Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка
план-конспект на тему

Хомякова Наталья Вячеславна

Конспект  открытого интегрированного занятия

по  развитию лексико-грамматических  средств  языка

 по  мотивам  сказки  К. И. Чуковского  «Федорино  горе»

 в  средней  группе с  детьми  с  ОНР.

Цели:

Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний о сказках К. Чуковского, расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей из которых она состоит;  расширение активизация словаря по теме: «Посуда»;  совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными  мужского и женского рода ед. числа, употребление существительных в форме родительного падежа ед. числа со значением отсутствия, образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

 

Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового восприятия, диалогической речи укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции;  координации  речи с движением, физиологического дыхания. Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.

 

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, воспитание интереса к сказкам К. Чуковского, бережного отношения к посуде, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: книга со сказками К. Чуковского, а на ней бумажные цепь и замок,  презентация к занятию, посуда: (чайник, сковорода, кастрюля, чашка. ложка, вилка, тарелка, сахарница), разрезные картинки чайника и чашки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, угощение.

Предварительная работа:

·       чтение сказок К. Чуковского,

·       дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»,

·       разучивание стихотворения о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковой игры.

·       экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;

·       ИЗО деятельность « Раскрась тарелочку»

·       Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

·       развивающая игра: «Собери картинку»,

·       совместная деятельность в уголке экспериментирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришли к нам! Давайте поприветствуем наших гостей!

Дети: Доброе утро!

Логопед: Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказке. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.

1. Пальчиковая гимнастика.

Начинаем колдовать. пальцы соединили

Двери в сказку открывать, пальцы разъединили

Хоть замочек очень крепкий, соединяем пальцы рук

Металлический и цепкий. повороты вправо, влево,

Мы его сперва покрутим, от себя, на себя

А потом три раза дунем. дуем

Покачаем: раз – два – три. покачиваем

Дверь, замочек отопри! пальцы разъединили.

Логопед: вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.

(на экране появляются: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)

Логопед:. Ребята, назовите какие  сказки К. Чуковского вы знаете?

(дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе») .

Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.

2. Развитие слухового внимания. (за ширмой слышатся звуки: ложка в стакане, звон посуды, стук крышки о кастрюлю, переливание воды из стакана в стакан) .

Логопед: Ребята, послушайте внимательно! Что это за звуки? Какие предметы могут издавать эти звуки? (Ответы детей).

Вы, догадались из какой сказки эти звуки?

Дети: из сказки «Федорино горе» (на экране появляется крупный портрет «Федоры»)

Логопед: какое горе случилось у Федоры?

Дети: посуда убежала от нее.

Логопед: почему она убежала?

Дети: потому что она её не мыла, закоптила.

3. Активизация словаря

Логопед: какая посуда убежала от Федоры? Давайте отгадаем загадки.(перед логопедом стоит сундук с посудой, когда дети отгадывают загадку, логопед показывает предмет посуды, который дети отгадали).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник.)

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка.)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят – то в…

(кастрюле),

Жарят на… (сковороде).

Молодцы! Правильно отгадали!

Слышен плач Федоры. Появляется Федора (исполняет свою песню).

Логопед: Федора, не плачь, вот же твоя посуда.

Выходят дети с эмблемами посуды (сценка).

4. Инсценировка.

Логопед: А вот и она… Автор: Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.(Стёпа П.)

Посуда дружила с едой (Миша Ф.), посуда дружила с водой (Настя Я.)

И с человеком дружила (Прохор Б.), она его вкусно кормила! (все вместе).

Федора: поёт песню « Ой, вы бедные сиротки мои..» (отмывает посуду)

Логопед: Вот,  это да! Посмотрите, какая чистая стала посуда! И стало видно из чего она сделана.

Федора: Ребята, расскажите нашим гостям из  чего сделана посуда. Какая она?

5. «Какая бывает посуда?» Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.) Представлена стеклянная посуда (банка и стакан), фарфоровая (чашка и блюдце), металлическая (кастрюля и чайник), пластмассовая(вилка и нож), деревянная (стакан и миска), бумажная (тарелка и стакан).

Федора: ребята, у меня для вас ещё одно задание. Из чего сделана посуда вы знаете. А вот посмотрите здесь стоит вся моя посуда. (выносит всю посуду на подносе). Помогите мне расставить правильно на этот первый поднос чайную посуду, на второй поднос кухонную посуду и на третий поднос столовую посуду.

6. Эстафета (дети расставляют на три подноса чайную, столовую и кухонную посуду).

 

7.Физкультминутка

Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный

чайник:

Дети надувают животик.

Очень важный, как начальник!

Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни – разобьются!

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

Федора:  Когда посуда разбежалась,

Она разбилась, и сломалась,

Вы, друзья, мне помогите

И посуду соберите.

8. Дети по разрезным картинкам собирают посуду.(Две команды по пять человек  на столе собирают чашку и чайник). Рассказывают про посуду, которую собрали из частей, например: «Из фарфоровой чашки Федора пьёт чай. В фарфоровом чайнике Федора заваривает чай.)

Федора: Ой, какие же вы молодцы! Склеили мою чашку и чайник. Да, вот беда… Посмотрите, на мой чайник. И даже не знаю без чего он теперь.. Помогите мне, пожалуйста, определить без каких он частей?

9. Дети по слайду презентации называют недостающие части чайника. Игра «Без чего чайник?» и дают полные ответы: « Чайник без носика. Чайник без ручки и т.д.

Федора: Ребята, какие же вы молодцы!!!  Спасибо Вам! Я теперь исправлюсь!

10. Дыхательная гимнастика «Вода кипит».

Логопед: Чайник мы  Федоре сделали  осталось только вскипятить и порадовать её.

Возьмите стаканчики и трубочки. Сделайте глубокий вдох носом, затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.

Вода закипает потихоньку, появляются маленькие пузырьки, кипит сильнее, а теперь забурлила. Помните, что чай горячий. Нужно быть очень осторожным, чтоб не получить ожоги.

Логопед: Дети, в какое время суток Федора пьет чай?

Дети: Может утром, днем и вечером.

Логопед: Как называется прием пищи утром? днем? вечером?

(завтрак, обед, ужин)

Федора: Спасибо, вам, что помогли мне! Я теперь исправлюсь и научусь правильно обращаться с посудой. « Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать!»

Логопед: Стала Федора посуду беречь, разговаривать с ней как с живой.

11. Называть ее ласково. Это как? (дети называют слова ласково)

Чашка – чашечка

Ложка –ложечка

Тарелка –тарелочка

Кастрюля –кастрюлька

Нож –ножик

Кружка-кружечка

Вилка-вилочка

Чайник-чайничек

Самовар –самоварчик

Стакан-стаканчик.

12. Итог занятия

Логопед: Если вы будите бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет? Подбор слов-признаков. (будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая).

Сказка учит добро понимать

О поступках людей рассуждать

Коль плохой, то его осуждать

Ну, а слабый – его защищать.

  Федора: За свое плохое обращение
Я попрошу у посуды прощение! (Делает поклон)
И хочу отблагодарить.

Федора выносит сюрприз и показывает детям и гостям (звучит музыка).

Чаем вкусным угостить. 
С мятой, лимоном, вареньем.
С сухарями и печеньем.

Логопед:

Спасибо за приглашение Федорушка, 
Но вот и пришла пора прощаться.
Мы благодарны всем гостям,
Что вы пришли сегодня к нам.

Обращается к детям: Ребята, если вам интересно было на занятии, то возьмите Солнышко с собой, а если было не очень комфортно – то тучку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorino_gore_dlya_sayta.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого интегрированного занятия

по  развитию лексико-грамматических  средств  языка

 по  мотивам  сказки  К. И. Чуковского  «Федорино  горе»

 в  средней  группе с  детьми  с  ОНР.

Москва 2015

Цели:

Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний о сказках К. Чуковского, расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей из которых она состоит;  расширение активизация словаря по теме: «Посуда»;  совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными  мужского и женского рода ед. числа, употребление существительных в форме родительного падежа ед. числа со значением отсутствия, образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового восприятия, диалогической речи укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции;  координации  речи с движением, физиологического дыхания. Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, воспитание интереса к сказкам К. Чуковского, бережного отношения к посуде, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: книга со сказками К. Чуковского, а на ней бумажные цепь и замок,  презентация к занятию, посуда: (чайник, сковорода, кастрюля, чашка. ложка, вилка, тарелка, сахарница), разрезные картинки чайника и чашки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, угощение.

Предварительная работа:

  • чтение сказок К. Чуковского,
  • дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»,
  • разучивание стихотворения о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковой игры.
  • экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;
  • ИЗО деятельность « Раскрась тарелочку»
  • Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
  • развивающая игра: «Собери картинку»,
  • совместная деятельность в уголке экспериментирования.

Ход занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришли к нам! Давайте поприветствуем наших гостей!

Дети: Доброе утро!

Логопед: Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказке. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.

1. Пальчиковая гимнастика.

Начинаем колдовать. пальцы соединили

Двери в сказку открывать, пальцы разъединили

Хоть замочек очень крепкий, соединяем пальцы рук

Металлический и цепкий. повороты вправо, влево,

Мы его сперва покрутим, от себя, на себя

А потом три раза дунем. дуем

Покачаем: раз – два – три. покачиваем

Дверь, замочек отопри! пальцы разъединили.

Логопед: вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.

(на экране появляются: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)

Логопед:. Ребята, назовите какие  сказки К. Чуковского вы знаете?

(дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе») .

Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.

2. Развитие слухового внимания. (за ширмой слышатся звуки: ложка в стакане, звон посуды, стук крышки о кастрюлю, переливание воды из стакана в стакан) .

Логопед: Ребята, послушайте внимательно! Что это за звуки? Какие предметы могут издавать эти звуки? (Ответы детей).

Вы, догадались из какой сказки эти звуки?

Дети: из сказки «Федорино горе» (на экране появляется крупный портрет «Федоры»)

Логопед: какое горе случилось у Федоры?

Дети: посуда убежала от нее.

Логопед: почему она убежала?

Дети: потому что она её не мыла, закоптила.

3. Активизация словаря

Логопед: какая посуда убежала от Федоры? Давайте отгадаем загадки.(перед логопедом стоит сундук с посудой, когда дети отгадывают загадку, логопед показывает предмет посуды, который дети отгадали).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник.)

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка.)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят – то в…

(кастрюле),

Жарят на… (сковороде).

Молодцы! Правильно отгадали!

Слышен плач Федоры. Появляется Федора (исполняет свою песню).

Логопед: Федора, не плачь, вот же твоя посуда.

Выходят дети с эмблемами посуды (сценка). 

4. Инсценировка.

Логопед: А вот и она… Автор: Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.(Стёпа П.)

Посуда дружила с едой (Миша Ф.), посуда дружила с водой (Настя Я.)

И с человеком дружила (Прохор Б.), она его вкусно кормила! (все вместе).

Федора: поёт песню « Ой, вы бедные сиротки мои..» (отмывает посуду)

Логопед: Вот,  это да! Посмотрите, какая чистая стала посуда! И стало видно из чего она сделана.

Федора: Ребята, расскажите нашим гостям из  чего сделана посуда. Какая она?

5. «Какая бывает посуда?» Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.) Представлена стеклянная посуда (банка и стакан), фарфоровая (чашка и блюдце), металлическая (кастрюля и чайник), пластмассовая(вилка и нож), деревянная (стакан и миска), бумажная (тарелка и стакан).

