Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка
план-конспект на тему
Конспект открытого интегрированного занятия
по развитию лексико-грамматических средств языка
по мотивам сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»
в средней группе с детьми с ОНР.
Цели:
Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний о сказках К. Чуковского, расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей из которых она состоит; расширение активизация словаря по теме: «Посуда»; совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода ед. числа, употребление существительных в форме родительного падежа ед. числа со значением отсутствия, образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового восприятия, диалогической речи укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции; координации речи с движением, физиологического дыхания. Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, воспитание интереса к сказкам К. Чуковского, бережного отношения к посуде, эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: книга со сказками К. Чуковского, а на ней бумажные цепь и замок, презентация к занятию, посуда: (чайник, сковорода, кастрюля, чашка. ложка, вилка, тарелка, сахарница), разрезные картинки чайника и чашки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, угощение.
Предварительная работа:
· чтение сказок К. Чуковского,
· дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»,
· разучивание стихотворения о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковой игры.
· экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;
· ИЗО деятельность « Раскрась тарелочку»
· Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
· развивающая игра: «Собери картинку»,
· совместная деятельность в уголке экспериментирования.
Ход занятия.
Логопед: Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришли к нам! Давайте поприветствуем наших гостей!
Дети: Доброе утро!
Логопед: Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказке. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.
1. Пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать. пальцы соединили
Двери в сказку открывать, пальцы разъединили
Хоть замочек очень крепкий, соединяем пальцы рук
Металлический и цепкий. повороты вправо, влево,
Мы его сперва покрутим, от себя, на себя
А потом три раза дунем. дуем
Покачаем: раз – два – три. покачиваем
Дверь, замочек отопри! пальцы разъединили.
Логопед: вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.
(на экране появляются: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)
Логопед:. Ребята, назовите какие сказки К. Чуковского вы знаете?
(дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе») .
Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.
2. Развитие слухового внимания. (за ширмой слышатся звуки: ложка в стакане, звон посуды, стук крышки о кастрюлю, переливание воды из стакана в стакан) .
Логопед: Ребята, послушайте внимательно! Что это за звуки? Какие предметы могут издавать эти звуки? (Ответы детей).
Вы, догадались из какой сказки эти звуки?
Дети: из сказки «Федорино горе» (на экране появляется крупный портрет «Федоры»)
Логопед: какое горе случилось у Федоры?
Дети: посуда убежала от нее.
Логопед: почему она убежала?
Дети: потому что она её не мыла, закоптила.
3. Активизация словаря
Логопед: какая посуда убежала от Федоры? Давайте отгадаем загадки.(перед логопедом стоит сундук с посудой, когда дети отгадывают загадку, логопед показывает предмет посуды, который дети отгадали).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка.)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят – то в…
(кастрюле),
Жарят на… (сковороде).
Молодцы! Правильно отгадали!
Слышен плач Федоры. Появляется Федора (исполняет свою песню).
Логопед: Федора, не плачь, вот же твоя посуда.
Выходят дети с эмблемами посуды (сценка).
4. Инсценировка.
Логопед: А вот и она… Автор: Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.(Стёпа П.)
Посуда дружила с едой (Миша Ф.), посуда дружила с водой (Настя Я.)
И с человеком дружила (Прохор Б.), она его вкусно кормила! (все вместе).
Федора: поёт песню « Ой, вы бедные сиротки мои..» (отмывает посуду)
Логопед: Вот, это да! Посмотрите, какая чистая стала посуда! И стало видно из чего она сделана.
Федора: Ребята, расскажите нашим гостям из чего сделана посуда. Какая она?
5. «Какая бывает посуда?» Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.) Представлена стеклянная посуда (банка и стакан), фарфоровая (чашка и блюдце), металлическая (кастрюля и чайник), пластмассовая(вилка и нож), деревянная (стакан и миска), бумажная (тарелка и стакан).
Федора: ребята, у меня для вас ещё одно задание. Из чего сделана посуда вы знаете. А вот посмотрите здесь стоит вся моя посуда. (выносит всю посуду на подносе). Помогите мне расставить правильно на этот первый поднос чайную посуду, на второй поднос кухонную посуду и на третий поднос столовую посуду.
6. Эстафета (дети расставляют на три подноса чайную, столовую и кухонную посуду).
7.Физкультминутка
Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.
Вот большой стеклянный
чайник:
Дети надувают животик.
Очень важный, как начальник!
Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
Приседают, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни – разобьются!
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.
Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.
Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
Федора: Когда посуда разбежалась,
Она разбилась, и сломалась,
Вы, друзья, мне помогите
И посуду соберите.
8. Дети по разрезным картинкам собирают посуду.(Две команды по пять человек на столе собирают чашку и чайник). Рассказывают про посуду, которую собрали из частей, например: «Из фарфоровой чашки Федора пьёт чай. В фарфоровом чайнике Федора заваривает чай.)
Федора: Ой, какие же вы молодцы! Склеили мою чашку и чайник. Да, вот беда… Посмотрите, на мой чайник. И даже не знаю без чего он теперь.. Помогите мне, пожалуйста, определить без каких он частей?
9. Дети по слайду презентации называют недостающие части чайника. Игра «Без чего чайник?» и дают полные ответы: « Чайник без носика. Чайник без ручки и т.д.
Федора: Ребята, какие же вы молодцы!!! Спасибо Вам! Я теперь исправлюсь!
10. Дыхательная гимнастика «Вода кипит».
Логопед: Чайник мы Федоре сделали осталось только вскипятить и порадовать её.
Возьмите стаканчики и трубочки. Сделайте глубокий вдох носом, затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.
Вода закипает потихоньку, появляются маленькие пузырьки, кипит сильнее, а теперь забурлила. Помните, что чай горячий. Нужно быть очень осторожным, чтоб не получить ожоги.
Логопед: Дети, в какое время суток Федора пьет чай?
Дети: Может утром, днем и вечером.
Логопед: Как называется прием пищи утром? днем? вечером?
(завтрак, обед, ужин)
Федора: Спасибо, вам, что помогли мне! Я теперь исправлюсь и научусь правильно обращаться с посудой. « Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать!»
Логопед: Стала Федора посуду беречь, разговаривать с ней как с живой.
11. Называть ее ласково. Это как? (дети называют слова ласково)
Чашка – чашечка
Ложка –ложечка
Тарелка –тарелочка
Кастрюля –кастрюлька
Нож –ножик
Кружка-кружечка
Вилка-вилочка
Чайник-чайничек
Самовар –самоварчик
Стакан-стаканчик.
12. Итог занятия
Логопед: Если вы будите бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет? Подбор слов-признаков. (будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая).
Сказка учит добро понимать
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осуждать
Ну, а слабый – его защищать.
Федора: За свое плохое обращение
Я попрошу у посуды прощение! (Делает поклон)
И хочу отблагодарить.
Федора выносит сюрприз и показывает детям и гостям (звучит музыка).
Чаем вкусным угостить.
С мятой, лимоном, вареньем.
С сухарями и печеньем.
Логопед:
Спасибо за приглашение Федорушка,
Но вот и пришла пора прощаться.
Мы благодарны всем гостям,
Что вы пришли сегодня к нам.
Обращается к детям: Ребята, если вам интересно было на занятии, то возьмите Солнышко с собой, а если было не очень комфортно – то тучку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorino_gore_dlya_sayta.docx | 44.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия
по развитию лексико-грамматических средств языка
по мотивам сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»
в средней группе с детьми с ОНР.
Москва 2015
Цели:
Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний о сказках К. Чуковского, расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей из которых она состоит; расширение активизация словаря по теме: «Посуда»; совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода ед. числа, употребление существительных в форме родительного падежа ед. числа со значением отсутствия, образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового восприятия, диалогической речи укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции; координации речи с движением, физиологического дыхания. Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, воспитание интереса к сказкам К. Чуковского, бережного отношения к посуде, эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: книга со сказками К. Чуковского, а на ней бумажные цепь и замок, презентация к занятию, посуда: (чайник, сковорода, кастрюля, чашка. ложка, вилка, тарелка, сахарница), разрезные картинки чайника и чашки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, угощение.
Предварительная работа:
- чтение сказок К. Чуковского,
- дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»,
- разучивание стихотворения о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковой игры.
- экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;
- ИЗО деятельность « Раскрась тарелочку»
- Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
- развивающая игра: «Собери картинку»,
- совместная деятельность в уголке экспериментирования.
Ход занятия.
Логопед: Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришли к нам! Давайте поприветствуем наших гостей!
Дети: Доброе утро!
Логопед: Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказке. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.
1. Пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать. пальцы соединили
Двери в сказку открывать, пальцы разъединили
Хоть замочек очень крепкий, соединяем пальцы рук
Металлический и цепкий. повороты вправо, влево,
Мы его сперва покрутим, от себя, на себя
А потом три раза дунем. дуем
Покачаем: раз – два – три. покачиваем
Дверь, замочек отопри! пальцы разъединили.
Логопед: вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.
(на экране появляются: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)
Логопед:. Ребята, назовите какие сказки К. Чуковского вы знаете?
(дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе») .
Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.
2. Развитие слухового внимания. (за ширмой слышатся звуки: ложка в стакане, звон посуды, стук крышки о кастрюлю, переливание воды из стакана в стакан) .
Логопед: Ребята, послушайте внимательно! Что это за звуки? Какие предметы могут издавать эти звуки? (Ответы детей).
Вы, догадались из какой сказки эти звуки?
Дети: из сказки «Федорино горе» (на экране появляется крупный портрет «Федоры»)
Логопед: какое горе случилось у Федоры?
Дети: посуда убежала от нее.
Логопед: почему она убежала?
Дети: потому что она её не мыла, закоптила.
3. Активизация словаря
Логопед: какая посуда убежала от Федоры? Давайте отгадаем загадки.(перед логопедом стоит сундук с посудой, когда дети отгадывают загадку, логопед показывает предмет посуды, который дети отгадали).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка.)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят – то в…
(кастрюле),
Жарят на… (сковороде).
Молодцы! Правильно отгадали!
Слышен плач Федоры. Появляется Федора (исполняет свою песню).
Логопед: Федора, не плачь, вот же твоя посуда.
Выходят дети с эмблемами посуды (сценка).
4. Инсценировка.
Логопед: А вот и она… Автор: Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.(Стёпа П.)
Посуда дружила с едой (Миша Ф.), посуда дружила с водой (Настя Я.)
И с человеком дружила (Прохор Б.), она его вкусно кормила! (все вместе).
Федора: поёт песню « Ой, вы бедные сиротки мои..» (отмывает посуду)
Логопед: Вот, это да! Посмотрите, какая чистая стала посуда! И стало видно из чего она сделана.
Федора: Ребята, расскажите нашим гостям из чего сделана посуда. Какая она?
5. «Какая бывает посуда?» Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.) Представлена стеклянная посуда (банка и стакан), фарфоровая (чашка и блюдце), металлическая (кастрюля и чайник), пластмассовая(вилка и нож), деревянная (стакан и миска), бумажная (тарелка и стакан).
Федора: ребята, у меня для вас ещё одно задание. Из чего сделана посуда вы знаете. А вот посмотрите здесь стоит вся моя посуда. (выносит всю посуду на подносе). Помогите мне расставить правильно на этот первый поднос чайную посуду, на второй поднос кухонную посуду и на третий поднос столовую посуду.
6. Эстафета (дети расставляют на три подноса чайную, столовую и кухонную посуду).
7.Физкультминутка
Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.
Вот большой стеклянный
чайник:
Дети надувают животик.
Очень важный, как начальник!
Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
Приседают, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни – разобьются!
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.
Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.
Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
Федора: Когда посуда разбежалась,
Она разбилась, и сломалась,
Вы, друзья, мне помогите
И посуду соберите.
8. Дети по разрезным картинкам собирают посуду.(Две команды по пять человек на столе собирают чашку и чайник). Рассказывают про посуду, которую собрали из частей, например: «Из фарфоровой чашки Федора пьёт чай. В фарфоровом чайнике Федора заваривает чай.)
Федора: Ой, какие же вы молодцы! Склеили мою чашку и чайник. Да, вот беда… Посмотрите, на мой чайник. И даже не знаю без чего он теперь.. Помогите мне, пожалуйста, определить без каких он частей?
9. Дети по слайду презентации называют недостающие части чайника. Игра «Без чего чайник?» и дают полные ответы: « Чайник без носика. Чайник без ручки и т.д.
Федора: Ребята, какие же вы молодцы!!! Спасибо Вам! Я теперь исправлюсь!
10. Дыхательная гимнастика «Вода кипит».
Логопед: Чайник мы Федоре сделали осталось только вскипятить и порадовать её.
Возьмите стаканчики и трубочки. Сделайте глубокий вдох носом, затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.
Вода закипает потихоньку, появляются маленькие пузырьки, кипит сильнее, а теперь забурлила. Помните, что чай горячий. Нужно быть очень осторожным, чтоб не получить ожоги.
Логопед: Дети, в какое время суток Федора пьет чай?
Дети: Может утром, днем и вечером.
Логопед: Как называется прием пищи утром? днем? вечером?
(завтрак, обед, ужин)
Федора: Спасибо, вам, что помогли мне! Я теперь исправлюсь и научусь правильно обращаться с посудой. « Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать!»
Логопед: Стала Федора посуду беречь, разговаривать с ней как с живой.
11.Называть ее ласково. Это как? (дети называют слова ласково)
Чашка – чашечка
Ложка –ложечка
Тарелка –тарелочка
Кастрюля –кастрюлька
Нож –ножик
Кружка-кружечка
Вилка-вилочка
Чайник-чайничек
Самовар –самоварчик
Стакан-стаканчик.
12.Итог занятия
Логопед: Если вы будите бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет? Подбор слов-признаков. (будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая).
Сказка учит добро понимать
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осуждать
Ну, а слабый – его защищать.
Федора: За свое плохое обращение
Я попрошу у посуды прощение! (Делает поклон)
И хочу отблагодарить.
Федора выносит сюрприз и показывает детям и гостям (звучит музыка).
Чаем вкусным угостить.
С мятой, лимоном, вареньем.
С сухарями и печеньем.
Логопед:
Спасибо за приглашение Федорушка,
Но вот и пришла пора прощаться.
Мы благодарны всем гостям,
Что вы пришли сегодня к нам.
Обращается к детям: Ребята, если вам интересно было на занятии, то возьмите Солнышко с собой, а если было не очень комфортно – то тучку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР....
План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».
План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи по теме «Семья»...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме транспорт
конспект открытого занятия для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа) по формированию лексико-грамматических категорий по теме трансторт...
Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматических компонентов языка на тему: "Одежда, обувь, головные уборы"
Мастер - класс для родителей. Цель проведения: познакомить родителей с некоторыми приёмами, методами, формами работы с детьми дома по закреплению знаний по данным темам; активизировать речевую деятель...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...
Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж
Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема: Сказочный верниса...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"
Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...