Конспект НОД с использованием инновационных педагогических технологий "В гостях у Зимы: Снеговик"
план-конспект по теме

Манаенкова Ольга Ивановна

 Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_gostyah_u_zimy.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «В гостях у Зимы: Снеговик»»,

образовательная область «Речевое развитие»

 «Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий»

Подготовила

Манаенкова

Ольга Ивановна

учитель-логопед

2013 г.

Тема: «Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий»

 Место подготовки работы – МБДОУ ЦРР д/с № 24 «Теремок» (конспект НОД «В гостях у Зимы: Снеговик»» (старшая группа), образовательная область «Речевое развитие»).

Конспект НОД « В гостях у Зимы: Снеговик.»

(проводится как цикл НОД по знакомству детей с зимой, зимними явлениями, забавами и  т.д.).

При планировании НОД я учитываю возможности каждого ребёнка, на каждом этапе деятельности особое внимание уделяется тем детям, которые сталкиваются с трудностями при выполнении заданий. Также при формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.  Развитие связной речи
  • - Укрепление мышц языка и его подвижности;
  • -Выработка воздушной струи; развитие навыков самомассажа;
  • -Закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ,
  • учить составлять предложения – сравнения со словом – как,
  • работа над звукопроизношением (автоматизация звука «ш»)
  • развитие мелкой моторики методом ниткографии.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
  • Формирование плавности, ритмичности и точности движений
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, подготовка руки к письму.

Воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование: снежинки на ниточках – по одной каждому; костюм снеговика; слайды: зимние пейзажи, снеговики с лицами, выражающими различные эмоции; настольные зеркала для каждого ребенка; настольные картинки со звуком «Ш», снежок; бархатная бумага , разноцветные нити, клей ПВА.

  1. Оргмомент.

Логопед: Ребята,  какое время года сейчас наступило? (Зима)

 Мы с вами отправимся в гости к Матушке-зиме, полюбуемся её красотой, посмотрим, какие тайны откроет нам Зима…

2.   «Вхождение в картину»

На экране появляется картинка с изображение зимнего пейзажа.

 В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах» (картинка с изображением носа), «Я пробую на вкус» (рот), «Я слышу» (ухо), «Я вижу» (глаз), «Я трогаю руками» (рука).

Алгоритм мыслительных действий  

  1. «Вхождение в картину».
  2. Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.
  3. Речевая зарисовка ощущений.

Выбрав себе волшебника-помощника, дети должны начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т.д. При затруднении ребёнок просит помощи у своих товарищей.

 3. Речевая игра: “Ассоциации - придумывание предложений со словом КАК по схеме методом ТРИЗ “мозговой штурм”.

Логопед: “В снегу ноги утопают как в – каше, болоте ….

Метель завывает  как  - ….

Снег скрипит как – …

Деревья спят как -…

Варежки греют как- …

Логопед выбирает наиболее точный и понравившийся вариант.

4.  Дыхательные упражнения.

Логопед: Возьмите снежинки на ниточках и дуйте на них, наблюдая за кружением снежинок, пока я читаю стихотворение. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Как подул Дед Мороз-

В воздухе морозном.

Полетели, закружились

Ледяные звёзды.

         Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

5.   Загадка Н. Стожкова.

Логопед:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик.)

Логопед: А давайте мы с вами слепим снеговика?

6.Массаж биологически активных зон «Снеговик»

 (для профилактики простудных заболеваний)

Логопед: Делаем вместе: раз – рука, два – рука.

(Вытянуть вперёд одну руку, потом – другую).

Лепим мы снеговика.

(Имитировать лепку снежков.)

Три – четыре, три – четыре,

(Погладить ладонями шею.)

Нарисуем рот пошире.

(Прогладить кулаками от углов рта к ушам.)

Пять – найдём морковь для носа,

Угольки найдём для глаз.

(Кулачками растереть крылья носа.)

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеётся он у нас.

(Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.)

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим.

(В. Степанов)

(Погладить колени ладошками.)

Снеговик зиме радуется,

Но придёт весна – он заплачет.

Снеговик на весну обижается,

Снеговик от тепла простужается.

У него, если нету мороза,

Капельки капают с носа…

(И. Токмакова)

(Дети кружатся и делают различные плясовые движения.)

Появляется Снеговик (ребёнок).

Снеговик я не простой.

Любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ребята

Занимаются зимой?

На горку забираются,

На саночках катаются.

Логопед: Сейчас мы будем делать зимнюю артикуляционную гимнастику.

  1.  Логопедическая гимнастика (перед зеркалом)

1) Упражнение «Горка» (для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъёма спинки и корня языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

2) Упражнения «Саночки» (для развития подвижности языка, умения удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями). Рот открыт. Губы  в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения  языком вперёд-назад, боковые края я зыка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

3)Упражнение «Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

4)Упражнение «Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

5)Упражнение «Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

8. Снеговик: Ух, накатился я с вами! Для вас у меня имеется задание: 

Игра «По кругу» (автоматизация звука «Ш»)

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и т.д. - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок. 

9.Мимическое упражнение «Снеговик» Л. Олифировой.

На экране появляются портреты снеговиков, выражающих различные эмоции (радость, гнев, уныние, озорство, грусть и т.п.). Дети рассматривают их, стараясь самостоятельно изобразить эти эмоции.

Логопед: Ребята, а что это с нашим Снеговиком случилось? (Он загрустил)

Снеговик: Хорошо тут у вас в детском саду, но надолго я у вас остаться не смогу- растаю. Вот выйду я на улицу и почувствую себя одиноко.

Логопед: Не расстраивайся, Снеговик, мы сейчас твоих родственников найдём! Ребята,  давайте поиграем со словом «снег».

10. Игра «Доскажи словечко»( может проводится с перекидыванием снежка из ваты, из папье-маше)

 (Логопед  читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки —
 Серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

11. Ниткография.

Логопед: Дети, Снеговик наш отправляется домой - к Зиме. Давайте сделаем ему подарок – нарисуем его разноцветными нитями. Он нас будет вспоминать, глядя на свои изображения, и перестанет грустить.

12. Подведение итогов.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Снеговик благодарит детей за интересное занятие,  прощается и уходит.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание. 

Литература.

1. Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья:Учебно-методическое пособие/ Авт.-сост. В.Ю. Деревянко.-М.:РУДН, 2007.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.-Ростов н/Д: Феникс, 2011.

3. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи/ авт.-сост. С.Ф.Рыжова.-Волгоград: Учитель, 2013.

4.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М.,2003

 5. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

7. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики речи (от 3 до 7 лет). –Паритет:2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных педагогических технологий на уроках физического воспитания

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...

Использование инновационных педагогических технологии в системной работе учителя физической культуры.

Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика  в области физической культуры, так как у многих учеников отсутствует мотивация заниматься...

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»

Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности....

Использование инновационных педагогических технологий в системной работе учителя физической культуры

Программа обучения физической культуре предусматривает большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных техн...

«Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Педагог в рамках концепции ИКС должен способствовать развитию критического мышления учеников, развитию у учеников исследовательских приёмов, и приемов исторического анализа, способам поиска и отбора и...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации.  В своей работе я  использую различные технологии и хочу о некоторых рассказать....