Логосказка, как один из видов инноваций в логопедической практике.
статья на тему

Долганова Виктория Геннадьевна

 

В статье раскрывается понятие логосказки, как целостного педагогического процесса, способствующего развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoskazka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Логосказка, как один из видов

инноваций в логопедической практике.

Учитель –логопед Долганова В.Г.

      В своей повседневной работе мы постоянно говорим о том, что  в образовательной деятельности необходимо использование форм и методов работы с детьми,  соответствующих  их возрастными и индивидуальными особенностями. На это нас нацеливает и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. А что как ни сказка прочно ассоциируется у нас с детством? В то же время сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.

      Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

      Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды  деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

      Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

  • Развитие речи (на разных уровнях)
  • Активность
  • Самостоятельность
  • Творчество
  • Эмоциональность
  • Произвольность

Все эти направления логически связаны и осуществляется  в комплексе.

      Виды логосказок:

1.Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

2.Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

3.Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).

4.Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).

5.Сказки,способствующие формированию связной речи.

6.Сказки для обучения грамоте  (в звуках и буквах)

      . Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.

      В своей работе мы часто используем логосказку на артикуляционной гимнастике. Это, прежде всего всем нам известная сказка «О веселом язычке», которая, в зависимостей от целей занятия, имеет множество вариаций. Например, если мы ставим свистящие звуки, то включаем такие упражнения как «Заборчик», «Киска сердится» или «Горка», «Качели» и т.д..

Если шипящие, то «Чашечка», «Вкусное варенье»,  если - [р], то «Грибок», «Дятел», «Гармошка». А в комплексной артикуляционной гимнастике мы можем использовать сказку, в которой встречаются упражнения для всех видов звуков.

     Одним из любимых видов сказок детей нашей группы является сказка о гномах «звуковичках», относящаяся к с фонетическим сказкам. Здесь мы используем картинки символы с изображением артикуляции гласных звуков.

Эти забавные гномики так же любят прятаться (н-р ЗА вазой или ПОД книгой и т.д.), что позволяет нам закреплять параллельно лексико-грамматичекую тему «предлоги».

      Интересно также использование сказок «Теремок», «Колобок», «Лягушиная семейка», развивающих речевой слух, высоту тембр и силу голоса.

      На занятиях по подготовке к обучению грамоте можно использовать сказку о домиках для звуков.

   

      Не только логопеды могут использовать в своей работе этот вид деятельности, но и воспитатели общеобразовательных групп на занятиях по звуковой культуре речи или подготовке к обучению грамоте.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в логопедической практике

В материале представлены направления работы логопеда с использованием ИКТ, а так же даны конспекты по коррекции речевых нарушений на различных этапах работы....

Инновации в логопедической практике

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Логопедический массаж- как одна из эффективных здоровье сберегающих технологий в логопедической практике

В последнее время наблюдается рост детей с тяжёлыми расстройствами речи. Как правило у таких детей нарушена нормализация тонуса мышц (языка, губ, лицевых мышц, шеи). Для чистого звукопроизношения нужн...

«Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике»

Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике...

Инновации в логопедической работе.

Песочная терапия         Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка.Именно поэтому я использую песочницу, проводя коррекционные, ра...

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения...

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения...