«Особенности работы по воспитанию у школьников с ОВЗ культуры здоровья»
статья на тему
Здоровье - это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важнейший социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни для детей с различными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_dlya_mo.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 2.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Отмечается что в 7 -8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10 – 12 лет – 3 диагноза, в 16 – 17 лет 3 – 4 диагноза. Приведенные данные свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников России.
Слайд 3.
Перед любыми педагогическими коллективами всегда стоит общая проблема:
- Создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.
Слайд 4.
На чем же основана здоровьсберегающая деятельность в образовательном учреждении?
- Основы здоровьесберегающей деятельности любого ОУ - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Слайд 5.
По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье - это:
*физическое здоровье (органы, функции);
*социальное здоровье (интересы, помыслы, увлечения);
*психическое здоровье (адекватное отношение к ситуации);
Состояние здоровья - это интегральная характеристика, которая во многом определяется условием жизни.
Слайд 6.
В нашей школе функционирует Центр Здоровья для детей с ОВЗ.
В его состав входят опытные врачи-специалисты: педиатр, оториноларинголог, невропатолог, стоматолог и медсёстры: медсестра по массажу, диетсестра.
Руководит школьным Центром Здоровья врач – педиатр высшей категории Сидорова Е.П.
Систематически проводятся медосмотры и диспансеризация воспитанников. Учащиеся получают необходимое медикаментозное лечение, проводится плановая иммунизация, вакцинация и различные реабилитационные мероприятия, санитарно-просветительская работа.
Слайд 7.
По результатам диспансеризации 2012-2013 учебного года обследование воспитанников 6-в и 8-а классов выявило следующие нарушения здоровья:
- обследование УЗИ сердца – ПМК – I степени у всех воспитанников, кроме Сухотериной А., Дронова А.;
- плоскостопие I – II степени было выявлено у Новиковой В., Карпова А., Рыбалко В, Иванова-Драничникова Н., Малыхина Н., Назаровой К.;
- изменения в работе щитовидной железы – у Абдуллаева А., Дёминой В.
Был назначен препарат «Йодомарин 200»
- нарушения зрения – у Сухотериной А., Шкарупиной Е., Абдуллаева А.;
- сколиоз – у Шкарупиной Е., Макарова Ю., Иванова-Драничникова Н., Назаровой К.;
- УЗИ почек выявило нарушения у Махониной Ю.;
- обследование у хирурга обнаружило пупочную грыжу у Малыхина А.
Слайд 8.
Создание комплексных условий и благоприятной социальной среды в нашей школе позволяет детям посещать во вторую половину дня различные спортивные секции: волейбола, футбола, баскетбола, тенниса, а также дополнительные виды деятельности – народные и современные танцы, пантомиму, жестовое пение для развития воспитанников и сохранения их здоровья.
Слайд 9.
Здоровье - это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей школе-интернате данная проблема не является остро стоящей, так как большинство воспитанников 6-в и 8-а классов, являются иногородними, проживающих в школе. В связи с этим, педагогический коллектив школы, а также классные руководители и воспитатели стараются обеспечить необходимые условия для полноценной грамотной заботы о здоровье, как обязательном условии образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, принимают на себя солидарную ответственность за результаты.
Слайд 10.
1. Целостность - воспитание основ здорового образа жизни, осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирования личности.
2. Комплексность - вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка).
3. Триединое представление о здоровье - обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и социального здоровья.
4. Безопасность - тщательный отбор информации, представляемой воспитанникам, и исключение сведений, которые могут провоцировать их интерес к поведению, разрушающему здоровье.
5. Возрастная адекватность - содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска.
6. Социокультурная адекватность - учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем.
Целью здоровьесберегающих технологий в нашей школе на занятиях во второй половине дня является обеспечение возможности сохранения здоровья не только за период обучения, но и формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, чтобы научить воспитанников использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 11.
В связи с этим, в наших классах проводятся уроки здоровья на видах деятельности, целью которых является рассмотрение здоровье, как одной из основных ценностей человеческой жизни и общества, уточняются понятия « вредные» и « полезные» привычки человека; формируется негативное отношение к вредным привычкам, навыки коллективной работы в ситуаци диспута.
Слайд 12.
Кроме этого, на занятиях во второй половине дня, регулярно проводятся физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры на улице, позволяющие поддержать работоспособность воспитанников, снять утомление с конкретных физиологических систем детского организма, статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей.
Слайд 13.
Также ведётся осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся», разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Слайд 14.
Наши воспитанники с удовольствием посещают дополнительные виды деятельности, являются участниками различных конкурсов, на которых занимают призовые места.
Слайд 15.
В наших классах особое внимание уделяется пешеходным прогулкам и экскурсиям-походам по родному краю.
Воспитание здорового образа жизни у своих воспитанников мы считаем важнейшим звеном в системе воспитательной работы, которая способствует укреплению и сохранению здоровья, формированию у воспитанников с ОВЗ потребности в двигательной активности.
Слайд 16.
Оздоровительные мероприятия при организации быта также включают в себя общественно-полезную деятельность:
- помощь в оформлении клумб пришкольного участка, закреплённых за классами;
- уборка закреплённой за классами, территории, месячник по благоустройству школьного двора;
- художественно-эстетическое оформление классов, школы;
- посещение занятий по выбору будущей профессии;
- ежедневная уборка спален, дежурство по классу, столовой.
Слайд 17.
Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу нашей школы направленную на оздоровление воспитанников, приобщение их к ЗОЖ. Ведётся совместная работа учителей физической культуры и медицинских работников по отслеживанию состояния здоровья наших воспитанников. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся занимающихся спортом. Воспитанники 6-в и 8-а классов с удовольствием занимаются спортом, посещая спортивные секции.
Они неоднократно занимали призовые места, как в командных видах спорта, так и в личных зачётах.
Слайд 18.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у воспитанников ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если детьми не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагогов будут напрасны. Ситуация успеха — это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями. Создание ситуации успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности — основное кредо педагогов нашей школы.
Слайд 19.
В этом хорошо помогает хорошо организованная досуговая деятельность:
- школьные, районные и областные, межрегиональные, а также международные смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали;
- торжественные линейки;
- общешкольные праздники и концерты, театрализованные представления, - встречи с интересными людьми, просмотры и обсуждения тематических фильмов и презентаций, торжественные вечера.
По проблемам сохранения и улучшения здоровья детей педагоги проводят большую работу среди родителей. Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики.
Работа с семьей включает: целенаправленную санитарно-просветительскую работу, ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в нашей школе, ее целями и задачами, ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей, обучение родителей методам и приемам оздоровления. Активные игры и физические упражнения, проводимые родителями вместе с детьми в период каникул и в выходные дни, никогда не будут лишними.
Слайд 20.
Здоровье педагога – это не только его личное здоровье.
Профессия педагога относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем нагрузка руководителей промышленных предприятий. Всем нам привычно находиться в состоянии хронического стресса, поэтому большинство из нас относятся к стресс-коронарному типу людей, у которых наивысший риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Попробуем проверить себя на выраженность черт стресс-коронарного типа, чтобы постараться корректировать их с целью профилактики сердечно-сосудистых нарушений.
АНКЕТА
1. Я испытываю постоянное стремление быть впереди (Да/Нет)
2. Я хочу достичь своей цели, но не знаю точно, в чем заключается эта цель (Да/Нет)
3. Я чувствую потребность соревноваться и одерживать верх (Да/Нет)
4. Я постоянно стремлюсь добиться признания (Да/Нет)
5. Я всегда занят многими делами, сразу (Да/Нет)
6. Я всегда спешу и постоянно нахожусь на грани опоздания (Да/Нет)
7. Я стремлюсь форсировать все дела, выполнять их скорее (Да/Нет)
8. Я нахожусь в состоянии сильного умственного и физического беспокойства (Да/Нет)
Если в анкете встречается больше «да», то отвечающего относят к типу А, своеобразие которого заключается в том, что у него выраженный «коронарный» профиль.
Таким образом, убедившись, что здоровье педагога - категория не столько медицинская, сколько психологическая, мы возьмем на себя смелость утверждать: сохранение и укрепление здоровья педагогов – в руках самих педагогов!
Слайд 21-26.
- Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации.
- Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше!
- Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.
- Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее; научиться признавать право окружающих быть другими.
- Невозможно все сделать самостоятельно, надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.
- Важно осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
Педагог, который стремиться к самопознанию, саморегуляции и самореализации, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание и воспитание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся.
Слайд 27.
Здоровья вам, дорогие коллеги, хорошего солнечного настроения, творческого полета, жаркого лета и только позитивных эмоций!
Слайд 28.
Использованные источники:
1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа – 2008, №3.
2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст]: практикум / В.В. Марков; – М.: Академия, 2011.
В презентации использованы фотографии из личного архива Ларченко Н. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
Опубликованный материал содержит информацию о том,как я осуществляю духовно-нравственное воспитание, какие ставлю задачи, какие формы, медоды и приемы работы использую....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида
Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Ворон...
Особенности работы специалистов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель педагогического взаимодействия с детьми с ограниченным развитием – сохранение здоровья, ненанесение вреда ребёнку, активизация желания посещать школу, стимуляция акт...
Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью
В статье содержится информация об особенностях организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...
Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»
Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей. Р...
Особенности обучения и воспитания младших школьников
ВведениеГлава 1. Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для обученияГлава 2. Психологические особенности детей младшего школьного возрастаГлава 3....
Презентация "Воспитание патриотизма школьников средствами физической культуры и спорта"
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовн...