Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Аввакумова Наталья Владимировна

Развитие мелкой моторики у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.

C:\Users\Елеена\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\WP_20160218_10_25_13_Pro.jpg

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и в раннем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая  о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т.д.     

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Подготовила  учитель-логопед

МБДОУ ДС «Семицветик» г.Городище Аввакумова Н.В.

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).
      Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
     Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению

.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь.
     Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования.

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ


1.    Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2.    Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).
3.    Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
4.    Теневой, пальчиковый театр.
5.    Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).
6.    Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7.    Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8.    Выкладывание фигур из четных палочек.
9.    Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
10.    Домашние дела:
     перемотка ниток;
     завязывание  и развязывание узелков;
     водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья);
     разбор круп и т.д.
    

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
     игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую  помощь при затруднениях;

постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к  сложному.
        Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
       Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
        Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную
 память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребёнка"

Данный материал представляет собой краткое описание теоретических аспектов влияния развития мелкой моторики на становление детской речи, а также подборку практических упражнений, позволяющих родителям...

«Развитие мелкой моторики и основ познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями методом творческой реабилитации с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»

В настоящее время все более актуальной становится проблема социализации и интеграции в общество здоровых сверстников детей с ограниченными возможностями. Им необходимо адаптироваться к жизни. И происх...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста

В данном материале описывается влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей....

"Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей"

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей...