Реализация проекта Программы развития "Успех"
материал по теме

Инновационные процессы в современной школе. Опыть работы со слабоуспевающими и одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnye_processy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Реализация проекта Программы развития «Успех»

Продолжаем работу семинара по теме «Инновационные процессы». Предложенная тема семинара на сегодняшнее время, пожалуй, одна из актуальных.

Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ. И все мы прекрасно понимаем, что сегодня государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий.

Исходя из поставленных задач перед образованием, нами была разработана Программа развития «Через интенсификацию к новому качеству».

 ПРОЕКТНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ (идет слайд)

Моя задача познакомить Вас с первыми успехами на пути  реализации одного из проектов Программы «Успех».

(ИДЕТ СЛАЙД)

А что такое успех?

Успех – это последовательная реализация достойной цели. 

Достойная цель – это не легкая цель, она должна быть настолько большой, что будет тянуть вас вперед сама.

Настоящий успех – это путь.

И чтобы этот путь по-настоящему был успешным, школа должна повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем.

Цель проекта «Успех»: повышение эффективности психологического, методического, социального сопровождения учащихся на всех этапах обучения.

Задачи проекта «Успех»:

- проведение психолого-педагогической диагностики;

- создание условий для развития и реализации личности;

- качественное повышение эффективности сопровождения учащихся: психологического, методического, социального, медицинского.

В жизни каждый человек хотя бы раз испытал чувство волнения, тревоги, когда отправлял своего ребенка в 1 класс. В этот момент родителей волнуют первые шаги малыша по «дороге знаний». От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, во многом зависит успешность ученика в средних и старших классах, пожалуй, и в будущем.

Творческая группа учителей начальных классов целый год работала над созданием справочника для родителей первоклассников «Полезные страницы».  Справочник - одна из форм общения родителей и учителя, позволяющая вести конструктивный диалог.

Справочник отражает основные моменты организации жизни, образовательного и воспитательного процесса в гимназии.

 Знакомясь с материалами  справочника, родители смогут найти ответы на многие вопросы, получить ценную информацию и рекомендации школьного психолога, учителя.

 Мы надеемся, что справочник станет настольной книгой для родителей и будет сопровождать их на протяжении 4 лет обучения в начальной школе.

(идет слайд – реклама справочника)

Социально-психологическое сопровождение

Все мы понимаем, как важно и необходимо в школах иметь социально-психологическую службу.

Мне хочется рассказать Вам о деятельности социально-психологической службы в гимназии.

В гимназии работают:

- педагог-психолог начальной школы (Кимличенко Наталья Евгеньевна);

- педагог-психолог основной и старшей школы (Смирнова Светлана Александровна);

- социальный педагог (Дузенко Елена Владимировна).

Они осуществляют профилактическую деятельность в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем.

Работа психологов начинается с ответственного шага на пути формирования успешности ребенка - проведение мониторинга уровня развития ребенка.

Мониторинг включает следующие этапы

психодиагностическое исследование готовности к школьному обучению (сопровождение на этапе приема и адаптации детей в школе – 1 класс);

 психодиагностическое исследование готовности к переходу в среднее звено – 4-ый класс, психодиагностическое исследование адаптации пятиклассников в среднем звене (сопровождение на этапе перехода (4-ые классы) и адаптации в среднем звене (5-ые классы);

психодиагностическое исследование профориентационной направленности личности (психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся 7, 8, 9-ых классов;

 психодиагностическое исследование адаптации учащихся 10-ых классов (сопровождение на этапе адаптации  к обучению в старшем звене).

Психодиагностическое исследование учащихся проводится на важных этапах становления и развития личности.

Изучение результатов исследований, опроса учителей, результатов медицинских карт  необходимо для формирования банка данных учащихся. 

 

В целях психолого-педагогического  сопровождения создается банк данных по следующим направлениям:

 «одаренных» и «слабоуспевающих» детей, детей «группы риска»

Показать банк данных. Что он из себя представляет.

На основании анализа банка данных составляются

- планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с учащимися;

- консультации учителей и родителей по разрешению тех или иных проблем.

По результатам банка данных строится работа с одаренными детьми.

Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается  на основе определенной, любимой ребенком деятельности.

А кто такие одаренные дети?

Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

Дети, с высокими интеллектуальными способностями, посещают занятия «Одаренные дети», цель которых подготовка  к олимпиадам, к конкурсам различного уровня.

