Приложение к опыту работы.
опыты и эксперименты по теме

Васькова Инесса Павловна

  В приложении работы размещены дополнительные методические и познавательные материалы по логопедическому массажу, которые на вошли в опыт работы.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_opytu_raboty.doc824 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы приложения:

№ 1. Мастер-класс: «Логопедический массаж: теоретическая основа».

№ 2. Круглый стол. Тема выступления: «Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж».

№ 3. Анализ количества  детей, занимающихся  на логопункте МБДОУ №14 (диаграмма).


№ 4. Планирование индивидуальной  логопедической  работы.                                              

№ 5. Массаж кистей и стоп.

№ 6. Применение зондов в логопедическом массаже.

№7.  Виды логопедического массажа.

Приложение №1.

Мастер-класс:

«Логопедический массаж: теоретическая основа»
Логопедический массаж бывает расслабляющий, активизирующий и гармонизирующий. При разных речевых диагнозах показан определённый вид массажа. Логопед, который прошёл курсы логопедического массажа, без труда может определить, какой вид массажа показан данному ребёнку и построить массажную программу с учётом особенностей анатомии и физиологии мышц речевого аппарата.                                                        

Детям с тяжелыми речевыми нарушениями (минимальные дизартрические расстройства, дизартрический компонент как вторичное нарушение при поражениях ЦНС, ДЦП, ринола-лия,невротическая форма заикания и др.) для коррекции звукопроиз-ношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Я считаю, что необходимо привлекать родителей (как правило, маму или бабушку) к активному участию в коррекции речевых нарушений. А именно, проводить для родителей беседы, объяснять, в чем заключается основная причина затруднений ребенка, с чем это может быть связано; разъяснять родителям важность и необходимость логопедического массажа для ребенка; проводить для родителей открытые индивидуальные занятия и мастер-классы по массажу, а также обязательно обучать маму логопедическому массажу в домашних условиях. Данный опыт показал, что эффективность логопедического воздействия возрастает в несколько раз по сравнению с теми детьми, чьи родители не заинтересованы в активной помощи логопеду. У тех детей, с которыми  регулярно проводится логопедический массаж в условиях дошкольного учреждения, а также родителями в домашних условиях по предложенной мною схеме, значительно быстрее вызываются и автоматизируются звуки.

Практика показала, что логопедический массаж благотворно влияет на эффективность логопедической работы также и у детей, имеющих ЗРР неясной этиологии, при дистонии (переменном тонусе), при плохой автоматизации звуков – в этих случаях показан гармонизирующий массаж. А например при дизартрии в 90% случаях показан расслабляющий массаж, так как у детей преобладает высокий мышечный тонус. Техники проведения различных видов массажа существенно отличаются. Но нельзя забывать, что массаж – это только вспомогательная техника. Он проводитсяпараллельно со всеми другими видами лого-педической коррекции: дыхательной, пальчиковой, артикуля-ционной гимнастикой, автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков.

Разумеется, необходимо помнить и о противопоказаниях к логопедическому массажу. Поэтому всегда, прежде чем начинать работу с ребенком, необходимо побеседовать с мамой и собрать анамнез. Ни в коем случае нельзя делать массаж ребенку с эписин-дромом, у которого в анамнезе наблюдались судороги; при любых заразных заболеваниях (стоматиты, герпетические высыпания, грибок, фурункулёз), болезни крови и сосудов, кариозные зубы, увеличенные лимфатические узлы, так как ток лимфы, например, при активизирующем массаже, увеличивается до 40 раз, при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата, а также никогда не делайте массаж ребенку, если он плохо себя чувствует (в начальной стадии заболевания; при заболевании в стадии обострения). Также очень осторожно нужно применять массаж детям, имеющим бронхиальную астму. Всегда необходимо находиться в контакте с мамой и держать ее в курсе того, как проходят ваши занятия.

Перед проведением логопедического массажа очень важна диагностика имеющегося у ребенка нарушения. Ведь от этого напрямую зависит, какие приемы необходимо будет применять в дальнейшем. Специалисту очень важно определить, каким образом нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата: по типу гипотонуса– паретичности, либо, наоборот, гипертонуса – спазтичности.

