Азбука психологии
методическая разработка на тему
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_psihologii.doc | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов » ________________/Н.А. Прокофьева/ «___» _________ 2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов » _______________ /В.Ф. Орлов/ Приказ № ______ от «___» _________ 2014года |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Азбука психологии»
направление «Научно-познавательное»
1 год обучения
Составитель:
Харизова Л. В.
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Нормативно-правовая база программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61.
- "Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761.
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р).
- Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10.
Актуальность программы
Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.
Именно поэтому во внеурочной деятельности возможно последовательно и планомерно формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего развития.
В ходе занятий у младших школьников должны быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.
В последнее время среди учеников младших классов возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.
Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от стаивать свое мнение, формирование адекватной само оценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
В реализации участвуют дети 7,5 – 10 лет.
Выполнение программы рассчитано на 3 года – со 2 по 4 класс. Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю, всего 68 часов. Продолжительность занятий 45 минут. В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия.
Содержание изучаемого курса
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их.Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения просто го задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).
Структура занятия
Вводная часть.
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального настроя.
Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
Основная часть.
Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).
Заключительная часть.
Задача: подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.
Цель программы – познавательно-личностное развитие школьников.
Задачи:
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- развитие познавательных способностей;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;
- формирование умения решать творческие задачи;
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Планируемые результаты
Метапредметными результатами кружка является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на занятиях;
- Учиться высказывать свое предположение (версию);
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.
Познавательные УУД:
- Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры, энергизаторы;
- Умение находить ответы на вопросы;
- Делать выводы в результате совместной работы класса с учителем.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Оценка эффективности занятий психологического развития
Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воз действие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого используются «смайлики».
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Н.Г. Лускановой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.
Требования к учителю. Учителю, ведущему занятия необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, недирективным стилем управления группы, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы.
Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков или ПК;
- принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;
- клей, степлер, скотч-лента, ножницы,
- бейджи,
- кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,
- мячик;
- тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
- заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;
- записи инструментальных фоновых мелодий;
- необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях.
Структура курса
№ | Разделы | Содержание курса | Количество часов | |
Аудиторных | Неаудиторных | |||
Наука о человеке и обществе | Что такое психология? Общество людей. | 3 | 1 | |
Психические состояния человека | Эмоции. Что такое настроение!?? Как победить тревогу? | 4 | 2 | |
Личностные особенности | Что такое характер? Самопознание. | 3 | 1 | |
Что такое диагностика | Диагностика познавательных процессов. Самооценка и оценивание. | 3 | 1 | |
Человек и общество | Зачем нам общение? Понимать и договариваться. Как жить в мире людей? Права человека в обществе. Словесные обозначения. | 7 | 3 | |
Познавательные процессы | Слуховые ощущения. Внимание. Развитие артикуляции. Память. Фонетико-фонематическое восприятие. Слуховые ощущения. | 8 | 2 | |
Помоги себе сам | Анализ образца. Сказкотерапия. Пространственные представления. Психомоторика. Развитие памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Игры на внимание. Развитие мышления. Развитие речи. Развитие моторики. Логоритмика. Фоноритмика. Музыкотерапия. | 12 | 14 | |
Человек разумный | Диагностика познавательных процессов. Интеллектуальный ринг. | 2 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
3 а класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Наука о человеке и обществе – 4 ч | |||||
Что такое психология? | 2 | Введение. Знакомство с методами и понятийным аппаратом психологии. Игра «Представление». | 3.09 8.09 | ||
Общество людей | 2 | Развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера другого, подчёркивание индивидуальности каждого. Игра «Комплименты» | 10.09 15.09 | ||
Психические состояния человека – 6 ч | |||||
Эмоции | 2 | Осознание собственного мира чувств. Формирование культуры эмоциональной экспрессии. Игра «Подари улыбку» | 17.09 22.09 | ||
Что такое настроение!?? | 2 | Установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия. Игра «Молекулы». | 24.09 29.09 | ||
Как победить тревогу? | 2 | Работа с тревогой и страхом. Осознание этих чувств. Отработка навыков самоконтроля. | 1.10 6.10 | ||
Личностные особенности – 4ч | |||||
Что такое характер? | 2 | Познание процесса формирования характера. Игра «Расскажи мне о себе» | 8.10 13.10 | ||
Самопознание | 2 | Приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я». | 15.10 20.10 | ||
Что такое диагностика– 4 ч | |||||
Диагностика познавательных процессов | 2 | Понятие диагностики. Методы, способы регистрации результатов. Бланки ответов. | 22.10 27.10 | ||
Самооценка и оценивание | 2 | Формирование адекватной самооценки. Развитие навыков оценивания. | 29.10 12.11 | ||
Человек и общество – 10 ч | |||||
Зачем нам общение? | 2 | Функции общения. Игра «Скульптура в парке». | 17.11, 19.11 | ||
Понимать и договариваться | 2 | Отработка навыков общения в процессе группового взаимодействия. Тренинг ведения переговоров. | 24.11 26.11 | ||
Как жить в мире людей? | 2 | Развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о другом. Игра «Паровозик». | 1.12 3.12 | ||
Права человека в обществе | 2 | Формирование умения отстаивать свои права, высказывать своё мнение. Игра «Жизнь Земли». | 8.12 10.12 | ||
Словесные обозначения. | 2 | Развитие навыков невербальной коммуникации. Игра «Баржа». | 15.12 17.12 | ||
Познавательные процессы – 10 ч | |||||
Слуховые ощущения. Внимание | 2 | Понятие об ощущении и внимании. Тест «Сложение чисел с переключением». | 22.12 24.12 | ||
Развитие артикуляции | 2 | Тренинг произнесения слов и предложений. | 14.01 19.01 | ||
Память | 2 | Диагностика слуховой, зрительной, образной, комбинированной памяти. | 21.01 26.01 | ||
Фонетико-фонематическое восприятие | 2 | Анализ рассказов Л. Н. Толстого | 28.01 2.02 | ||
Слуховые ощущения | 2 | Понятие бинаурального слуха. Определение доминирующего полушария головного мозга. | 4.02 9.02 | ||
Помоги себе сам – 26 ч | |||||
Анализ образца | 2 | Развитие наблюдательности. Игра «Какая рука у соседа». | 11.02 16.02 | ||
Сказкотерапия | 2 | Разыгрывание сказочных сюжетов по темам «Агрессия», «Страхи» | 18.02 23.02 | ||
Пространственные представления | 2 | Тесты «Рисунок человека». «Дом. Дерево. Человек». Анализ результатов. | 25.02 2.03 | ||
Психомоторика | 2 | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 4.03 9.03 | ||
Развитие памяти | 2 | Тренинг развития памяти. | 11.03, 16.03 | ||
Развитие наглядно-образного мышления | 2 | Игра «Потерпевшие кораблекрушение» | 18.03, 23.03 | ||
Игры на внимание | 2 | Игра «Замочки». Игра «Третий лишний». Игра «Кто быстее». | 25.03 1.04 | ||
Развитие мышления | 2 | Тренинг мышления по методике ШТУР. | 6.04, 8.04 | ||
Развитие речи | 2 | Этапы развития человеческой речи. Игра «Повтори за мной». | 13.04 15.04 | ||
Развитие моторики | 2 | Пальчиковые игры. | 20.04, 22.04 | ||
Логоритмика | 2 | Игрогимнастика. Вокальное музицирование. | 27.04, 29.04 | ||
Фоноритмика | 2 | Дыхательно-артикуляционный тренинг. | 4.05, 6.05 | ||
Музыкотерапия | 2 | Знакомство с музыкальными произведениями релаксационного и активизирующих циклов. | 11.05 13.05 | ||
Человек разумный – 4 ч | |||||
Диагностика познавательных процессов | 2 | Определение типа мышления и уровня интеллекта. Тест ШТУР. | 18.05 20.05 | ||
Интеллектуальный ринг | 2 | Игра по развитию творческих способностей детей. | 25.05 27.05 |
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
3 б класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Наука о человеке и обществе – 4 ч | |||||
Что такое психология? | 2 | Введение. Знакомство с методами и понятийным аппаратом психологии. Игра «Представление». | 4.09 5.09 | ||
Общество людей | 2 | Развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера другого, подчёркивание индивидуальности каждого. Игра «Комплименты» | 11.09 12.09 | ||
Психические состояния человека – 6 ч | |||||
Эмоции | 2 | Осознание собственного мира чувств. Формирование культуры эмоциональной экспрессии. Игра «Подари улыбку» | 18.09 19.09 | ||
Что такое настроение!?? | 2 | Установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия. Игра «Молекулы». | 25.09 26.09 | ||
Как победить тревогу? | 2 | Работа с тревогой и страхом. Осознание этих чувств. Отработка навыков самоконтроля. | 2.10 3.10 | ||
Личностные особенности – 4ч | |||||
Что такое характер? | 2 | Познание процесса формирования характера. Игра «Расскажи мне о себе» | 9.10 10.10 | ||
Самопознание | 2 | Приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я». | 16.10 17.10 | ||
Что такое диагностика– 4 ч | |||||
Диагностика познавательных процессов | 2 | Понятие диагностики. Методы, способы регистрации результатов. Бланки ответов. | 23.10 24.10 | ||
Самооценка и оценивание | 2 | Формирование адекватной самооценки. Развитие навыков оценивания. | 30.10 31.11 | ||
Человек и общество – 10 ч | |||||
Зачем нам общение? | 2 | Функции общения. Игра «Скульптура в парке». | 13.11, 14.11 | ||
Понимать и договариваться | 2 | Отработка навыков общения в процессе группового взаимодействия. Тренинг ведения переговоров. | 20.11 21.11 | ||
Как жить в мире людей? | 2 | Развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о другом. Игра «Паровозик». | 27.11 28.11 | ||
Права человека в обществе | 2 | Формирование умения отстаивать свои права, высказывать своё мнение. Игра «Жизнь Земли». | 4.12 5.12 | ||
Словесные обозначения. | 2 | Развитие навыков невербальной коммуникации. Игра «Баржа». | 11.12 12.12 | ||
Познавательные процессы – 10 ч | |||||
Слуховые ощущения. Внимание | 2 | Понятие об ощущении и внимании. Тест «Сложение чисел с переключением». | 18.12 19.12 | ||
Развитие артикуляции | 2 | Тренинг произнесения слов и предложений. | 25.12 26.12 | ||
Память | 2 | Диагностика слуховой, зрительной, образной, комбинированной памяти. | 15.01 16.01 | ||
Фонетико-фонематическое восприятие | 2 | Анализ рассказов Л. Н. Толстого | 22.01 23.01 | ||
Слуховые ощущения | 2 | Понятие бинаурального слуха. Определение доминирующего полушария головного мозга. | 29.01 30.01 | ||
Помоги себе сам – 26 ч | |||||
Анализ образца | 2 | Развитие наблюдательности. Игра «Какая рука у соседа». | 5.02 6.02 | ||
Сказкотерапия | 2 | Разыгрывание сказочных сюжетов по темам «Агрессия», «Страхи» | 12.02 13.02 | ||
Пространственные представления | 2 | Тесты «Рисунок человека». «Дом. Дерево. Человек». Анализ результатов. | 19.02 20.00 | ||
Психомоторика | 2 | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 26.02 27.02 | ||
Развитие памяти | 2 | Тренинг развития памяти. | 5.03, 6.03 | ||
Развитие наглядно-образного мышления | 2 | Игра «Потерпевшие кораблекрушение» | 12.03, 13.03 | ||
Игры на внимание | 2 | Игра «Замочки». Игра «Третий лишний». Игра «Кто быстее». | 19.03 20.03 | ||
Развитие мышления | 2 | Тренинг мышления по методике ШТУР. | 2.04, 3.04 | ||
Развитие речи | 2 | Этапы развития человеческой речи. Игра «Повтори за мной». | 10.04, 16.04 | ||
Развитие моторики | 2 | Пальчиковые игры. | 17.04, 23.04 | ||
Логоритмика | 2 | Игрогимнастика. Вокальное музицирование. | 24.04, 30.04 | ||
Фоноритмика | 2 | Дыхательно-артикуляционный тренинг. | 7.05, 8.05 | ||
Музыкотерапия | 2 | Знакомство с музыкальными произведениями релаксационного и активизирующих циклов. | 14.05 15.05 | ||
Человек разумный – 4 ч | |||||
Диагностика познавательных процессов | 2 | Определение типа мышления и уровня интеллекта. Тест ШТУР. | 21.05 22.05 | ||
Интеллектуальный ринг | 2 | Игра по развитию творческих способностей детей. | 28.05 29.05 |
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
2 в класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Наука о человеке и обществе – 4 ч | |||||
Что такое психология? | 2 | Введение. Знакомство с методами и понятийным аппаратом психологии. Игра «Представление». | 2.09 8.09 | ||
