план- конспект урока СБО в 8 классе, тема : "Бюджет семьи. Источники дохода"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Содержание конспекта занятия направлено на  знакомство обучающихся  воспитанников с понятием "бюджет", его источниками дохода , а также на формирование   умений  у обучющихся воспитанников подсчитывать бюждет семьи за месяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byudzhet_s_urok_8_kl_2013.doc469.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок социально-бытовой ориентировки
по теме «Бюджет семьи. Источники дохода».

Цель: сформировать элементарное представление о семейном бюджете, его составляющих: доходной и расходной части.

Задачи:

Образовательные –

  • расширить знания  о деньгах, о семейном бюджете.
  • познакомить с источниками дохода, формировать умения подсчитывать доход.

Коррекционно-развивающие – создать условия для: 

  • коррекции мышления через анализ и сравнение доходной и расходной части семейного бюджета.
  • коррекции памяти через многократное повторение нового материала,
  • коррекция речи через использование словесных методов обучения,
  • расширение социального опыта учащихся,
  • обогащение словаря и введение новых слов в ответы учеников.

Воспитательные – способствовать воспитанию: 

  • разумного отношения к деньгам, их расходованию, умению соотносить свои желания с потребностями семьи.
  • уважительного отношения к любому виду деятельности,

культуры поведения, общения,  речи

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, опорные слова.


Ход урока.

I.Орг. момент. Прозвенел звонок и смолк

                             Начинается урок.

                             Тихо все за парты сели.

                             На меня все  посмотрели

                             И работать захотели.
Доклад дежурного

 II.Вводное слово учителя

Учитель
  Сегодня на уроке  вам потребуются знания, полученные в течение 8 лет на уроках математики и социально-бытовой ориентировки.

III.Сообщение темы урока и задач.
Учитель. Выполните задание.
 Расположите числа в порядке возрастания, вы узнаете тему нашего урока.

 

       

         

            Ж                Б                  Ю

          12300       125               350          (Слайд 2)

Д                 Т               Е

895          20800      15500

Получилось  слово «Бюджет».    (Слайд 3)

Задание. Прочитайте тему урока.  Бюджет семьи. Источники дохода.(слайд4)    

Сегодня мы познакомимся с понятием бюджет. Выясним, что такое

« доход и его составляющие», и  что такое «расход»

IV. Изложение теоретического материала.

Что, такое «Бюджет»?

 Бюджет - это совокупность доходов и расходов за определённый период времени ( месяц, год)

Слово бюджет буквально означает «денежная сумка»  (слайд  5 )

История денег. Как и когда возникли деньги? Точную дату назвать сложно. Известно , что в США ещё в 18 веке в некоторых штатах деньгами служили вампумы- особые ожерелья индейцев, расписки, показывающие количество и качество табака, шкуры животных и т.д. разное время и в различных региона

 Сообщения детей.

Учитель. Бумажные деньги были изобретены в Китае.

У каждой страны свои деньги.

Доллар у США, в Канаде – Канадский доллар ( слайд 6)

Евро - у таких стран, как Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия.  ( слайд 7).

В России – рубль ( слайд8   )

Деньги выпускают в монетном  дворе. (Рис. на доске)

Курс доллара на 13 апреля 2013г- 31руб. 62 коп.

Курс евро- 40 руб. 84 коп.    

Бюджет бывает разный :

 - личный

-семейный

-бюджет предприятия или фирмы

- государственный   ( слайд 9)

Сегодня на уроке мы будем говорить о семейном бюджете, что составляет его доход. Научимся просчитывать семейный бюджет, от чего зависит его размер.

Пойдет немного времени, вы окончите школу, у вас появятся свои семьи и вам самостоятельно придется решать разные семейные проблемы и подсчитывать свой семейный бюджет.  А пока мы поиграем в семьи.
В игре примут участие 2 семьи: Александровых, Бахтиных.

Каждый член семьи примет  участие в подсчёте своего семейного бюджета.

Условия оценки работы членов семьи. Самооценка.( члены семьи оценивают работу каждого по таким критериям- умение слушать, умение высказывать свою мысль, активность).

Как вы думаете, кем создаётся бюджет семьи? Кто его планирует?

Из чего складывается семейный бюджет? Из дохода, а что такое доход?

Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде зарплаты от предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность  ( слайд 10  )

Папа - добытчик, хозяин. Почему так говорят?  (ответы детей: приносит зарплату, ремонтирует по дому…)

Что такое зарплата?

 Зарплата – это деньги, получаемые за работу. (слайд 11  )

Перед вами отдельные слоги, их нужно сложить так, чтобы получилась пословица.

(КОВ-КА   БОТ-РА-НИК,  ВА-ТА-КО  МУ-Е   ТА-ПЛА (слайд 12  )

Каков работник, такова ему плата ( слайд 13  )

Почему так говорят?

Просто так деньги никому не дают.  Как поработаешь, столько и заплатят. Деньги получают за труд.

Почему зарплата у людей разная?

( зависит, где работают и кем работают)  

Пенсия. Что такое? Кто её получает?

Пенсия-это деньги, которые платят пожилым людям ( слайд 14)

 Пенсионный возраст

 Для мужчин -  60 л, а для женщин-55л

Как вы думаете у всех пенсионера пенсия одинаковая?

( нет, она зависит от зарплаты, т.е. от того как человек работал до выхода на пенсию)

 Студенты получают стипендию. Что такое стипендия?

Стипендия- это деньги, которые получают  студенты за свой  труд т.е. за учёбу  ( слайд 15)

Размер стипендии для учащихся техникумов- 600руб., а студентов  вузов- 1200руб.

Классификации дохода семьи по составу:

Денежные средства, представление льгот, доход с подсобного хозяйства.

( слайд 16))

V.Физкультминутка «Замок» ( слайд 17   )

                                                                           (движения)            

На двери висит замок.                                  руки  вверх, сомкнули в замок

Кто б открыть его бы смог?                  

                                                                         правая рука вверх, подтянутся

Правая рука вверх,

Левая рука вверх

                                                                          левая рука вверх, подтянутся

Покрутили, повертели,

Мы замок открыть сумели                           руки вверх, круговые движения.  

И за парты   тихо сели.                              

Доход семьи складывается из:

  зарплаты вместе с различными начислениями и доплатами;

  пенсий, пособий, стипендий и других социальных и страховых выплат;

  доходов от предпринимательской деятельности;

        доходов от операций с личным имуществом и денежными         накоплениями  ( слайд 18   ) 

 Доход с подсобного хозяйства  состоит в основном из материальных благ, получаемых на приусадебном участке (овощи, фрукты, мясо, яйца, мед, молоко) и т.п. продуктового довольствия и др ( слайд19  )

 Льготы получают некоторые категории населения, определенные государственными органами .  Например, пособия на детей, льготные проездные билеты для студентов и учащихся, льготы по оплате коммунальных услуг, при покупке лекарств, льготные путевки в санатории, дома отдыха, лагеря отдыха для молодежи и т. п.  ( слайд 20).

Ежемесячно нужно подсчитывать бюджет семьи. Почему?

VI. Практическая часть Решение задач.

Семья Бахтиных.   (слайд 21)

Задание.

 1. Подсчитайте доход семьи  за март, если: 

Зарплата мамы- 8500 руб.

Зарплата папы- 16700 руб.

Пенсия бабушки- 6500 руб.

Сын дошкольник - пособие  165руб.

2.Изменится ли ваш семейный бюджет в апреле месяце, если папа получил премию -2000 руб.?

3.изменится ли семейный бюджет в мае, если мама не работали (была в отпуске без сохранения заработной платы )

 Семья Александровых  ( слайд 22)

  Задание.

1.Подсчитайте доход семьи  за март, если:

Зарплата мамы- 9500 руб.

Зарплата папы- 20640 руб.

Стипендия сына - студента- 1200 руб.

Дочь - дошкольница- пособие  165 руб.

  • Измениться ли ваш семейный бюджет в апреле, если вашего сына лишили стипендии?

 3.Изменится ли ваш семейный бюджет в мае, если папа не работал?  

Что такое расход?

Расход-это денежные затраты  семьи для удовлетворения своих потребностей (слайд  23  )

Как нужно расходовать деньги?

Если доход равен расходу – это баланс  ( слайд 24)

Если доход больше чем расход, то будут сбережения ( слайд 25)

Что будет, если расход превышает доход? долги  (слайд 26.   )

VII.Закрепление материала.

Тест “Экономическая игротека”  (СЛАЙД Ы № 27- 31)

1. Чем отличается домашний труд от труда на производстве? ( слайд 27)

  • На производстве веселее трудится
  • На производстве за труд платят деньги
  • На производстве много народа

 2. Как называются деньги, которые получают родители за работу? (слайд 28)

  • Плата
  • Зарплата
  • Посылка

 3. Как называются деньги, получаемые за учёбу? ( слайд 29)

  • Премия
  • Подарок
  • Стипендия

4.  Как называются деньги, которые получают пожилые люди? (слайд30)

  • Баранки
  • Пенсия
  • Стипендия.

Задание. Поставьте стрелочки, что такое  расход, бюджет,  доходы  (слайд 31)

          расходы

это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год)

    бюджет

это  деньги, получаемые в виде заработной платы от  предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность

    доходы

это денежные затраты семьи  для удовлетворения своих потребностей

VIII.Подведение итогов.
1.
Что нового вы узнали на уроке?

2.Почему надо рассчитывать бюджет семьи?

Планировать семейный бюджет надо, чтобы разумно расходовать деньги, чтобы финансовые вопросы не могли нарушить семейное благополучие. Нужно  учиться  считать деньги и решать самые простые жизненные задачи.

IX. Рефлексия. Оцените работу членов своей семьи.

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник №1. Москва, "Владос", 2000.
  2. В. В. Эк Математика специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 8 класс. Москва, Просвещение, 2004.
  3. Г.Н. Сычева "Устный счет 1-5 классы". Ростов-на-Дону. БРАВО/пресс. 2010.
  4. А.Н. Щербакова Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителя. Москва, "Владос", 2003.
  5. С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.5-9 классы: Пособие для учителя. Москва, "Владос", 2005.
    http://festival.1september.ru/articles/622911


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».

Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...

План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Достопримечательности Великобритании»»

Урок разработан на основе УМК Н.Н. Деревянко «Английский язык 6 класс».Продолжительность урока 45 минут. Урок построен с применением методов групповой работы...

План-конспект урока в 9 классе. Тема урока: «Пороки древесины»

Ознакомиление с пороками древесины;  определение основных  пороков древесины; формирование знаний, умений по соблюдению техники безопасности при работе с инструментом в столярной мастерской....

План-конспект урока в 5 классе. Тема урока: Декоративная отделка древесины (Выпиливание, выжигание, лакирование изделий из фанеры).

Получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Художественная обработка древесины”, формирование у учащихся начальных трудовых знаний и умений, развитие технического мыш...

Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс

Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса...