пределах 6-ти.
Представления о форме (4 часов).
- Практические действия, игровые задания, настольно-печатные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоских и объемных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму.
- Рисование фигур по трафаретам, по опорным точкам, вырезание фигур (с помощью учителя).
- Лепка различных форм из пластелина.
Представления о величине (8 часов).
- Игровые упражнения , настольные игры и практические действия для закрепления представлений о величине. Использование приемов наложения и приложения для сравнения.
- Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам зображений разной величины по образцу и словесной инструкции.
- Экспериментирование с целью определения непрерывного количества (песка, воды), используя для этого разные емкости.
Пространственные представления (4 часов).
- Закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений (с помощью учителя) и представлений о схеме собственного тела и лица.
- Игра с куклами на определение пространственного расположения. Стимулирование учащегося показывать, называть и выполнять соответствующие действия (с помощью учителя) в виде указательных жестов и словесного пояснения.
Временные представления (5 часов).
- Формирование представлений о прошедшем времени года. Чтение учителем стихов, рассказов о временах года, уточняя их общие и различные признаки.
- Игры и игровые упражнения, изобразительная деятельность с целью сравнения наиболее характерних признаков времен года.
- Совместно с учащимся рассматривать пейзажне картинки о природе в разное время года, в разные части суток с последующей беседой по содержанию использованного материала.
- Знакомство с календарем погоды.
- Работа с пиктограммами о погоде и временах года.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:
- Конструировать по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе, конструировать из палочек.
- Выполнять действия с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).
- Решать арифметические задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести, арифметические задачи-иллюстрации с закрытым результатом в пределах двух-трех, увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 6).
- Изменять положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку) по образцу, по словесной инструкции, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях), использовать вербальные и невербальные средства в процессе показа и называния пространственных отношений.
- Использовать часы в реальной жизни. Показывать стрелки часов, называть и показывать время от 1 до 6 часов на часах, переводить стрелки на указанное время (по образцу, по словесной инструкции), регулировать время по часам (по песочным часам, по таймеру), выполнять практические действия за определенное время (до 5 минут).
- овладение манипуляторными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения.
- формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков.
- развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и конструирование» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим содержанием.
Cкорректированное тематическое планирование «Математические представления и конструирование»
6 класс 34 часа (1 раза в неделю).
№ п. п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание |
1 четверть Конструирование (5часов). | |||||
1. | Упражнения с разрезными картинками со смысловыми разъемами, со сборно-разборными игрушками. | 1 | Учить собирать картинки и игрушку, развитие зрительного внимания и восприятия. | ||
2. | Складывание разрезных картинок по образцу, конструирование «Большой и маленький дом». | 1 | Учить собирать картинки по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные), узнавать целый предмет по фрагменту и называть его. | ||
3. | Конструирование из конструктора «Ворота». | 1 | Развитие восприятия отношений объектов на основе величины и формирующие представления о ее относительности (с использованием одноименных конструкторов, но разных размеров и изготовленных из разных материалов). | ||
4. | Конструирование из конструктора «Мост». | 1 | Учить строить по образцу, конструирование по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе. | ||
5. | Конструирование из палочек «Конфета», «Мебель для куклы», конструирование разных зданий. | 1 | Учить строить по образцу. | ||
Представления о форме(4 часа) | |||||
6. | Группировка предметов по форме. Классификация фигур. Найди фигуру. | 1 | Учить группировать предметы по форме (по образцу, по словесной инструкции). Учить выбирать из предложенных фигур круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (по образцу и по словесной инструкции). | ||
7. | Нарисуй круг, квадрат, треугольник. | 1 | Учить рисованию фигур по трафаретам, по опорным точкам. | ||
8. | Линия. | 1 | Знакомить учащихся с линией (прямая, извилистая, как волна). Учить рисовать линии на песке, манке (пшеничке), на бумаге, выкладывать линии с помощью ниток, веревок, различных шнуров. | ||
9. | «Что изменилось?» | 1 | Развитие наблюдательности, памяти, внимания (перемещение трех-четырех объемных или плоскостных элементов по отношению друг к другу, воспроизведение комбинаций из двух, трех, четырех элементов модульного или строительного набора по образцу, данному учителем). | ||
2 четверть Количественные представления (4 часа). | |||||
10. | Счет предметов в пределах 5 Игра: «Найди 1-5 грибов в лесу». | 1 | Учить обозначать общее количество сосчитанных объектов последним произнесенным числом совместно с учителем, сопровождение обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах. Учить выделять один-пять предметов из множества (формирование представлений о возможности разъединения множества из любых предметов). | ||
11. | Цифры 0,1,2,3,4,5. Рисование цифр 1-5 по трафарету, по точкам. | 1 | Учить узнавать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5 в правильном и перевернутом расположении, дорисовывать цифры. Продолжать учить рисовать цифры 1,2,3,4,5 по трафарету. | ||
12. | 1,2,5 рублей, 1, 5 копеек. Решение задач-иллюстраций с открытым результатом в пределах 3 и 5. | 1 | Знакомить учащихся с монетами достоинством 1, 2, 5 копеек. Учить различать, находить монеты разного достоинства. | ||
13. | Решение задач-иллюстраций с открытым результатом в пределах 3 и 5. | 1 | Учить решать задачи-иллюстрации с закрытым результатом в пределах трех-пяти. Учить составлять на наглядной основе простых арифметических задач, на бытовые темы на сложение и вычитание. учить использовать для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, -, =). | ||
Временные представления(3 часа). | |||||
14. | Часы. Показ времени от1-5 часов. | 1 | Учить учащихся использовать часы в реальной жизни, показывать стрелки часов, называть и показывать время, переводить стрелки игрушечных часов на указанное время (по образцу, по словесной инструкции). | ||
15. | Какое время года? Астрономические символы: солнце, луна. | 1 | Выделять по наиболее характерным признакам и называть время года. Учить определять время года по иллюстрациям, по ситуациям на стендовом театре. Уточнение представлений учащихся об астрономических символах: солнце, луне, звездах (показ на небе и на иллюстрациях). Рисовать по внутренним и внешним трафаретам солнце, луну, звезды, тучи, облака. | ||
16. | Работа по пиктограммам «Времена года». | 1 | Определять время года по характерным признакам, подбирать соответствующую пиктограмму. | ||
3 четверть Количественные представления (4часа). | |||||
17. | Знакомство с числом и цифрой 6. «Какая цифра спряталась?» | 1 | Соотносить число и цифру 6. Формирование умений учащихся подбирать последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой. Учить определять пропущенное число (исходя из индивидуальных возможностей учащихся). | ||
18. | Цифры 0,1,2,3,4,5,6. | 1 | Узнавать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5,6 в правильном и перевернутом расположении, дорисовывать цифры. | ||
19. | Рисование цифр 1-6 по трафарету и точкам. | 1 | Продолжать учить рисовать цифры 1,2,3,4,5,6 по трафарету. | ||
20. | Решение задач-иллюстраций с открытым результатом в пределах 6. | 1 | Учить решать задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести. Учить составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание. Использовать для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, -, =). | ||
Представления о величине (4часа). | |||||
21. | Большой-маленький. Широкий-узкий. | 2 | Учить сравнивать величины путем сопоставления двух объектов. Учить использовать приемы наложения и приложения. Учить раскрашивать, штриховать, обводить по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины (вместе с учителем и самостоятельно). | ||
22. | Высокий-низкий. Длинный-короткий. | 2 | Учить штриховать, обводить по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины (вместе с учителем и самостоятельно). | ||
Временные представления(2 часа). | |||||
23. | Будильник. Часы. Показ времени от1 до 6 часов. Работа по пиктограммам «Времена года». | 1 | Учить использовать часы в реальной жизни. Показывать стрелки часов, называть и показывать время. Переводить стрелки игрушечных часов на указанное время (по образцу, по словесной инструкции). Определять время года по характерным признакам, подбирать соответствующую пиктограмму. | ||
24. | Регулирование времени по часам (5 минут). Астрономические символы: звезды, тучи, облака. | 1 | Учить регулировать время по часам (по песочным часам, по таймеру). Выполнять практические действия за определенное время (до 5 минут). Уточнение представлений об астрономических символах: солнце, луне, звездах (показ на небе и на иллюстрациях). Рисовать по внутренним и внешним трафаретам солнце, луну, звезды, тучи, облака. | ||
4 четверть Пространственные представления(4 часа). | |||||
24. | Перемещение в пространстве класса. | 2 | Учить перемещаться в пространстве класса по словесной инструкции, по стрелкам-векторам (информационные знаки «Выход»), по элементарному плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно. Формирование ориентировки учащихся в трехмерном пространстве (в помещении) по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам). | ||
25. | Ориентировка на листе бумаги. | 2 | Формирование ориентировки учащихся в двухмерном пространстве по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам). | ||
Представления о величине(4 часов). | |||||
26. | Линейка. | 1 | Показ приемов измерения. Размер называет учитель, но действия выполняет учащийся. Учить измерять с помощью меток. | ||
27. | Сантиметр. | 2 | Показ приемов измерения. Размер называет учитель, но действия выполняет учащийся. Учить измерять с помощью меток. | ||
28. | Измерение одежды. | 1 | Учить определять размеры одежды с использованием приемов наложения и приложения, учить пользоваться сантиметром. |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, СПБ, 2011год.
- Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2011 год.
- Андрющенко Н. В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб., Речь, 2012 год.
- Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. — СПб., КАРО, 2013 год.
- Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб., КАРО, 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи (первоначальные грамматические представления) во 2 классе (ЗПР)
Тема:Составление предложений по схемам Кто? Что делает? Где?...
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множестве...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Математические представления".
Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Математические представления"....
Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс
Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс...
Сценарий представления 8 «А» класса Конкурс «Класс без вредных привычек» 2020
Разработка сценария театрализованного представления 8 "А" класса МБОУСОШ №4 а.Мамхег, Шовгеновского района, Республики Адыгея...
Рабочая тетрадь по предмету "Математические представления" для 6 класса обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Рабочая тетрадь с заданиями по предмету "Математические представления"...