Федора: ребята, у меня для вас ещё одно задание. Из чего сделана посуда вы знаете. А вот посмотрите здесь стоит вся моя посуда. (выносит всю посуду на подносе). Помогите мне расставить правильно на этот первый поднос чайную посуду, на второй поднос кухонную посуду и на третий поднос столовую посуду.

6. Эстафета (дети расставляют на три подноса чайную, столовую и кухонную посуду). 

7.Физкультминутка

Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный

чайник:

Дети надувают животик.

Очень важный, как начальник!

Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни – разобьются!

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

Федора:  Когда посуда разбежалась,

Она разбилась, и сломалась,

Вы, друзья, мне помогите

И посуду соберите.

8. Дети по разрезным картинкам собирают посуду.(Две команды по пять человек  на столе собирают чашку и чайник). Рассказывают про посуду, которую собрали из частей, например: «Из фарфоровой чашки Федора пьёт чай. В фарфоровом чайнике Федора заваривает чай.)

Федора: Ой, какие же вы молодцы! Склеили мою чашку и чайник. Да, вот беда… Посмотрите, на мой чайник. И даже не знаю без чего он теперь.. Помогите мне, пожалуйста, определить без каких он частей?

   9. Дети по слайду презентации называют недостающие части чайника. Игра «Без чего чайник?» и дают полные ответы: « Чайник без носика. Чайник без ручки и т.д.

Федора: Ребята, какие же вы молодцы!!!  Спасибо Вам! Я теперь исправлюсь!

10. Дыхательная гимнастика «Вода кипит».

Логопед: Чайник мы  Федоре сделали  осталось только вскипятить и порадовать её.

Возьмите стаканчики и трубочки. Сделайте глубокий вдох носом, затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.

Вода закипает потихоньку, появляются маленькие пузырьки, кипит сильнее, а теперь забурлила. Помните, что чай горячий. Нужно быть очень осторожным, чтоб не получить ожоги.

Логопед: Дети, в какое время суток Федора пьет чай?

Дети: Может утром, днем и вечером.

Логопед: Как называется прием пищи утром? днем? вечером?

(завтрак, обед, ужин)

Федора: Спасибо, вам, что помогли мне! Я теперь исправлюсь и научусь правильно обращаться с посудой. « Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать!»

Логопед: Стала Федора посуду беречь, разговаривать с ней как с живой.

11.Называть ее ласково. Это как? (дети называют слова ласково)

Чашка – чашечка

Ложка –ложечка

Тарелка –тарелочка

Кастрюля –кастрюлька

Нож –ножик

Кружка-кружечка

Вилка-вилочка

Чайник-чайничек

Самовар –самоварчик

Стакан-стаканчик.

12.Итог занятия

Логопед: Если вы будите бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет? Подбор слов-признаков. (будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая).

Сказка учит добро понимать

О поступках людей рассуждать

Коль плохой, то его осуждать

Ну, а слабый – его защищать.

  Федора: За свое плохое обращение
Я попрошу у посуды прощение! 
(Делает поклон)
И хочу отблагодарить.

Федора выносит сюрприз и показывает детям и гостям (звучит музыка).

Чаем вкусным угостить. 
С мятой, лимоном, вареньем.
С сухарями и печеньем.

Логопед:

Спасибо за приглашение Федорушка, 
Но вот и пришла пора прощаться.
Мы благодарны всем гостям,
Что вы пришли сегодня к нам.

Обращается к детям: Ребята, если вам интересно было на занятии, то возьмите Солнышко с собой, а если было не очень комфортно – то тучку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР....

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме транспорт

конспект открытого занятия для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа) по формированию лексико-грамматических категорий по теме трансторт...

Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматических компонентов языка на тему: "Одежда, обувь, головные уборы"

Мастер - класс для родителей. Цель проведения: познакомить родителей с некоторыми приёмами, методами, формами работы с детьми дома по закреплению знаний по данным темам; активизировать речевую деятель...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж

Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема:     Сказочный верниса...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"

Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...