Дети с пониженным тонусом мышц артикуляционного аппарата, как правило, имеют и мышечный гипотонус всего тела, для них затруднительно выполнение артикуляционных проб. Язык на ощупь тонкий, напоминает пустой носок или мочку уха. Мышцы не выражены, ощущение, что их вообще нет. Иногда наблюдаются более светлые вкрапления на языке, появляющиеся в связи с атрофией мышц. Рот у таких детей приоткрыт, уголки рта опущены (рот «Пьеро»). Мягкое небо провисает, наблюдаетсяназализация голоса. Лицо у такого ребенка одутловато, при нажиме на щеку остается след. У этих детей резко выражена гиперсалевация. Эти дети часто поперхиваются, не могут подолгу жевать. Зачастую пониженному тонусу способствуют сами родители: эти дети не могут и не хотят долго жевать вследствие плохой двигательной активности мышц, а родители, заботящиеся о том, чтобы ребенок не остался голодным, перетирают ребенку всю пищу, не дают жевать твердые продукты. Таким образом, мышцы артикуляционного аппарата не развиваются, и в дальнейшем, возникают речевые нарушения.

При гипертонусе все движения артикуляционного аппарата резко ограничены. Язык лежит в глубине ротовой полости, как при произнесении заднеязычных звуков. Губы прижаты к зубам, зубы не разжимаются. Как правило, такой ребенок говорит в быстром темпе. Для гипертонуса также характерна такая особенность: пока язык находится в состоянии покоя, повышенного слюноотделения не наблюдается. Когда ребенок начинает говорить, либо при выполнении артикуляционных упражнений, резко повышается салевация.

Однако очень часто нарушения тонуса выражены не резко. В этих случаях диагностика оказывается более затруднительной. Специалисту полезно помнить, что при не резко выраженном повышении тонуса мышц артикуляционного аппарата ребенок не может долго удерживать позу. Язык напоминает тесто, которое постоянно стремится возвратиться в свою форму.

Также очень часто мы сталкиваемся с детьми, имеющими не-равномерное распределение тонуса. У некоторых детей язык отклоняется в правую, либо в левую сторону. Специалисту необхо-димо знать, что с той стороны, куда отклоняется язык, тонус нарушен более грубо. В этом случае массаж выполняется  с зоной акцента на поражённом участке.

Язык – это очень большой орган, состоящий из двадцати трех мышц. Мы имеем возможность воздействовать лишь на 30% всей массы языка. Остальные 70% нам недоступны. Для движений, осуществляющих речь, очень важны продольные мышцы, поперечные, а также веерные мышцы. Специалист, проводящий логопедический массаж, должен правильно определить тип и место нарушения работы мышц артикуляционного аппарата и выбрать необходимые методы воздействия.

Почему же массаж обладает таким эффектом? 
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.
Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, акти-визирует ее лимфо-и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Под воздействием массажа пораженные мышцы начинают сокращаться, и, таким образом, со временем улучшается иннервация пораженных участков. Таким образом, кинестетические ощущения улучшаются, т.е. формируются активные произвольные движения органов артикуляции, улучшается их координация. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спазтичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоп-риятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10 (15 сеансов для детей с ДЦП), желательно каждый день или через день (в крайнем случае через 2 дня). Вот почему так важно обучить маму приёмам массажа, чтобы она могла дома провести сеанс  ребёнку самостоятельно и не было перерывов более 2-ух дней. Как и от любого коррекционного воздействия, от массажа должен быть положительный лечебный эффект. Если перерыв между сеансами более 2-ух дней, эффективность  процедур значительно снизится. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. Перерыв  нужен для того, чтобы мышцы получили отдых, а так же нам необходимо отследить действие сеансов (как от медикаментов). Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 30 минут. До трёх лет детям показан только общий массаж с зоной акцента на поражённом участке, а до 4-ёх лет нельзя работать зондами на боковых краях языка (но можно использовать зубные щёточки, ложки и зондозаменители). Следует отметить, что логопедический массаж неотделим от звукопостановки. Он является подготовкой к постановке звуков.

Логопедический массаж бывает:

  • Ручной;
  • Зондовый;
  • Самомассаж;
  • Точечный;
  • ИЛК (искусственная локальная гипотермия, часто применяют у детей с ДЦП, это чередование воздействия холодное-горячее);
  • Аппаратный (используют вибромассажёры);
  • Массаж рефлексогенных зон;
  • Смешанный (но основой является ручной)

Я в своей практике использую  ручнойлогопедический массаж (едко с применением зондов, обычно при активизирующем массаже)

В ручном классическом массаже практически невозможно навредить ребёнку!

Я коротко постаралась заинтересовать Вас, уважаемые коллеги логопеды, уникальной методикой логопедического массажа. Конечно, она является только вспомогательной в нашей кропотливой работе, но от этого она не становится менее значимой и ценной.

        

Приложение №2.

Круглый стол.

   Тема выступления: «Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж».

Подготовил учитель-логопед Васькова И.П.

    Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят

все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные

признаки, произносятся скаженно. Поработав некоторое время с таким ребёнком, у

которого автоматизация поставленных звуков занимает длительное время, можно, как

одну из причин, предположить стёртую форму дизартрии, при которой обычно

наблюдается  нарушение мышечного тонуса, гиперкинезы (только на высоком тонусе),  

гиперсаливация (причём ребёнок слюну не чувствует). Обычно, в 90% случаев, тонус

повышен (гипертонус), но также он может быть и снижен (гипотонус).

По утверждению многих специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодоле-нии проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных, например, логопедического массажа. Дифференциро-ванное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению произвольных, координиро-ванных движений органов артикуляции. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При лёгком, медлен-ном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируе-мых тканей. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Артикуляционные мышцы, мышцы лица и шеи представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство, поэтому массаж должен охватывать все области, даже в тех случаях, когда диагностируется поражение мышц лишь на локальном участке. Логопедический массаж играет важную роль в коррекции различных речевых расстройств. Особенно он эффективен при исправлении нарушений произношения у детей с речевым диагнозом- дизартрия, ринолалия, заикание, а также с различными сопутствующими диагнозами -ПЭП в анамнезе (перинатальная энцефалопатия), ММД. Показанием к проведению логопедического массажа является изменение мышечного тонуса. При осмотре обратить внимание на положение головы относительно туловища, нет ли привычных ассиметричных поз. При осмотре лица обратить внимание на наличие сглаженности носогубной складки, опущение уголка рта, расширение или сужение глазной щели, на наличие приоткрытого рта, слюнотечение.

Осмотр кожных покровов. Выраженная бледность кожи может наблюдаться при плохом наполнении сосудов кожи, что часто сочетается с пониженным тонусом мышц. Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев  рук указывает на выраженную недостаточность кровообращения.

Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате. Определение тонуса мускулатуры лучше проводить в положении ребёнка лёжа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены.

  При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная.

 При повышенном тонусе (спастические состояния) - язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Кончик языка не выражен (язык-кулачок), язык скользкий, как кол. Пассивные движения делаются с трудом.  Губы напряжены, плотно сомкнуты , удержание позы широко открытого рта затруднено. Лицо напряжено (как каменное) и гипомимично. Мягкое нёбо -повышен рвотный рефлекс.

 При пониженном тонусе (паретические состояния) - язык малоподвижный, вялый, дряблый, тонкий, плашмя лежит на дне ротовой полости, на ощупь как мочка уха. Наблюдается вялость движений, повышена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы. Губы тонкие, вялые, углы губ опущены, нет полного смыкания, наблюдаются трудности выполнения таких артикуляционных движений, как “трубочка”, “поцелуй”, “улыбка». Рот приоткрыт. Жевание твёрдой пищи может быть затруднено. Лицо на ощупь вялое, как “кисель”. Малая активность мягкого нёба, возможна нозализация. Гиперсаливация при нагрузке и во время речи.

Мягкое нёбо - попёрхивания при еде и при питье, рвотного рефлекса  нет.

     

Часто встречается дистония - меняющийся характер мышечного тонуса - в покое мышцы расслаблены, а в речи – напряжены.

Часто встречается неоднородное распределение мышечного тонуса. Мышцы языка могут быть поражены в разной степени и в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пониженного тонуса. Эта разница особенно чётко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперёд он может отклоняться в сторону (девиации). Отклонение всегда происходит в поражённую спастичную сторону.

