Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста
статья на тему
В данном материале описывается влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mehanicheskaya_dislaliya.odt | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста
Механическая дислалия - нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи.
Механическая дислалия чаще всего бывает связана с аномальным развитием артикуляционного аппарата. Оно возникает преимущественно во внутриутробном периоде, как правило, в первые три месяца беременности, когда происходит закладка лицевой части скелета. Особенно это касается нёбных расщелин. Но аномалии развития артикуляционных органов могут носить и приобретённый характер, являясь результатом травм, ожогов, ранений, привычки ребёнка постоянно держать пальцы во рту и т. п.
Какие же конкретно отклонения от нормы в строении артикуляционных органов могут приводить к расстройствам звукопроизношения?
Прежде всего это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5 - 3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов.
Наиболее характерны следующие аномалии прикуса.
Глубокий прикус - верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.
Открытый передний прикус - при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.
Открытый боковой прикус - при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель.
Прямой прикус - при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.
Перекрестный прикус - нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными вбок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.
Прогнатия - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти.
Прогения - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти.
Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие:
- редкое расположение зубов;
- наличие диастемы (щели между верхними резцами);
- слишком мелкие или деформированные зубы;
- полное отсутствие зубов.
Аномалии в строении языка:
- короткая уздечка языка, не позволяющая языку подниматься вверх;
- слишком маленький язык;
- слишком большой язык.
Аномалии в строении мягкого и твердого нёба:
- слишком низкое твёрдое нёбо;
- слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;
- расщелины мягкого и твёрдого нёба.
Аномалии в строении губ:
- расщелина верхней губы
- недоразвитие губ.
Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по - разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (например, короткая подъязычная уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение практически всех звуков речи.
Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 1,5 - 2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.
Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука «Р», иногда - звука «Л» и даже шипящих - звуков верхней артикуляции, посколько для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка.
Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука «Р», так как в этих условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено.
Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи.
Нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности.
Во - первых, в этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие - то общие моменты артикуляции. Например, при наличии у ребёнка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков (С, З, Ц, Ш, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л), поскольку данная аномалия не позволяет удерживать кончик языка за передними зубами.
Во - вторых, дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что ребёнок, различающий звуки на слух, стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из - за дефектов в строении артикуляционного аппарата звучание получается искаженным.
Во всех случаях механических дислалий необходима консультация стоматолога - ортодонта.
Литература
Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - Спб.: Питер, 2004. - 352 с.
Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Этот материал может быть использован для изготовления ширмы на средней группе детского сада, либо предложена, как информация для родителей в логопедическом уголке...
Презентация "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Презентация по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей...
Роль дыхательной гимнастики и пения в профилактике заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста
Пойте, на здоровье!...
Игровые способы в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
Проблема звукопроизношения у детей дошкольного возраста
В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам....
Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики у детей...
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого ...