конспект открытого урока по теме : "семейство розоцветные" 7 класс коррекционной школы 8 вида
план-конспект урока (7 класс) по теме

Исаева Галина Владимировна

 В конспекте использованы коррекционно- развивающие упражнения. К конспекту дана презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект открытого урока по биологии

7 класс

« семейство розоцветные»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b75db5ab8715885c638d3e8766e887a9&n=21

Учитель биологии Исаева Г.В.

Тема: Семейство Розоцветных.

Цель: расширить знания школьников о многообразии цветковых растений.

Задачи.

Обучающие:

-научить школьников выявлять главные признаки семейства на примере Розоцветных;

-сформировать умение составлять морфолого-систематическую карточку семейства;

- расширить знания учащихся о многообразии растительного мира;

- раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать коррекции недостатков психо  - физического развития учащихся;

- совершенствование общеучебных и специальных умений;

- развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

Создать условия для формирования позитивных качеств личности (дисциплинированность. взаимопомощь. товарищество, доброта)

.формировать эмоционально- ценностное отношение учащихся к процессу изучения биологии через удивление, восхищение, занимательность

Методы: Словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический.

Оборудование: Учебные принадлежности, гербарный материал, рабочие тетради, мультимедийная презентация, картинки с изображением представителей семейства.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Настрой учащихся на занятие: дерево эмоций. На ветвях лица с различным изображением эмоций Учитель предлагает выбрать лицо , эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).
  2. Учитель: « накопление знаний подобно росту дерева» (Винсон Браун),я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном семействе  растений, а что это за семейство давайте будем знакомиться вместе.

3. Актуализация знаний.

Но прежде чем  познакомится с представителями нового семейства,  проведем биологическую разминку.

3. Контроль ЗУН.

Задание 1.

Рассмотреть гербарии растений, назвать известное вам растение, его жизненную форму, отдел, к которому оно относится.

Задание 2.

 - На какие классы делятся цветковые растения?

Определите  по иллюстрации,  к какому классу относится представленные признаки.

Задание 3.

Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.

(Демонстрация слайдов)

- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.

- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством  цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.

- Посмотрите на это растение. - Кому оно знакомо? Назовите. Это-роза.

Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы? Почувствуйте ее аромат.

(Демонстрация живого растения, ее запаха)

Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков – от снежно-белых, розовых, желтых, до темно-красных. И каждый цветок, словно божественная мелодия!

(Музыкальное оформление)

Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.

Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прохладен, холоден и чист
Глубокий кубок, полный аромата  

Как дружен с ним простой и скромный лист, 
Темно-зеленый, по краям зубчатый. 
За лепесток заходит лепесток, 
И все они своей пурпурной тканью 
Струят неиссякающий поток 
Душистого и свежего дыханья...."
С. Маршак 

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви - из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки  крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.

Роза – растение культурное. В наших садах розы стали разводить при Петре 1.

А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.

- Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока

Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.

Вот некоторые из них.

(Демонстрация слайдов

1. Хоть прячется Алёна                             2. В сенокос – горька,

    За веточкой зеленой,                               А в мороз – сладка.

    Но красная щека                                      Что за ягодка?  (Рябина)

    Видна издалека (Яблоня)

3. Будто снежный шар бела,                      4. Царицей цветов я зовусь

    По весне она цвела,                                  На вид я прекрасна, нежна

    Нежный запах источала.                           Но тронешь меня невзначай

    А когда пора настала,                               Почувствуешь, как я сильна (Роза)

    Разом сделалась она

    Вся от ягоды черна  (Черёмуха)

5. Вкус у ягоды хорош,                               6. Долгоножка хвалится:

    Но сорви ее, пойди-ка:                              - Я ли не красавица?

    Куст в колючках, будто ёж, -                      А всего-то - косточка

    Вот и назван … (Ежевика)                          Да красненькая кофточка  (Вишня)

7. Я капелька лета на тоненькой ножке                  8. Бусы красные висят,

   Плетут для меня кузовки и лукошки                        Из кустов на нас глядят

   Кто любит меня, тот и рад поклониться                  Очень любят бусы эти

   А имя дала мне родная землица (Земляника)     Дети, птицы и медведи (Малина)

9. На сучках висят шары –

    Посинели от жары  (Слива)

Учитель. Семейство это – богатое и знатное Многие ее представители славятся на весь мир и любимы народом.

Давайте, теперь определим, к каким жизненным формам относятся растения семейства розоцветные?  (Какие растения данного семейства бывают по внешнему виду?)  - деревья, кустарники и травы. (запись в тетрадь)

Задание. «Дерево, кустарник, трава»

Выполняют в группах. На столах комплекты гербарных образцов, картинок  растений разных жизненных форм изучаемого семейства; ученики делают выбор и прикрепляют к доске к подписям «дерево», «кустарник», «трава»

 В итоге на доске: дерево- яблоня, абрикос, черемуха, вишня, груша

                                  Кустарник- шиповник, , малина,

                                  Трава - Земляника, лапчатка, , гравилат

Учитель: Я предлагаю вам найти семейную формулу.

Задание №1 « Найдите формулу цветка»

1-я группа. Определение формулы цветка по диаграмме.

2-я группа. Определение формулы цветка с помощью цветка.

3-я группа Определение формулы цветка с помощью гербария шиповника

2. Вставьте пропущенные слова:

У растений семейства розоцветных цветок имеет……………………околоцветник, чашечка состоит из…..свободных чашелистиков, 

венчик состоит из …..свободных лепестков,

тычинок….., 

пестиков…..или…..

На доске у нас прикреплены изображения плодов растений данного семейства. Рассмотрите их. Давайте назовем их Что вы заметили? (Разные плоды)

Какие плоды имеют растения семейства розоцветные? (запись в тетрадь) – костянка, многокостянка, многоорешек, яблоко

Вывод:

Задание: «Узнай меня»

 По описанию растений  узнать его название.

Тест для 1 группы

Это дерево с прямостоячим стеблем, высота от 4 до 10 метров. Листья располагаются поочередно,

простые, целые. В лесу встречается дикая  форма, но больше известна как плодовая культура.

Тест для 2 группы.

Это одиночное дерево или растет группами, образуя заросли во всех лесах. Листья сложные. Плоды, образующие гроздь, осенью служат под час единственным кормом многим птицам, копытным и другим лесным обитателям.

Тест для 3 группы.

Это травянистое растение. Стебель очень короткий. Несет розетку тройчатосложных листьев.

Плоды необыкновенно душистые и вкусные.

Описание шиповника обыкновенной (нужное подчеркнуть) самостоятельная работа


  1. Жизненная форма (трава, кустарник, 
    дерево)

  2. Характер стебля (
    прямостоячий, вьющийся, ползучий)

  3. Листорасположение (
    простые, сложные)с черешком, жилкование сетчатое параллельное

Формула цветка Л5 Т∞ П1,     Ч5 Л5 Т∞ П


           Тип плода (костянка, 
яблоко, семянка)

Откройте учебник стр. 153 синяя рамочка

Домашнее задание:

  1. Стр. 150-151
  2. Подготовить сообщение о лекарственном значении розоцветных.
  3. Зарисовать диаграмму розоцветных.

Рефлексия:

Теперь я знаю….

Теперь я умею…

Оценки учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Ландыш занесен в Красную Книгу

Слайд 10

Семейство розоцветные

Слайд 11

яблоня

Слайд 12

черемуха

Слайд 13

ежевика

Слайд 14

земляника

Слайд 15

слива

Слайд 16

рябина

Слайд 17

роза

Слайд 18

вишня

Слайд 19

малина

Слайд 20

Гравилат речной

Слайд 21

Лапчатка прямостоячая

Слайд 22

таволга

Слайд 23

Диаграмма цветка

Слайд 24

Вставьте пропущенные слова У растений семейства розоцветных цветок имеет … околоцветник Чашечка состоит из… свободных чашелистиков Венчик состоит из… свободных лепестков Тычинок Пестик … или …

Слайд 25

Вставьте пропущенные слова У растений семейства розоцветных цветок имеет двойной околоцветник Чашечка состоит из 5 свободных чашелистиков Венчик состоит из 5 свободных лепестков Тычинок много Пестик 1 или много

Слайд 28

плоды

Слайд 29

Узнай меня

Слайд 31

синквейн Существительное – синквейна . Два прилагательных (как описание). Три глагола, чтобы охарактеризовать с разных сторон. Ключевая фраза на тему (1 предложение как вывод). Существительное или словосочетание – синоним названия синквейна .

Слайд 32

Теперь я знаю… Теперь я умею…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

Конспект открытого урока  по английскому языку. Тема урока:  "Путешествие".  ...

План-конспект открытого урока по теме «Единоборство»/ 10 класс, девушки.

Тема: Формирование  двигательных навыков применения техники освобождения от захватов, как приема самозащиты. Цель: Повышение уровня физической подготовленности  для овладения техники за...

Конспект открытого урока по теме "Весна" 2 класс

Использование РНС и ИКТ на уроке французского языка...

Конспект открытого урока по физкультуре в 1 классе коррекционной школы 8 вида на тему "Лазание по гимнастической стенке".

Обучение детей разного возраста и физического развития различным способам лазания по гимнастической стенке....

Конспект открытого урока по геометрии в 5 классе коррекционной школы по теме "Линии в круге"

Урок закрепления полученных на предыдущих уроках знаний, отработка практических умений и навыков в распознавании линий в куруге....

Конспект открытого урока по теме "Праздники" (6 класс).

Конспект открытого урока по английскому языку. 6 класс. Базовый уровень. Тема "Праздники"....