Рабочая программа "Математические представления и конструирование" 6 класс 8 вид (2)
рабочая программа (6 класс) по теме

Крестовникова Галина Егоровна

Рабочая программа "Математические представления и конструирование" 6 класс, 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ, обучающиеся на индивидуальном (надомном) обучении. Прграмма составлена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряевой, Д.И.Бойков, В.И. Липакова и др., СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год.Программа скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ и с учетом индивидуальных психофизических возможностей конкретного ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.6_kl.docx50.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

СКОРРЕКТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету:  Математические представления и конструирование

6 класс (VIII вид 2 вариант)

Составитель: Крестовникова Галина Егоровна

                                                                                                   учитель надомного обучения

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка. 

     В ходе реализации задач учебного предмета, который может быть определен только как «Математические представления и конструирование», особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации. Именно для этой категории учащихся важно, чтобы содержание учебного предмета способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для конструирования.

     В «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся.

     Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элементарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого общения.

     Учебный процесс по предмету «Математические представления и конструирование» построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее активно используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры (отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование.

     Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности ребенка, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные и игровые материалы, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными.

     Для обучения предмету «Математические представления и конструирование» характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность в процессе обучения, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.

     Предмет   «Математические представления и конструирование» также интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.

     Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления и конструирование» для 6класса (VIII вид 2 вариант)  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, 2011год.

2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2015-2016 уч.год.

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Причина создания учебной программы.

     Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой  предусмотрена нагрузка 3 часа в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 1 час в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 6 классе и количество часов оставлены без изменений.

Цель  и  задачи программы.

     Цель: направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся. Максимальное включение в образовательный процесс, в формировании доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи:

  • развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
  • формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
  • формирование элементарных обще учебных умений;
  • овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
  • развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
  • общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Условия реализации программы.

 Виды и формы организации учебного процесса.

      Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и повторении изученного материала), комбинированные.

Формы работы на уроке:  индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.

     При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальный. Контроль (диагностика) проводится  (в начале года)  и  итоговый (конец года).  

Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.

Учебно – тематический план.

Тема урока

Кол-во часов

Конструирование

5

Количественные представления

8

Представления о форме

4

Представления о величине

8

Пространственные представления

4

Временные представления

5

Всего

34

Содержание тем ученого курса.

Конструирование (5 часов).

  • Игры и игровые упражнения с тематическими сборно-разборными грушками, с разрезными картинками со смысловыми разъемами, с сюжетними картинками с вырубленными частями круглой, квадратной и прямоугольной формы, с разрезными картинками с использованием образца (груши, овощи, фрукты, животные), на узнавание целого предмета по фрагментам.
  • Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота). Конструирование из палочек (различные по цвету, фактуре и величине счетные палочки однакового раз мера).
  • Постройки из строительного материала ( из 4-5 деталей) по образцу и словесной инструкции (с использованием указательных жестов).
  • Совместная деятельность учащегося по воспроизведению: по образцу комбинаций из 3-5 мягких модулей.
  • Постройки по образцу после элементарного предварительного анализа совместно с учителем:выделение основних частей образца, определение необходимых строительных элементов с использованием невербальних и вербальних средств общения.

Количественные представления (8 часов).

  • Формирование представлений учащегося о том, что любая совокупность объектов можеи бать сосчитана.
  • Упражнения и игры, в которых используется сеть объектов в любом порядке. Упражнения на понимание учащимся принципа сохранения количества не зависимо от формы (в упражнениях с водой, песком, крупой).
  • Упражнения на определение состава числа в совместной деятельности учащегося и учителя.
  • Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различие, набор и размен монет).
  • Рисование цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5 по трафаретам, на песке, на грифельной доске, в тетради, лепка из пластелина, выкладывание из природного материала, шнурков.
  • Упражнения с цифрами: набрать заданный номер из предложенных цифр (01, 112, 03, 02).
  • Игровые упражнения на выделение 1-4 предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».
  • Упражнения на определения состава числа в пределах 4-х. Знакомство с количеством в пределах 5. Соотнесение количества в пределах 5-ти с пальцами рук.
  • Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями с открытым результатом на наглядном метериале в пределах 6-ти.

Представления о форме (4 часов).

  • Практические действия, игровые задания, настольно-печатные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоских и объемных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму.
  • Рисование фигур по трафаретам, по опорным точкам, вырезание фигур (с помощью учителя).
  • Лепка различных форм из пластелина.

Представления о величине (8 часов).

  • Игровые упражнения , настольные игры и практические действия для закрепления представлений о величине. Использование приемов наложения и приложения для сравнения.
  • Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам зображений разной величины по образцу и словесной инструкции.
  • Экспериментирование с целью определения непрерывного количества (песка, воды), используя для этого разные емкости.

Пространственные представления (4 часов).

  • Закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений (с помощью учителя) и представлений о схеме собственного тела и лица.
  • Игра с куклами на определение пространственного расположения. Стимулирование учащегося показывать, называть и выполнять соответствующие действия (с помощью учителя) в виде указательных жестов и словесного пояснения.

Временные представления (5 часов).

  • Формирование представлений о прошедшем времени года. Чтение учителем стихов, рассказов о временах года, уточняя их общие и различные признаки.
  • Игры и игровые упражнения, изобразительная деятельность с целью сравнения наиболее характерних признаков времен года.
  • Совместно с учащимся рассматривать пейзажне картинки о природе в разное время года, в разные части суток с последующей беседой по содержанию использованного материала.
  • Знакомство с календарем погоды.
  • Работа с пиктограммами о погоде и временах года.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

     К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:

  • Конструировать по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе, конструировать из палочек.
  • Выполнять действия с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).
  • Решать арифметические задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести, арифметические задачи-иллюстрации с закрытым результатом в пределах двух-трех, увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 6).
  • Изменять положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку) по образцу, по словесной инструкции, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях), использовать вербальные и невербальные средства в процессе показа и называния пространственных отношений.
  • Использовать часы в реальной жизни. Показывать стрелки часов, называть и показывать время от 1 до 6 часов на часах, переводить стрелки на указанное время (по образцу, по словесной инструкции), регулировать время по часам (по песочным часам, по таймеру), выполнять практические действия за определенное время (до 5 минут).
  • овладение манипуляторными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения.
  • формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков.
  • развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и конструирование» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим содержанием.

Cкорректированное тематическое планирование «Математические представления и конструирование»

6  класс 34 часа (1 раза в неделю).

№ п. п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки уч-ся

Примечание

1 четверть

Конструирование (5часов).

1.

Упражнения с разрезными картинками со смысловыми разъемами, со сборно-разборными игрушками.

1

Учить собирать картинки и игрушку, развитие зрительного внимания и восприятия.

2.

Складывание разрезных картинок по образцу, конструирование «Большой и маленький дом».

1

Учить собирать картинки по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные), узнавать целый предмет по фрагменту и называть его.

3.

Конструирование из конструктора «Ворота».

1

Развитие восприятия отношений объектов на основе величины и формирующие представления о ее относительности (с использованием одноименных конструкторов, но разных размеров и изготовленных из разных материалов).

4.

Конструирование из конструктора «Мост».

1

Учить  строить по образцу, конструирование по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе.

5.

Конструирование из палочек «Конфета», «Мебель для куклы», конструирование разных зданий.

1

Учить  строить по образцу.

Представления о форме(4 часа)

6.

Группировка предметов по форме. Классификация фигур. Найди фигуру.

1

Учить группировать предметы по форме (по образцу, по словесной инструкции). Учить выбирать из предложенных фигур круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (по образцу и по словесной инструкции).

7.

Нарисуй круг, квадрат, треугольник.

1

Учить рисованию фигур по трафаретам, по опорным точкам.

8.

Линия.

1

Знакомить учащихся с линией (прямая, извилистая, как волна). Учить рисовать линии на песке, манке (пшеничке), на бумаге, выкладывать линии с помощью ниток, веревок, различных шнуров.

9.

«Что изменилось?»

1

Развитие наблюдательности, памяти, внимания (перемещение трех-четырех объемных или плоскостных элементов по отношению друг к другу, воспроизведение комбинаций из двух, трех, четырех элементов модульного или строительного набора по образцу, данному учителем).

2 четверть

Количественные представления (4 часа).

10.

Счет предметов в пределах 5 Игра: «Найди 1-5 грибов в лесу».

1

Учить обозначать общее количество сосчитанных объектов последним произнесенным числом совместно с учителем, сопровождение обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах. Учить выделять один-пять предметов из множества (формирование представлений о возможности разъединения множества из любых предметов).

11.

Цифры 0,1,2,3,4,5.   Рисование цифр 1-5 по трафарету, по точкам.

1

Учить узнавать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5 в правильном и перевернутом расположении, дорисовывать цифры. Продолжать учить  рисовать цифры 1,2,3,4,5 по трафарету.

12.

1,2,5 рублей, 1, 5 копеек. Решение задач-иллюстраций с открытым результатом в пределах 3 и 5.

1

Знакомить учащихся с монетами достоинством 1, 2, 5 копеек. Учить различать, находить монеты разного достоинства.

13.

Решение задач-иллюстраций с открытым результатом в пределах 3 и 5.

1

Учить решать задачи-иллюстрации с закрытым результатом в пределах трех-пяти. Учить составлять на наглядной основе простых арифметических задач, на бытовые темы на сложение и вычитание. учить использовать для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, -, =).

Временные представления(3 часа).

14.

Часы. Показ времени от1-5 часов.

1

Учить учащихся использовать часы в реальной жизни, показывать стрелки часов, называть и показывать время, переводить стрелки игрушечных часов на указанное время (по образцу, по словесной

инструкции).

15.

Какое время года? Астрономические символы: солнце, луна.

1

Выделять по наиболее характерным признакам и называть время года. Учить определять время года по иллюстрациям, по ситуациям на стендовом театре. Уточнение представлений учащихся об астрономических символах: солнце, луне, звездах (показ на небе и на иллюстрациях). Рисовать по внутренним и внешним трафаретам солнце, луну, звезды, тучи, облака.

16.

Работа по пиктограммам «Времена года».

1

 Определять время года по характерным признакам, подбирать соответствующую пиктограмму.

3 четверть

Количественные представления (4часа).

17.

Знакомство с числом и цифрой 6. «Какая цифра спряталась?»

1

Соотносить число и цифру 6. Формирование умений учащихся подбирать последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой. Учить определять пропущенное число (исходя из индивидуальных возможностей учащихся).

18.

Цифры 0,1,2,3,4,5,6.

1

Узнавать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5,6  в правильном и перевернутом расположении, дорисовывать цифры.

19.

Рисование цифр 1-6 по трафарету и точкам.

1

Продолжать учить  рисовать цифры 1,2,3,4,5,6 по трафарету.

20.

Решение задач-иллюстраций с открытым результатом в пределах 6.

1

Учить решать задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести. Учить составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание. Использовать для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, -, =).

Представления о величине (4часа).

21.

Большой-маленький. Широкий-узкий.

2

Учить сравнивать величины путем сопоставления двух объектов. Учить использовать приемы наложения и приложения. Учить раскрашивать, штриховать, обводить по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины (вместе с учителем и самостоятельно).

22.

Высокий-низкий. Длинный-короткий.

2

Учить штриховать, обводить по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины (вместе с учителем и самостоятельно).

Временные представления(2 часа).

23.

Будильник. Часы. Показ времени от1 до 6 часов. Работа по пиктограммам «Времена года».

1

Учить использовать часы в реальной жизни. Показывать стрелки часов, называть и показывать время. Переводить стрелки игрушечных часов на указанное время (по образцу, по словесной инструкции). Определять время года по характерным признакам, подбирать соответствующую пиктограмму.

24.

Регулирование времени по часам (5 минут). Астрономические символы: звезды, тучи, облака.

1

Учить регулировать время по часам (по песочным часам, по таймеру). Выполнять практические действия за определенное время (до 5 минут). Уточнение представлений об астрономических символах: солнце, луне, звездах (показ на небе и на иллюстрациях). Рисовать по внутренним и внешним трафаретам солнце, луну, звезды, тучи, облака.

4 четверть

Пространственные представления(4 часа).

24.

Перемещение в пространстве класса.

2

Учить перемещаться в пространстве класса по словесной инструкции, по стрелкам-векторам (информационные знаки «Выход»), по элементарному плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно. Формирование ориентировки учащихся в трехмерном пространстве (в помещении) по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам).

25.

Ориентировка на листе бумаги.

2

Формирование ориентировки учащихся в двухмерном пространстве по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам).

Представления о величине(4 часов).

26.

Линейка.

1

Показ приемов измерения. Размер называет учитель, но действия выполняет учащийся. Учить измерять с помощью меток.

27.

Сантиметр.

2

Показ приемов измерения. Размер называет учитель, но действия выполняет учащийся. Учить измерять с помощью меток.

28.

Измерение одежды.

1

Учить определять размеры одежды с использованием приемов наложения и приложения, учить пользоваться сантиметром.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, СПБ, 2011год.
  2. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2011 год.
  3. Андрющенко Н. В.  Монтессори-педагогика и  Монтессори-терапия. — СПб., Речь, 2012 год.
  4. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. — СПб., КАРО, 2013 год.
  5. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб., КАРО, 2011 год. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множестве...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Математические представления".

Рабочая программа для обучающихся 7 класса  с УО по учебному предмету "Математические представления"....

Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс

Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс...

Сценарий представления 8 «А» класса Конкурс «Класс без вредных привычек» 2020

Разработка сценария театрализованного представления 8 "А" класса МБОУСОШ №4 а.Мамхег, Шовгеновского района, Республики Адыгея...