 При поражении круговой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слегка опущен (понижение тонуса), что особенно заметно при выполнении упр. “улыбка”. Отмечаются трудности удержания позы на поражённой стороне. Часто наблюдается сглаженность носогубной складки на той же стороне.

При одностороннем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) маленький язычок отклоняется в сторону более сокращённых мышц, т.е. в здоровую сторону.

Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулатуры сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных  мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушении звукопроизношения.

Следующее ниже описание поражения мышц наглядно показывает нарушения речевых навыков у детей, что даёт нам возможность, используя приёмы логопедического массажа, скорректировать и нормализовать мышечный тонус, тем самым создав предпосылки для более быстрой автоматизации поставленных звуков.

При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произношение звуков П, Б, М и их мягких вариантов и лабиализованных гласных О, У.

При недостаточной смычке круговой мышцы рта дети часто оглушают звуки («папушки» вместо «бабушки»).

При гипотонусе щёчной мышцы щёки будут парусить при произнесении шипящих, так как во время артикуляции щёчная мышца прижимает щёки к зубам.

При парезах мышц языка и шейных мышц нарушаются движения языка - язык трудно выдвинуть вперёд, оттягивать назад, совершать боковые движения. Нарушается произношение заднеязычных звуков К, Г, Х, а также чёткость произнесения гласных среднего и нижнего подъёма Э, О, А.

При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое произнесение ряда согласных.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок.

При спастичности корня и спинки языка наблюдается палатализация (смягчение) звуков.

Если кончик языка в гипотонусе, а спинка и корень в норме – будет наблюдаться шипящий сигматизм (вместо «санки» будут «шанки»).

Если язык в гипотонусе, возможно межзубное произнесение свистящих (широкий язык вылезает), а может быть ребёнок просто не умеет удерживать позу «горка».

При выполнении тонизирующего массажа (пониженный тонус мышц) используются приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации, ударные техники. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используют приёмы поглаживания, лёгкая вибрация, лёгкое растирание.

Каждое движение повторяется 8-12 раз.

Основные приёмы массажа

1. Поглаживание: поверхностное, глубокое, граблеобразное.

Это обязательный приём, с которого начинается процедура. Движения производятся в различных направлениях - продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно, зигзагообразно. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Вспомогательный тип поглаживания – щипцеобразный. Выполняется 1-2 или 1-2-3-м пальцами. Применяется при массаже языка, губ.  При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус.

2. Растирание.

Этот приём проводится в области  отдельных мышечных групп. Рука не скользит по коже, а сдвигает её.  Этот приём выполняется в различных направлениях – прямоли-нейно, круговыми и спиралевидными движениями. При массаже языка и губ применяется щипцеобразное растирание. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

3. Разминание.

Этот приём проводится также в области отдельных мышечных групп. Массируемая рука выполняет 2-3 фазы фиксации, захват массируемой области: сдавление, сжима-ние, раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Разминание максимально активизирует работу мышц, в наибольшей степени повышается тонус мышц.

4. Вибрация и поколачивание.

В логопедической практике этот приём используется редко.

Для выполнения вибрирующих движений на лице используется приём пунктирование. Движения подобны выбивание дроби на барабане.

Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а слабая - снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов.

5. Плотное нажатие.

Это приём улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний .

Нельзя забывать, что не бывает с одной стороны лица тонус низкий, а с другой высокий! Если с одной стороны лица  гипо или гипертонус, то на другой норма или ближе к норме.В этом случае массаж делать так: где, например, губа больше спущена, больше движений, а с другой стороны 2-3 движения (так может быть, если у ребёнка парез лицевого нерва).

На языке же, наоборот, может быть на одной зоне гипотонус, а на другой гипертонус (например: на кончике высокий, на корне низкий и наоборот).Язык может отклоняться в сторону, так называемые девиации. Отклонение всегда в сторону поражения, гипертонуса, как бы резиночкой стягивается. Но очень редко может быть отклонение в сторону при гипотонусе. В любом случае нужно прощупать язык со здоровой стороны и поражённой и сравнить. При массаже языка в данном случае зону акцента делаем на поражённой стороне.

  Гипертонус языка хорошо снимает массаж мизинца на правой ноге ребёнка. Чтобы снизить рвотный рефлекс, неплохо сперва проделать эту процедуру, а потом заняться язычком.

  В любом случае, при высоком тонусе массаж делать не на локальных, поражённых тонусом участках, а полный сеанс, включающий шейно-воротниковую зону (спину, грудь, шею), лицо, дно полости рта – это подготовка к вторжению в ротовую полость ребёнка. И вот только после этого приступать к массажу языка!!!

 Для нормализации тонуса языка хорошо помогают чередование артикуляционных упражнений: «Блинчик» - «Иголочка».

Приложение №3.

Анализ коррекционной работы с детьми

при использовании логопедического массажа

        на логопункте МБДОУ №14.

Приложение №4.

Планирование индивидуальной  логопедической  работы                                               на 201__-201__  уч. год (нужное отметить +)
с ______________________________________

         1. Формирование правильного звукопроизношения:

  • Логопедический массаж (полный курс  или элементы)
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

             Постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
  • губно-губные – П, Б, М + мягк.
  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
  • Другие __________________________
  • Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
  • Дифференцировать звуки в слогах, словах, фразах.

      2. Формирование фонематического восприятия:

  • определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
  • определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

3.Формирование фонематического слуха                                                                                                              4. Работа над слоговой структурой слова                                                                                                 5. Развитие грамматического строя речи

  • словообразование;
  • словоизменение.                                          

      6. Развитие лексической стороны речи

  • расширять предметный словарь;
  • расширять словарь признаков;
  • расширять глагольный словарь.

       7. Формирование связной речи

  • формировать умение составлять рассказ по картинке;
  • формировать умение составлять рассказ по серии картин;
  • формировать умение составлять пересказ;
  • формировать умение составлять рассказ - описание.

       8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:                                                                                                               развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;                                                             развивать мелкую и артикуляционную моторику.

Приложение  №5.

Массаж кистей и стоп.

Расположение рефлексогенных зон

Парные органы (например, почки, легкие) имеют рефлексогенные зоны на обеих кистях рук и стопах, непарные — только на одной из них (в зависимости от того, на какой половине тела данный орган находится). Органы, расположенные в центре тела (например, позвоночный столб, пищевод), имеют рефлексогенные зоны на внутренней стороне обеих кистей и стоп. Рефлексогенные зоны большинства органов представлены на ладонях и подошвах, рефлексогенные зоны мускулатуры — на тыльной стороне кистей и стоп.

Если при массаже рефлексогенных зон попадаются болезненные области, то кончиками пальцев следует равномерно надавливать на них до тех пор, пока боль не исчезнет.

Итак, в соответствии с рассматриваемой в данной работе темой, нас более всего интересует расположение следующих зон: позвоночника, верхних лимфатических путей, области головы и артикулярных органов, солнечного сплетения. Все остальные зоны массируются попутно с вышеназванными.

Рефлексогенные зоны на кисти руки расположены следующим образом (рис.1).

Зоны позвоночника — с внешней стороны большого пальца каждой руки, на границе перехода тыльной стороны кисти в ладонную. Эти зоны начинаются от первого сустава большого пальца и доходят до области запястья. Рефлексогенная зона шейного отдела охватывает пределы от первого до второго сустава большого пальца; зона грудного отдела — от второго сустава и до основания большого пальца; зона поясничного отдела находится в области запястья.

Зоны верхних лимфатических путей — между пальцами обеих рук, на складках кожи. Причиняющий небольшую боль массаж этих зон служит стимуляцией функции очистки лимфатической системы, активизирует иммунную систему, прежде всего области шеи, плеч и верхней части груди.

Зоны области головы — на кончиках пальцев обеих рук (зоны головного мозга — на кончиках больших пальцев; полости черепа  на кончиках остальных). Регулярный массаж этих зон улучшает кровообращение в области головы. Он помогает устранить невнимание и нервозность.

Если вы с трудом засыпаете, поможет следующее простое упражнение: в течение пяти минут быстро и энергично нажимайте поочередно пальцами рук на большие пальцы.

Рис. 1. Расположение на кисти руки рефлексогенных зон:

        

1 — солнечного сплетения; 2 — суставов верхней конечности; 3 — слуха;  полости черепа; 5 — лимфатических путей; 6  нервной системы; 7 —гипофиза; 8  эпифиза; 9  головы, мозга; 10  шеи; 11 — глотки, гортани; 12  позвоночного столба; 13  щитовидной железы; 14 — психической сферы; 15  пояснично-крестцовой области

Зона солнечного сплетения — на ладонях. Найти зону несложно: сложите руки так, словно несете воду в ладони; наиболее глубокая на ней ямка и есть зона солнечного сплетения — важного вегетативного центра.

Вы можете стимулировать указанные зоны на обеих руках одновременно, поместив стеклянный, деревянный или медный шарик в зажатых ладонях и осторожно, равномерно надавливая на него.

Рефлексогенные зоны на стопах расположены следующим образом (рис. 2, 3).

                                                                                                        Рис. 2. Расположение на подошвенной части стопы  рефлексогенных зон:

1 — позвоночника; 2 —солнечного сплетения; 3 — легких; 4 — щитовидной железы; 5 — затылка; 6  основания мозга, мозжечка; 7 — носа; 8  гипофиза; 9  височной доли; 10 — лимфатических путей; 11 — плечевого пояса

                                                                                                                                               

                                           

Рис. 3. Расположение на тыльной части стопы рефлексогенных зон:

1 — диафрагмы; 2 — верхней челюсти; 3 — нижней челюсти

Зоны позвоночника — на обеих ступнях.

Внутренняя линия, или линия перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную, соответствует форме позвоночника. Зона шейного отдела начинается от первого сустава большого пальца, и далее изгибы этой линии повторяют изгибы всех отделов позвоночника. Самочувствие значительно улучшается при длительном массаже зон позвоночного столба.

Зоны области головы — на обеих стопах. Зона задней части головы — на подушечках больших пальцев; зоны лицевой части (полости рта, носа, глотки) — на внешней стороне большого пальца; зоны глаз — на втором и третьем пальцах; зона гипофиза — в центре подушечки большого пальца. При расстройстве внимания рекомендуется продолжительный активизирующий массаж зоны гипофиза.

  Зоны затылка — на подошве стопы вокруг проксимального сустава большого пальца. При напряжении затылка и плеч эти зоны следует регулярно массировать. Желательно почаще пальцами ног играть маленьким резиновым мячиком или круглым камешком: поднимайте, опускайте и т.д. Скоро вы почувствуете, как изменилась подвижность пальцев, а шея при этом стала свободнее. Массируйте зону затылка вдоль сустава большого пальца, начиная с внутренней стороны стопы.

Зоны плечевого пояса следуют вдоль линии проксимальных суставов пальцев на подошве и на наружной стороне стопы. Массаж зон плечевого пояса оказывает выраженное расслабляющее и успокаивающее действие, уделите ему достаточно времени.

Для снятия блокады в области шеи вращайте большие пальцы обеих стоп поочередно, с легким нажимом. Это соответствует поворотам головы. Начинайте вращение пальцев с небольшого поворота, никогда не пытайтесь преодолеть возникающее сопротивление.

Зоны верхних лимфатических путей — между пальцами обеих ног, на складках кожи. (Ощущение боли при массировании свидетельствует о значительном отягощении лимфатической системы.) Массаж зон верхних лимфатических путей активизирует иммунную систему и способствует выведению ядовитых веществ из организма. Массаж этих зон особенно эффективен для снятия головной боли.

Зоны диафрагмы и солнечного сплетения — на поперечном своде стопы каждой ноги. Он расположен в плюсневой области. Прямо в центре свода стопы находится зона солнечного сплетения. Массирование этих зон способствует восстановлению вегетативного равновесия человека, снятию у него напряжения. Зоны можно массировать в любое время, особенно тогда, когда необходимо избавиться от беспокойства, стресса, нервного напряжения и нежелательных последствий таких состояний.

Массаж кистей рук

Массаж рефлексогенных зон следует начинать с правой стороны, в данном случае — с кисти правой руки. Массаж можно выполнять в течение дня многократно (желательно массировать кисти рук попеременно, то есть, промассировав одну зону на правой кисти, массируют ту же зону на левой). Массажные приемы можно выполнять поверхностью II, III, IV пальцев или только подушечками больших.

Сначала нужно поглаживать, а затем с усилием растирать зону позвоночника, то есть границу перехода тыльной стороны кисти в ладонную. Следующий этап — поглаживание и растирание тыльной стороны кисти (между пястными костями). В первую очередь растирают ладонь в направлениях: сверху вниз, снизу вверх и поперек. И только потом массируют пальцы, начиная с мизинца. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый палец массируют со всех сторон. Сначала необходимо сильно зажать ноготь с двух сторон и размять ногтевую фалангу. Потом растереть палец до самого основания и обратно. Удобнее всего это делать винтообразными движениями. Особое внимание надо уделить большому пальцу, так как это зона головы (массировать интенсивнее и дольше, чем другие) и его основанию (самая выдающаяся часть ладони). Затем следует массировать кожные складки между пальцами, начиная от мизинца. Захватив двумя пальцами кожную складку, ее нужно максимально оттянуть и при этом «перетирать». После чего сильно сжимают подушечки пальцев, начиная с мизинца правой руки. Удобнее надавливать на подушечки пальцев, положив указательный на сам ноготь, а большой — на подушечку пальца. На подушечку большого пальца надавливают несколько раз.

Затем массируют запястье. После этого желательно вновь возвратиться к массажу большого пальца. Заканчивают массаж медленным поглаживанием кисти руки в направлении от запястья к кончикам пальцев.

Рекомендуем для всех суставов пальцев следующие упражнения с элементами сопротивления:

1. Как можно сильнее сжать руку в кулак, затем резко разжать.

2. Сложить руки так, чтобы и пальцы, и ладони касались друг друга.

Локти должны быть на высоте плеч. С помощью больших пальцев раздвинуть руки и одновременно приподнять локти. Потрясти руками.

3. Выполнять движения большим пальцем в направлении к себе и от себя.

4. Сцепив пальцы рук, большие пальцы вращать вокруг друг друга («мельница»).

5. Опереться руками о стену. Нажать на нее посильнее, затем кисти расслабить.

6. Вытянуть руки вперед. Поднять кисти вверх, дать им свободно упасть вниз.

7. Одной рукой взять другую за запястье и энергично потрясти ею. (Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы — упругими, пальцы — гибкими.)

Каждое упражнение повторить 5 раз.

Плантарный массаж

Плантарный массаж — массаж стоп, его еще иногда называют индийским массажем.

Согласно йоге, ноги — это распределительный щит организма. Можно воздействовать на функциональное состояние любого органа, если знать расположение соответствующей зоны на стопе.

Массаж стопы проводят ребенку, когда он находится в положении лежа или сидя, ноги его должны быть расслаблены. Логопеду следует располагаться ниже ребенка. Для максимального расслабления стоп в положении лежа на спине ребенку под коленные суставы подкладывают маленькие валики. В положении ребенка лежа на животе валики подкладывают под голеностопные суставы. Последняя позиция самая удобная.

Поскольку состояние позвоночника имеет важнейшее значение для нашего здоровья, эту зону необходимо массировать в первую очередь. Массажные приемы, как и на кисти руки, можно выполнять поверхностью II, III, IV пальцев или только подушечками больших. В отличие от массажа кистей рук, при плантарном массаже полностью обрабатывается сначала правая стопа, а затем левая.

После массажа зоны позвоночника выполняют поглаживание всей стопы, растирание и разминание в различных направлениях подошвы, затем тыльной и боковых поверхностей стопы.

Переходим к массажу пальцев. Как и на кистях рук, пальцы после разминания ногтевой фаланги массируют, начиная с мизинца, винтообразными движениями. Но в отличие от массажа кистей, промассировав палец, выполняют им круговые пассивные движения, одновременно максимально его вытягивая.

И, как всегда, больше внимания уделяют зонам, расположенным на большом пальце стопы и у его основания. Затем «перетирают», оттягивая, кожные складки, расположенные между пальцами, и сильно надавливают на их подушечки (на подушечку большого пальца надавливают несколько раз). После чего несколько раз сжимают ладонями стопу с боков. И только после этого поглаживают ее по направлению к пальцам. Заканчивают плантарный массаж пассивными вращательными движениями голеностопного сустава.

Этот массаж хорошо сочетается с другими видами массажа.

Плантарный массаж оказывает сильное стимулирующее действие, потому целесообразно проводить его один раз в день (утром, днем, но не на ночь).

Приложение №6.

Применение зондов в логопедическом массаже.

Е.В. Новикова (2000 г.) разработала технологию зондового массажа и набор зондов. Основная цель метода – нормализация речевой моторики. Е.В. Новикова предлагает для логопедического массажа 8 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц языка, губ, щек, мягкого нёба. (Патент на изобретение № 2143256. Способ лечения речевых расстройств и набор зондов для массажа мышц артикуляционного аппарата от 27.12.1999 г.)

Массажные зонды (Новиковой Е.В.)

Зонд № 1 вилочковый

                                Рис. 1

Применяется при массаже мышц языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба. Зонд предназначен для обкола мышц. В результате такого воздействия мышцы активно сокращаются. При обколах используются короткие, частые, лёгкие движения.

Для более интенсивного воздействия применяется обкол с прокачиванием: поставив зонд на определенное место, покачивают его вправо, влево, назад в течении 4–6 секунд. Другой вариант указанного приема: погрузив зонд в мышцы, производят вращательное движение по часовой стрелке (или против часовой стрелки). Время давления – 5 секунд, (рис. 1)

Зонд № 2 восьмёрочка

                                Рис. 2

Применяется при массаже мышц языка, скул, щёк, губ.

Зонд предназначен для «перетирания» мышц: надавив петелькой на мышцы производят движения вверх – вниз. Затем передвигают зонд и массируют следующий участок. Зонд не двигается по языку, а утапливает мышцы, покачивая их на месте заставляя активно работать группу веерных мышц. (рис. 2)

Зонды № 3, 4, 5. Саночки большие, средние, малые.

                                 Рис. 3

Эти зонды скользят по мышцам языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба в разном направлении.

Изгибы зондов выполнены так, чтобы можно было работать любой стороной для нажима и скольжения.

Верхняя часть зондов используется при нажатии на мышцы. Зонды выполняют одинаковые массажные приёмы, но захват массируемого участка и интенсивность нажима у них разная, (рис. 3)

Зонд № 6 топорик

                                          Рис. 4

Активно используется при массаже языка, щек, губ, мягкого неба.

Предназначен для интенсивного воздействия на мышцы.

Зонд предназначен для выполнения двух приемов: плотного нажатия и скольжения по мышцам.

Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Надавливающие движения частые, интервалы между ними – короткие, время давления – 5 секунд.

Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напряжение, (рис.4)

Зонд № 7 крестовина

Применяется при массаже мышц скул, щёк, губ, языка.

Нажимая на язык и отодвигая его назад заставляют сокращаться, включаться в работу мышцы языка.

Зондом можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком положении до 30 секунд, выполнять:

– надавливающие движения (нажатия) (рис. 5)

                                      Рис. 5

Зонд № 8 толкачик

                                        Рис. 6

Применяется при массаже мышц скул, щёк, губ, мягкого нёба. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность.

При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, наступает фаза расслабления. Время давления – 5 секунд.

Для более интенсивного воздействия используют приём нажатие с прокачиванием: зонд устанавливается в определенное место и прокручивается с нажимом по часовой стрелке в течение 5 секунд. Степень нажима зависит от состояния мышц. (рис. 6)

Приложение №7

ВИДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы опыта работы с приложениями .

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология встречных усилий....

Приложение к опыту работы

В данном приложении представлен творческий подход в обучении английскому языку: сказка "В царстве царя Грамотея": правильные и неправильные глаголы,  методика работы со схемами по УМК М.З.Биболет...

Презентация на тему: "Логопедический массаж". Приложение к опыту работы.

В презентации кратко изложена информация по логопедическому массажу....

Приложения к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе на селе"

Материалы созданы на протяжении многих лет работы в школе и общественной работе на селе. Данный фотоотчёт служит доказательной базой к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе ...

Приложение к описанию опыта работы классного руководителя 8 "В" класса МОУ "СОШ имени А.П.Чехова" Кассай А.Ю.

Презентацию закачать не могу, слишком объемная, но она созвучна с приложением, т.е. построена по такому же принципу....

Приложение к опыту работы.

Приложениек опыту работы....

Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"

Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"...


 

Комментарии