Общество людей | 2 | Развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера другого, подчёркивание индивидуальности каждого. Игра «Комплименты» | 9.09 15.09 | ||
Психические состояния человека – 6 ч | |||||
Эмоции | 2 | Осознание собственного мира чувств. Формирование культуры эмоциональной экспрессии. Игра «Подари улыбку» | 16.09 22.09 | ||
Что такое настроение!?? | 2 | Установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия. Игра «Молекулы». | 23.09 29.09 | ||
Как победить тревогу? | 2 | Работа с тревогой и страхом. Осознание этих чувств. Отработка навыков самоконтроля. | 30.09 6.10 | ||
Личностные особенности – 4ч | |||||
Что такое характер? | 2 | Познание процесса формирования характера. Игра «Расскажи мне о себе» | 7.10 13.10 | ||
Самопознание | 2 | Приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я». | 14.10 20.10 | ||
Что такое диагностика– 4 ч | |||||
Диагностика познавательных процессов | 2 | Понятие диагностики. Методы, способы регистрации результатов. Бланки ответов. | 21.10 27.10 | ||
Самооценка и оценивание | 2 | Формирование адекватной самооценки. Развитие навыков оценивания. | 28.10 10.11 | ||
Человек и общество – 10 ч | |||||
Зачем нам общение? | 2 | Функции общения. Игра «Скульптура в парке». | 11.11, 17.11 | ||
Понимать и договариваться | 2 | Отработка навыков общения в процессе группового взаимодействия. Тренинг ведения переговоров. | 18.11 24.11 | ||
Как жить в мире людей? | 2 | Развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о другом. Игра «Паровозик». | 25.11 1.12 | ||
Права человека в обществе | 2 | Формирование умения отстаивать свои права, высказывать своё мнение. Игра «Жизнь Земли». | 2.12 8.12 | ||
Словесные обозначения. | 2 | Развитие навыков невербальной коммуникации. Игра «Баржа». | 9.12 15.12 | ||
Познавательные процессы – 10 ч | |||||
Слуховые ощущения. Внимание | 2 | Понятие об ощущении и внимании. Тест «Сложение чисел с переключением». | 16.12 22.12 | ||
Развитие артикуляции | 2 | Тренинг произнесения слов и предложений. | 23.12, 13.01 | ||
Память | 2 | Диагностика слуховой, зрительной, образной, комбинированной памяти. | 19.01 20.01 | ||
Фонетико-фонематическое восприятие | 2 | Анализ рассказов Л. Н. Толстого | 26.01 27.01 | ||
Слуховые ощущения | 2 | Понятие бинаурального слуха. Определение доминирующего полушария головного мозга. | 2.02 3.02 | ||
Помоги себе сам – 26 ч | |||||
Анализ образца | 2 | Развитие наблюдательности. Игра «Какая рука у соседа». | 9.02 10.02 | ||
Сказкотерапия | 2 | Разыгрывание сказочных сюжетов по темам «Агрессия», «Страхи» | 16.02 17.02 | ||
Пространственные представления | 2 | Тесты «Рисунок человека». «Дом. Дерево. Человек». Анализ результатов. | 23.02 24.02 | ||
Психомоторика | 2 | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 2.03 3.03 | ||
Развитие памяти | 2 | Тренинг развития памяти. | 9.03, 10.03 | ||
Развитие наглядно-образного мышления | 2 | Игра «Потерпевшие кораблекрушение» | 16.03, 17.03 | ||
Игры на внимание | 2 | Игра «Замочки». Игра «Третий лишний». Игра «Кто быстее». | 23.03 24.03 | ||
Развитие мышления | 2 | Тренинг мышления по методике ШТУР. | 31.03, 6.04 | ||
Развитие речи | 2 | Этапы развития человеческой речи. Игра «Повтори за мной». | 7.04 13.04 | ||
Развитие моторики | 2 | Пальчиковые игры. | 14.04, 20.04 | ||
Логоритмика | 2 | Игрогимнастика. Вокальное музицирование. | 21.04, 27.04 | ||
Фоноритмика | 2 | Дыхательно-артикуляционный тренинг. | 28.04, 4.05 | ||
Музыкотерапия | 2 | Знакомство с музыкальными произведениями релаксационного и активизирующих циклов. | 5.05 11.05 | ||
Человек разумный – 4 ч | |||||
Диагностика познавательных процессов | 2 | Определение типа мышления и уровня интеллекта. Тест ШТУР. | 12.05 18.05 | ||
Интеллектуальный ринг | 2 | Игра по развитию творческих способностей детей. | 19.05 25.05 |
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
4 г класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Наука о человеке и обществе – 4 ч | |||||
Что такое психология? | 2 | Введение. Знакомство с методами и понятийным аппаратом психологии. Игра «Представление». | 2.09 3.09 | ||
Общество людей | 2 | Развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера другого, подчёркивание индивидуальности каждого. Игра «Комплименты» | 9.09 10.09 | ||
Психические состояния человека – 6 ч | |||||
Эмоции | 2 | Осознание собственного мира чувств. Формирование культуры эмоциональной экспрессии. Игра «Подари улыбку» | 16.09 17.09 | ||
Что такое настроение!?? | 2 | Установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия. Игра «Молекулы». | 23.09 24.09 | ||
Как победить тревогу? | 2 | Работа с тревогой и страхом. Осознание этих чувств. Отработка навыков самоконтроля. | 30.09 1.10 | ||
Личностные особенности – 4ч | |||||
Что такое характер? | 2 | Познание процесса формирования характера. Игра «Расскажи мне о себе» | 7.10 8.10 | ||
Самопознание | 2 | Приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я». | 14.10 15.10 | ||
Что такое диагностика– 4 ч | |||||
Диагностика познавательных процессов | 2 | Понятие диагностики. Методы, способы регистрации результатов. Бланки ответов. | 21.10 22.10 | ||
Самооценка и оценивание | 2 | Формирование адекватной самооценки. Развитие навыков оценивания. | 28.10 29.10 | ||
Человек и общество – 10 ч | |||||
Зачем нам общение? | 2 | Функции общения. Игра «Скульптура в парке». | 11.11, 12.11 | ||
Понимать и договариваться | 2 | Отработка навыков общения в процессе группового взаимодействия. Тренинг ведения переговоров. | 18.11 19.11 | ||
Как жить в мире людей? | 2 | Развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о другом. Игра «Паровозик». | 25.11 26.11 | ||
Права человека в обществе | 2 | Формирование умения отстаивать свои права, высказывать своё мнение. Игра «Жизнь Земли». | 2.12 3.12 | ||
Словесные обозначения. | 2 | Развитие навыков невербальной коммуникации. Игра «Баржа». | 9.12 10.12 | ||
Познавательные процессы – 10 ч | |||||
Слуховые ощущения. Внимание | 2 | Понятие об ощущении и внимании. Тест «Сложение чисел с переключением». | 16.12 17.12 | ||
Развитие артикуляции | 2 | Тренинг произнесения слов и предложений. | 23.12, 24.12 | ||
Память | 2 | Диагностика слуховой, зрительной, образной, комбинированной памяти. | 13.01 14.01 | ||
Фонетико-фонематическое восприятие | 2 | Анализ рассказов Л. Н. Толстого | 20.01 21.01 | ||
Слуховые ощущения | 2 | Понятие бинаурального слуха. Определение доминирующего полушария головного мозга. | 27.01 28.01 | ||
Помоги себе сам – 26 ч | |||||
Анализ образца | 2 | Развитие наблюдательности. Игра «Какая рука у соседа». | 3.02 4.02 | ||
Сказкотерапия | 2 | Разыгрывание сказочных сюжетов по темам «Агрессия», «Страхи» | 10.02 11.02 | ||
Пространственные представления | 2 | Тесты «Рисунок человека». «Дом. Дерево. Человек». Анализ результатов. | 17.02 18.02 | ||
Психомоторика | 2 | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 24.02 25.02 | ||
Развитие памяти | 2 | Тренинг развития памяти. | 3.03, 4.03 | ||
Развитие наглядно-образного мышления | 2 | Игра «Потерпевшие кораблекрушение» | 10.03, 11.03 | ||
Игры на внимание | 2 | Игра «Замочки». Игра «Третий лишний». Игра «Кто быстее». | 17.03 18.03 | ||
Развитие мышления | 2 | Тренинг мышления по методике ШТУР. | 31.03, 1.04 | ||
Развитие речи | 2 | Этапы развития человеческой речи. Игра «Повтори за мной». | 7.04 8.04 | ||
Развитие моторики | 2 | Пальчиковые игры. | 14.04, 15.04 | ||
Логоритмика | 2 | Игрогимнастика. Вокальное музицирование. | 21.04, 22.04 | ||
Фоноритмика | 2 | Дыхательно-артикуляционный тренинг. | 28.04, 29.04 | ||
Музыкотерапия | 2 | Знакомство с музыкальными произведениями релаксационного и активизирующих циклов. | 5.05 6.05 | ||
Человек разумный – 4 ч | |||||
Диагностика познавательных процессов | 2 | Определение типа мышления и уровня интеллекта. Тест ШТУР. | 12.05 13.05 | ||
Интеллектуальный ринг | 2 | Игра по развитию творческих способностей детей. | 19.05 20.05 |
Учебно-методическое обеспечение программы:
- Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011
2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011
Библиография
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.
2. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
3. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов.
М., 1993.
4. Локалова НЛ. 120 уроков психологического раз вития школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1класс. Азбука, азбука каждому нужна
Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...
1класс. Азбука, азбука каждому нужна
Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...
«Составление глаголицы – первой славянской азбуки. Почему равноапостольные Мефодий и Кирилл решили составить азбуку для славян?»
Урок-лекция по Основам Православной Культуры для 6 класса....
"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.
Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...
2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»
Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...
Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....
Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"
Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...