Логопедия и ФЭМП
учебно-методический материал на тему

Фоамете Татьяна Игоревна

Этап автоматизации звуков достаточно продолжительный, что позволяет максимально его разнообразить и ввести, интегрировать  образовательные области. На примере областей речевое развитие и познавательное развитие, а именно ФЭМП, немного расскажу о наших логопедических буднях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya_i_femp.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедия и ФЭМП

На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности.

ФГОС выдвигает требование, направленное на осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Построение образовательного процесса предполагает комплексность подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). Отказ от занятий как от учебной модели обучения — одно из существенных нововведений стандарта, который рекомендует использование форм, отличных от занятий типа школьного урока.

На логопедических занятиях в условиях логопедического пункта основной целью является выработка правильно звукопроизношения и введение поставленных звуков в речь.

Этап автоматизации звуков достаточно продолжительный, что позволяет максимально его разнообразить и ввести, интегрировать  образовательные области.

На примере областей речевое развитие и познавательное развитие, а именно ФЭМП, немного расскажу о наших логопедических буднях.

Закрепление элементарных математических представлений на логопедических занятиях прослеживается во многих играх.

1. Прямой и обратный счёт.

При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок и обратно.

Перед ребёнком трудная задача. Он должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания.

2. Посчитай и сравни.

Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, на сколько больше тех или иных предметов или определить их равенство.

3. «1-2-5-10».

Игра «1-2-5-10» может проводиться с визуальной опорой и без. Ребёнок называет 1, 2, 5, 10 предметов. Например: одна лодка, две лодки, пять лодок, десять лодок.

4. «Подуй на шарик».

Замечательное игровое пособие «Подуй на шарик». Это деревянная основа и шарик. В центре основы имеется волнистая дорожка с шестью углублениями. С одной стороны от углубления нанесены квадраты с точками (от 1 до 6), как на игральном кубике. С другой стороны изображены геометрические фигуры разных цветов.

Воздухом, толчком или щелчком игроку необходимо так рассчитать силу, чтобы шарик остановился на заданном количестве точек, фигуре или цвете. Вводя соревновательный момент детям предлагается подсчитать очки, выяснить кто выиграл, на сколько точек у победителя больше.

5. Какой формы предмет?

Закрепляя звукопроизношение, называя картинки, ребёнок определяет, на какую геометрическую фигуру похож предмет, какой формы изображенный предмет.

6. Настольные логопедические игры.

Настольные логопедические игры направлены на автоматизацию конкретного звука – это ещё один прекрасный пример закрепления звука в речи и совершенствования элементарных математических представлений. Игрок бросает кубик, по точкам подсчитывает количество ходов, передвигает фишку, называя каждый ход, то есть, проговаривая название картинки на каждом ходу. Останавливаясь, выполняет задание: определяет место звука в слове, количество слогов, составляет предложение с этим словом…

7. Игры с насыпным материалом.

Игры с насыпным материалом имеют свои правила и требования. Позволяют прятать, находить, называть и подсчитывать предметы, будь то пуговицы, бусины в виде геометрических фигур или прочее.

8. Подсчёт слогов и звуков в словах.

Подсчёт слогов и звуков в словах – задание понятное. Подсчёт может проводиться хлопками, в уме, с опорой на кассу цифр и т.д. Например, как работая в логопедическом альбоме по автоматизации звука, ребёнок посчитывает количество слогов в слове, сопоставляет это число с образом цифры, находит цифру и помещает её на картинку.

9. Игры на развитие самоконтроля.

Расскажу об играх на развитие самоконтроля на конкретном примере. Перед ребёнком 9 картинок, в названиях которых изучаемый звук. Ребёнок называет картинки, запоминает их. После, он закрывает глава, одна картинка убирается. Ребёнок открывает глаза, определяет, какой картинки не хватает, правильно её называет. Если задание выполнено успешно, то игрок берёт себе одну награду. Интереснее играть в паре, в конце игроки могут не только подсчитать свои награды, точнее количество правильно произнесённых слов, но и сравнить их, выявляя победителя.

10. Сколько героев в сказке?

Интересный способ автоматизации звуков – рассказывание сказок. Ребёнок -  рассказчик, следит за чёткостью произношения, за логикой построения сказки. В конце подсчитывает, сколько героев было в сказке, правильно согласовывая числительное с существительным, изменяя окончания. И отвечает на вопрос: «Сколько всего было героев в сказке?» (развёрнуто).

Одним из важных аспектов требований ФГОС ДО является необходимость создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Многие из перечисленных заданий рекомендованы родителям для тренировочных игр и упражнений, для закрепления материала в домашних условиях. Так же родители могут присутствовать на логопедических занятиях и являться непосредственными участниками образовательного процесса, занимая активную позицию.

Отмечу, что в логопедической сфере очень много интересного, много возможностей для реализации всех образовательных областей.

Построение образовательного процесса проводится на адекватных возрасту формах работы с детьми, а ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая является основной организационной формой образовательного процесса. Представленный вид интеграции образовательных областей позволяет реализовать спектр задач, диктуемых ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!

Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Фоамете Татьяна Игоревна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с ЗПР. Тема: "Признаки предметов"

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с ЗПР....

Подборка ТРИЗ - игр по ФЭМП

В данном документе подобрана подборка ТРИЗ-игр по ФЭМП....

итоговое занятие по ФЭМП

Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе...

Конспект занятияпо ФЭМП 3 год обучения.

Упражнять детей в счете в пределах пяти. упражнять в ориентировке в пространстве....

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в старшей группе № 6 по развитию речи и ФЭМП «В гостях у сказки»

• Развивать навыки различения и простейшей классификации предметов по данному признаку. • Закреплять представления о количестве, величине предметов, навыки счета до трех. • Развивать навыки обобщен...

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...