Техника оригами как средство интеграции детей с ДЦП в коллектив здоровых сверстников.
статья на тему
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами способствуют социализации детей с ДЦП: уменьшают уровень тревожности, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между педагогом и ребенком. Поэтому неслучайно появился новый термин в арт-терапевтической практике – «образ жизни оригами».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_origami.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника оригами как средство интеграции детей с ДЦП
в коллектив здоровых сверстников
Никологорская Н.А.,
учитель-логопед
МБОУ «СОШ № 6» г.Ангарска
Принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ регулирует право на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, что является основанием для создания региональных моделей инклюзивной практики обучения. По согласованию с Министерством образования Иркутской области и Службой по контролю и надзору в сфере образования был разработан Мегапроект «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования» от 19.10.2012 № 1217-мр, в рамках которого кафедрой коррекционно-развивающего обучения ИПК ПРО осуществляется работа по обеспечению доступности качественного образования для детей с ОВЗ.
МБОУ «СОШ №6», как участнику Мегапроекта, присвоен статус инновационного образовательного учреждения.
Сегодня, являясь автором-разработчиком, МБОУ «СОШ № 6» участвует в реализации муниципальной целевой программы «Интеграция больных детей в образовательное пространство школы» МБОУ «СОШ №6» и является базовым образовательным учреждением в г. Ангарске Иркутской области, целью которой является вовлечение детей больных ДЦП в образовательное пространство школы. Для реабилитации, развития, социализации этих детей в школе создаются оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса.
Реализуя ФГОС НОО, в плане внеурочной деятельности школы представлена программа «Волшебный мир оригами», рассчитанная для обучающихся коррекционного класса (3в класс). Почему сделан выбор именно этой программы? Что оригами может дать ребенку?
Целью данной программы является: реабилитация двигательных функций детей с ДЦП через ручной труд по изготовлению поделок из бумаги в технике оригами.
Задачи программы:
- развивать мелкую моторику рук у детей с ДЦП в процессе совместной трудовой деятельности;
- формировать социальные навыки детей посредством оригами совместно с другими обучающимися.
Планируемый результат: динамика изменений в реабилитации двигательных функций по изготовлению поделок из бумаги в технике оригами.
Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.
Оригами, как метод арт-терапии, с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике педагоги и врачи самых разных специализаций. В материалах Первой Всероссийской научно-практической конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается позитивное влияние занятий оригами на работу многих систем органов, в том числе и на опорно-двигательную.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами способствуют также социализации детей с ДЦП: уменьшают уровень тревожности, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между педагогом и ребенком. Поэтому неслучайно появился новый термин в арт-терапевтической практике – «образ жизни оригами».
В чем секрет применения оригами в реабилитационной практике? Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра и т.д.
Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур.
Техника оригами – вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. В этом плане она представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого, и правого полушария мозга. Активная работа обеих рук, наряду с работой интеллекта создает очень интересные условия для развития психических особенностей человека.
Диагностика на начальном этапе работы по данной программе свидетельствует о предварительных умениях складывать фигуры из бумаги.
Из 10 обучающихся технике оригами по наблюдениям можно заметить, что сформированы умения и навыки выполнения по образцу:
базовые формы – 6 учащихся (40%),
простые фигуры – 6 учащихся (60%),
сложные фигуры – пока не доступны для них.
Вывод:
обучающиеся умеют самостоятельно складывать простые модели на основе базовых форм, а также работать коллективно, украшать свою поделку, добавляя недостающие детали, проявляя фантазию.
Однако, как показывают наблюдения, не все дети могут ориентироваться на листе бумаги, складывать его в разных направлениях, точно совмещая углы.
Техника оригами способствует положительной динамике реабилитации детей с нарушениями двигательных функций, развитию важнейшей социальной функции личности школьников: формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности.
Литература
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. - М.: Аким,1995.-208с.
- Литвинов М.М. Оригами. Чему учить? // Оригами и педагогика. - М.: Аким, 1996. - С. 64 - 73.
- Опаричева С.В. Система образовательных программ в области оригами. - М.: ЦЭВДиЮ, 1997. - 18 с.
- Оригами и педагогика. Материалы Первой Всероссийской конференции преподавателей оригами (Санкт-Петербург. 23-24 марта 1996 г.) / Ред. С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 1996. - 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»
Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности...
Тематическая папка "Авторские изобретения детей в технике оригами"
В данной тематической папке представлены наиболее интересные авторские изобретения детей младшего школьного возраста в технике оригами, включая схемы и изображения самих изделий. Эта работа может быть...
Эссеистический доклад "Нравственно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами творческого конструирования в технике оригами"
работа представлялась в кожунном фестивале педагогических идей...
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...
«Искусство оригами как средство развития детей».
Деятельность оригами – клад для развития ребенка. Создание фигурок животных, растений и предметов из простого листа бумаги – для ребенка настоящее волшебство. Занимаясь оригами из бумаги, ...
Проблема интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников.
В последнее время не утихают споры о том, может ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучаться в обычной общеобразовательной школе. Идея совместного обучения сама по себе хорошая. Н...