Преподавание информатики в классах КРО
статья на тему

Еприна Татьяна Леонтьевна

Использование компьютеров для занятий с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Ребенку становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои силы. Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся коррекционного обучения является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров должно быть уделом всех учеников. Этому способствует тот факт, что по сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно "дружественное” по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Применение информационных технологий в работе с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе 7 вида, направлено на ослабление недостатков  в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_klassah_kro_informatika.docx492.58 КБ

Предварительный просмотр:

Еприна Татьяна Леонтьевна, учитель информатики

Преподавание информатики в классах КРО

        Педагогический опыт показывает, что в классах VII вида наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом рекомендуется проводить объяснение в первой части урока, а на конец урока планировать работу, наиболее интересную для учащихся и имеющую для них большое личностное значение.

        В последнее время много говорится о внедрении информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс. Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках и будет являться одним из таких средств.

        Компьютер развивает не только познавательные процессы, но также зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Происходит развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты. Работа за компьютером вырабатывает такие личностные качества ребенка как усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, повышается самооценка, складывается  удовлетворенность как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. Освоение информационно-коммуникационных технологий также способствует  социальной адаптации к современному информационному миру. Становится неоспоримым утверждение, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни. У них будет сформировано положительное отношение к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.         

        Использование компьютеров для занятий с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Ребенку становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои силы. Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся коррекционного обучения является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров должно быть уделом всех учеников. Этому способствует тот факт, что по сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно "дружественное” по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Применение информационных технологий в работе с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе 7 вида, направлено на ослабление недостатков  в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал.

        Использование информационных технологий на уроках в коррекционных классах можно отнести  различные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Эти презентации должны быть составлены с учетом возрастных особенностей, должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом, эстетически оформленными. Презентации не должны быть перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией; для иллюстраций подбирать натуральные образцы  с ярко выраженными характерными признаками.

        Занятия с применением компьютеров очень интересны детям. Они быстро осваивают клавиатуру и мышку, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы за компьютером. Удивляет тот факт, что ученики, с трудом усваивающие принципы сложения, правила написания слов, не говоря уже о более сложных предметах, с легкостью понимают, как открыть нужную программу и работать в ней. Они по интуиции нажимают на нужные клавиши и кнопки. Ученики легко осваивают графические редакторы, любят набирать и оформлять тексты, работать с тренажерами, играть в развивающие и обучающие игры.

        Остается добавить, что бывает сложно  детей «оторвать» от компьютера. Но делать это необходимо, т.к. занятия с компьютером могут приводить к утомлению, головокружению, головным болям, появлению зрительного дискомфорта, усталости глаз и т. д. Поэтому нужно четко соблюдать режим работы. Самое большее время, которое мы позволяем использовать на уроке за компьютером — это 20 минут, по 10 минут с перерывом 10-20 минут. Обычно 10 минут в начале занятия и 10 минут - в конце. 

Фрагмент урока по теме «Кодирование информации»

Обязательно определить, что будем корректировать на уроке.

На этапе 1) Актуализация знаний

- Коррекция слухового восприятии через беседу.

1. Вы идете по улице и видите своего знакомого. Как можно поприветствовать друг друга? (помахать рукой, кивнуть головой, сказать «Здравствуй!» и т.д.);

Вывод: Закодировать информацию в виде жеста, движения, слова.

2. Звонок на урок, звонок с урока, звонок будильника.

Вывод: кодирование звуковой информации.

3. На военных кораблях установлены прожекторы. В темное время суток корабли общаются при помощи этого прожектора.

Вывод: кодирование световой информации.

2) Изложение нового материала

Вести беседу, основываясь на жизненном опыте.

3) Закрепление

- Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на кодирование информации при помощи таблицы.

Запись арифметических выражений

Цифры и знаки арифметических операций

Запись мелодий

Ноты

Управление движением транспорта

Дорожные знаки

Приводить примеры на кодирование и декодирование информации (ребусы).

- Коррекция логического мышления через умение выделять существенное.

4) Рефлексия

j0344033               j0344203

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Особенности преподавания Информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения"

В работе рассмотрены особенности учащихся классов компенсирующего обучения, приведены основные принципы и методы преподавания Информатики и ИКТ в данных классах....

Элементы проблемного обучения в преподавании информатики в 10 классе (профильный уровень)

В 2011-12 учебном году проходила апробация обучающего курса (ОК) «1С:Школа. Информатика, 10 кл.». Специфика проекта заключалась в том, что ОК - это не отдельные ресурсы к урокам, а целостный учебно-ме...

Проблемы преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей

Главная проблема преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей является нехватка учебного времени.Сжатое преподавание курса основ информатики не может быть качественн...

Преподавание информатики в начальных классах

Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем информатики, работающем в базовой или старшей школе необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся ...

Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"

В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....

Рабочая программа дисциплины "Информатика" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа дисциплины "Информатика" для студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...

Методы преподавания информатики в лицее с профильным изучением информатики.

Единый государственный экзамен дает выпускнику больше возможностей в выборе ВУЗов и факультетах. Как же сориентироваться ученику и выбрать специальность, в которой ты будешь успешен в дальнейшем? Если...