Проект по развитию речи "Осень"
проект на тему
Актуальность темы: особенностью развития речи ребенка дошкольного возраста является активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_miroshnichenko_s.s.docx | 44.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию речи «Осень»
Автор проекта: Мирошниченко Светлана Сергеевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №5 «Улыбка».
Актуальность темы: особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.
Проблема: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. Как правило, у таких детей беден активный словарь и, используемые предложения, простой конструкции. Им трудно выразить свою мысль (восхищение или удивление), донести её до собеседника.
Цель проекта: развитие речи и интеллекта детей, обогащение словаря по теме «Осень».
Задачи:
- научить наблюдать за жизнью живой и неживой природы, сравнивать и обобщать полученную информацию;
- отражать свои наблюдения в речи, составлять связный рассказ;
- воспитывать моральные качества: доброту, чуткость, сострадание, умение сопереживать;
Предполагаемый результат: участие детей в проекте «Осень» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Тип проект: творческий, среднесрочный – 3 месяца.
Участники: дети подготовительной группы.
Подготовительный этап:
- Подобрать детскую и методическую литературу (картины, дидактические, подвижные, пальчиковые игры);
- Подготовить для родителей информационные листы по лексическим темам: «Осень в лесу», «Овощи. Фрукты», «Труд взрослых осенью на полях, в садах».
Основной этап:
Взаимодействие с детьми
- Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картин В. Поленова «Золотая осень», И.И. Левитана «Осень», Б.М. Ольшанский «Осень» и др. (развивать эстетическое восприятие, обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.)
- Ведение календаря природы.
- Пальчиковые игры: «Осенние букет», «Дождик», «Паучок», «Мы капусту рубим…», «Птичка», и др.
- Экскурсия в осенний лес, парк. (продолжать знакомить с правилами поведения в лесу, учить наблюдать, анализировать, делать выводы.)
- Дыхательная гимнастика «Чей листик улетит дальше?», «Лети птичка», «Чем пахнет?» и др.
- Подвижные игры: «Раз, два, три к … (дереву) беги!», «Чей лист?», «Детки на ветке», «Найди такой же» (развитие двигательной активности, смекалки)
- Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. (Ю. Тувим «Овощи»; сказки «Колосок»; Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся»)
- Заучивание стихов: И. Винокуров «Подарки осени», А. Плещеев «Осень», И. Токмакова «Сентябрь», Е. Трутнева «Осень»
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху», «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Варим борщ и компот», «Оденем куклу на прогулку» и др. (формировать у детей наблюдательность, смекалку, сообразительность.)
- Прослушивание и разучивание музыкальных произведений на осеннюю тематику.
- Составление описательных рассказов с помощью схем: овощи – фрукты, готовим салат, осень в лесу.
- Словесные игры: «Один - много», «Подбери слово», «Назови ласково», «Посчитай-ка», «Подскажи словечко», «Назови правильно», «Скажи по-другому» и др.(для развития речи)
- Интегрированные занятия по развитию речи (рисование нетрадиционным способом, аппликация, ручной труд с использованием природного материала)
- Посадка саженцев различных пород деревьев (забота об окружающем мире)
- Детское творчество в составлении рассказов об осени с опорой на мнемотаблицу и с использованием личного опыта.
- Участие в развлечении «Осень в гости к нам пришла» (закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой, формировать эстетический.)
- Участие в выставках, конкурсах.
Использование ИКТ
Презентации
- «Осень в картинах русских художников»
- «Природные явления осени»
- «Животные осенью»
- «Осень в городе»
- «Труд людей осенью»
Мультфильмы: «Времена года от тётушки Совы – Осенние заботы», «Мешок яблок», Смешарики «Фанерное солнце».
Взаимодействие с семьёй
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству были организованы: консультации для родителей «Осенние прогулки», «Что за окном?»; папка – передвижка «Осень в лесу», «Овощи. Фрукты», «Труд взрослых осенью на полях, в садах», также родителям были предложены экскурсии с собственным ребёнком в магазин или на рынок, в осенний лес, парк.
Родители с большим энтузиазмом откликнулись принять участие в фотовыставке «Осень в нашем краю» и в выставке семейных работ из природного материала под названием "Осенние фантазии".
Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, позволило лучше узнать собственных детей.
Итоговый этап:
- Выставка поделок «Осенние фантазии»;
- Выставка детских рисунков «Красавица осень».
- Составление фотоальбома «Осень в нашем краю».
- Презентация детских рассказов об осени.
Дима А. «Наступила осень. Высохли цветы. Чаще идёт дождик, а солнышко прячется. Листья становятся красными, жёлтыми и падают на землю. Получается листопад. Люди одеваются теплее и гуляют на свежем воздухе. Дети собирают листья и делают поделки.»
Алина С. «Когда приходит осень, то деревья сразу становятся разноцветными. С них падает много листьев, и это очень красиво. Птицы улетают в тёплые страны. А животные меняют летние шубки на зимние. Белочка собирает орешки, грибочки. Ежик и медведь впадают в спячку. Они будут спать до самой весны. Люди собирают урожай и готовятся к зиме. А школьники идут учиться в школу.»
Вадик Т. «Мне осень не очень нравится. Я люблю зиму. А осенью становится скучно. Птицы улетают в тёплые края. Солнышко светит, но слабо. Идёт дождик. Надо надевать куртку, шапку, резиновые сапоги. Кругом грязь. У деревьев листья красные, оранжевые, жёлтые и зелёные. Когда листья падают, то это листопад. Я люблю собирать листья и подбрасывать их вверх. Это весело.»
Максим М. «Жили-были мама и папа. Были у них дети: Максим и Вадим. А у Максима были друзья: Ой и Ай. Ой всегда говорил: «Ой-ой-ой!», а Ай говорил: «Ай-ай-ай!» И вот однажды Ой и Ай выглянули в окно и увидели, что все деревья разноцветные. Ой говорит: "Ой! Кто это деревья разукрасил?» А Ай ему отвечает: «Нет-нет! Я догадался! Ай-ай-ай! Это кто-то много конфет повесил на деревья!» Выбежали они из дома и хотели попробовать разноцветные сладости. Хорошо, что в это время на улице гуляли мама, папа, Вадим и Максим. Остановили они Оя и Ая и рассказали, что это не конфеты на деревьях, а разноцветные листья. Наступила осень. Солнце светит мало. Листья опадают и получается листопад. Есть листья нельзя. С ними можно играть, собирать в букеты и потом делать поделки. Набрали они много красивых листьев, принесли домой и сделали интересные поделки. А потом отнесли на выставку.»
Внедрение проекта «Осень» в коррекционно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Способствовало накапливанию у детей конкретнобразных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.
Дети ближе познакомились с растительным и животным миром. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках, импровизациях. Сделанная подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр-инсценировок давала возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, можно сказать, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других, речь стала более правильной, объёмней, содержательнее. В рассуждениях, в рассказах дети стали использовать предложения сложной конструкции, чаще применять художественные обороты.
Информационные ресурсы
- Доронова Т.А. Программа Радуга - М., 2005.
- Филичева Т.Б. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М., 1993.
- О.В. Мариничева, Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать» - Я., 2002.
- Т.А. Чохонелидзе журнал «Конфетка» Осень – М., 2009.
- Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам: Осень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект перспективного развития НОШ № 279
В современных условиях одной из важнейших особенностей развития современного российского общества является инновационная направленность преобразований в различных сферах его жизнедеятельности,...
Проект управления развитием образовательной системы ОУ
Проект ОУ в рамках программы развития по теме " Мониторинг качества образования". Представлены цели, задачи, основные направления, этапы реализации проекта, базовые и системные показатели успешности ф...
Проект перспективного развития школы на 2011-2015 гг
Проект перспективного развития школы на 2011-2015 гг создан на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"....
Проект перспективного развития школы
Проект перспективного развития школы разработан на основе Национальной образовательной инициативы президента Российской Федерации Д. А.Медведева «Наша новая школа» и является нормати...
ПРОЕКТ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
ПРОЕКТ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МОУ Мальчевской СОШ на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»...
Реализация проекта Программы развития "Успех"
Инновационные процессы в современной школе. Опыть работы со слабоуспевающими и одаренными детьми....
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...