Дети с высокими физическими способностями  занимаются в спортивных секциях и кружках.

Дети с высоким художественным и творческим потенциалом участвуют в творческой  деятельности.

Дети с высокими коммуникативными данными увлечены деятельностью объединений по интересам.

Одним из эффективных направлений в работе с одаренными детьми является Научное общество учащихся «Созвездие», которое создано и функционирует с целью развития познавательных интересов и способностей  учащихся, с целью содействия формированию у членов Научного общества устойчивого интереса к исследованиям в различных областях деятельности.

Научное общество – добровольное объединение школьников 3-11 классов.

Задачи Научного общества:

- развитие познавательных способностей учащихся;

- совершенствование способности  к самообразованию;

- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

- обучение школьников рефлексии;

- обучение детей выступать публично;

- развитие у школьников критического мышления.

В структуре НОУ гимназии функционируют  секции:

«Юный исследователь» -  учащиеся начальной  школы

«Шаг в будущее» - учащиеся среднего и старшего звена

(гуманитарные науки, естественные науки и современный мир, физика, математика, информатика и информационные технологии).

В основу деятельности НО положен метод проектов.

Чтобы деятельность НОУ была успешной, мы обучили руководителей секций технологии проектной деятельности, проводим обучающие семинары для учащихся на этапах выполнения проекта.

Деятельность в группах помогает ученикам сотрудничать в коллективе, работать в команде (одна из форм общения учащихся), формирует исследовательские умения учащихся.

Особенно мне хочется отметить успех наших юных исследователей, которые являются победителями IV РАЙОННОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (социально значимый проект – «Дневник школьника Подмосковья») и дипломантами ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ПОРТФОЛИО».

(у Вас сегодня будет возможность посмотреть фрагмент заседания НОУ «Созвездие»).

Системная работа с одаренными учениками – это действенная помощь в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

 Мы можем заявить о своих успехах.

Учащиеся гимназии №2:

Победители IV районной научно-практической конференции

(социально значимый проект – «Дневник школьника Подмосковья»)

Дипломанты Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

 Победители и призеры муниципальных, региональных, всероссийских олимпиад и конкурсов

Победители и призеры муниципальных, региональных и всероссийских спортивных соревнований и творческих конкурсов

Ни для кого не секрет, что в гимназии обучаются учащиеся с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями.  Наша задача создать условия для формирования успешной личности через индивидуализацию обучения.

Проблема учебной неуспешности беспокоит всех нас.

 Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди них были Ньютон, Дарвин, Эйнштейн, Шекспир, Гоголь, Герцен. Последним в математическом классе был Пушкин. Много-много других знаменитых и выдающихся людей испытывали трудности в обучении  и были отнесены к категории безнадежных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, неуспевающим учеником не все обстоит просто и однозначно.

Зная истинные причины неуспеваемости (зафиксированные в баке данных), мы планируем дифференцированную работу со слабоуспевающими.

 Нами выстраивается система работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по следующим направлениям:

- психологические коррекционно-развивающие занятия;

Для учащихся пятых классов на этапе адаптации работает группа психологической поддержки «Секреты успеха в школе», которая помогает максимально раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка, развить мотивации дальнейшего творческого роста.

(Сегодня Вы увидите фрагмент этого занятия с пятиклассниками).

- индивидуально-дифференцированная работа на уроках;

- индивидуальная работа с условно переведенными;

- привлечение ученического актива (Министерство образования) для оказания помощи слабоуспевающим ученикам;

- система воспитательных мероприятий, обеспечивающих участие каждого желающего ученика в различных видах деятельности;

- меры по сохранению и поддержанию физического здоровья обучающихся;

- работа с родителями;

Одним из приоритетных направлений работы со слабоуспевающими является

- проведение дополнительных групповых занятий во внеурочное и каникулярное время (по согласию родителей и желанию детей) с составлением расписания занятий, утвержденного директором гимназии. (Одна из продуктивных форм сотрудничества учащихся – работа в парах постоянного состава).

 Работа в группе – это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается в семье. Работа парами положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, дети чувствуют себя свободнее, т.к. поиск решения не контролируется учителем. Форма проведения таких занятий эффективна, продуктивна, так считаем не только мы, но и шаши ученики.

- ведение карт индивидуальной работы с неуспевающими и слабоуспевающими (работа учителя с учеником фиксируется в карте);

(Фрагмент занятия  со слабоуспевающими детьми мы увидим у учителя начальных классов Колесниковой Ирины Александровны в 2-б классе).

Большое внимание уделяем системе контроля качества образования и предотвращению учебной неуспешности.

И в этом направлении работы с слабоуспевающими у нас отмечены положительные результаты.

Для сравнения я взяла проблемные звенья школьного периода: среднее и старшее звено.

По результатам 1 триместра из 69 слабоуспевающих учащихся, заявленных на дополнительные занятия по предметам, 61 улучшили свой результат, что составило 89%.

Итоги проведенной анкеты показали, что учащимся необходимы дополнительные занятия по предмету  ( 73%), они с удовольствием посещают эти  занятия (81%), считают одной из форм эффективной  работы по предупреждению слабой успеваемости (92 %).  Хотели бы посещать занятия ежедневно (50%)  - показать график.

Школьное образование стоит на пороге принципиального реформирования школьной оценки. Оно вызвано несовершенством существующей системы оценки знаний, не отвечающей требованиям сегодняшнего дня.  

Современные образовательные инновации нацелены на то, чтобы сделать ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставить ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности.

Весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных достижений, позволяющей учащемуся эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения.

Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений. Это одна из форм «накопительной» системы оценки.

Она действует у нас  на всех этапах обучения.

Основной смысл портфолио – дать возможность самому ребенку «показать все, на что ты способен».

Что представляет собой портфолио в начальной школе?

 «Портфолио» в начальной школе для нас – это специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей, учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учеником своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Это папка с файлами, которые заполняются материалами по мере их накопления, где фиксируются результаты  обучения учащегося.

Содержание портфолио

Личная карта ученика.

Познакомьтесь со мной.

Мои достижения

Учебная деятельность.

Внеклассная деятельность.

Работы, которыми я горжусь.

Поощрение результатов моей деятельности.

Поощрение результатов моих родителей.

Психологическая характеристика учащегося

Форма оценивания детей должна носить обучающий характер, быть не формой, а «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.

В последующие годы разделы могут меняться, добавляться, внутреннее содержание может претерпевать изменения.

Основное условие формирование портфолио – право выбора остается за учеником, какие материалы необходимо включить в папку достижений, а какие – нет. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка.

Портфолио ученика – собрание работ, которое показывает усилия, развитие и достижения ученика в одной или нескольких областях учебного плана.

На этапе предпрофильной подготовки итоговым документом по «портфолио» является зачетная книжка.  Она включает следующие разделы: профильные и элективные курсы, олимпиады, конкурсы, проектные и творческие работы.

В «портфолио» выпускников 9-ого класса вводится дополнительная графа оценки и указывается итоговый балл по портфолио.

 Итоговый балл по портфолио включает в себя СУММАРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ + ОЦЕНКА «ПОРТФОЛИО РАБОТ».

Суммарный образовательный рейтинг включает в себя (Средний балл аттестата, средний балл профильных предметов и результаты (баллы) экзаменов).

Результат «портфолио» включается в суммарный образовательный рейтинг ученика, который необходимо учитывать при зачислении в 10-ые профильные классы гимназии.

(Я предлагаю Вам познакомиться с содержанием «портфолио» учащихся).

Завершается разработка индивидуального плана развития учащегося «Хочу быть успешным», который является не только современной формой оценивания, но и помогает решать педагогические задачи в духе сегодняшнего времени:

поддерживать учебную мотивацию школьников;

 поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

 развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

 формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

 закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1, 2 триместр



3 триместр

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностный


3 этап – контрольно-диагностический

4 этап – коррекционно-развивающий

Это проект индивидуального плана развития ученика. Над ним еще будет работать творческая группа учителей. На следующий год планируем апробацию этого плана.

 Из чего состоит успешность? Слагаемые успеха.

Завершить роботу семинара я хотела бы словами:

Найти свой путь и следовать по нему – это самый важный секрет успеха.

Успехов ВАМ!

Спасибо за внимание!

Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое «мероприятие», это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" "Реализация идей К.Д. Ушинского.

Материал может быть использован педагогами при реализации курса "Основы религиозных культур и светской этики"....

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...

МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций

Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...


 

Комментарии

Выступление на региональном семинаре руководителей образовательных учреждений