План-конспект открытого урока по теме «Единоборство»/ 10 класс, девушки.
план-конспект урока по физкультуре (10 класс) по теме
Тема: Формирование двигательных навыков применения техники освобождения от захватов, как приема самозащиты.
Цель: Повышение уровня физической подготовленности для овладения техники защитными приемами и приемами самозащиты как средства самообороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roshchina_s.a._otkrytyy_urok_edinoborstvo.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 405
Санкт-Петербург
Учитель физической культуры
Рощина Светлана Анатольевна
План-конспект открытого урока
по теме «Единоборство».
Тема: Формирование двигательных навыков применения техники освобождения от захватов, как приема самозащиты.
Цель: Повышение уровня физической подготовленности для овладения техники защитными приемами и приемами самозащиты как средства самообороны.
Задачи:
1) Образовательная: Способствовать овладению техники освобождения от захватов.
2)Оздоровительная: Содействовать укреплению опорно-двигательного аппарата и координации движения.
3)Воспитательная: Формирование навыков дисциплинированного поведения, воспитание у девушек норм поведения при опасных ситуациях (самоконтроль).
Место проведения: спортивный зал.
Время: 45 минут.
Инвентарь: маты, свисток, чучело из мата, скотч (цветной), кубики, платки, резиновые кольца, шарики, мячи (резиновые).
Литература: В.И. Лях «Физическая культура 10-11 классы» Издательство «Просвещение» 1997 год. «Рукопашный бой» В.Н. Соколова (учебно-методическое пособие)1985 г.; «Дзюдо» И.Д. Свищев (учебная программа для Д.О.) 2003 г.;
«100 уроков самбо» Е.М. Чумаков 1998г.
Учитель физической культуры: С.А. Рощина.
Часть урока | Частные задачи | Содержание материала | До- зи- ров ка. | Организационно-методические указания |
10 минут. Подготовительная. | Организо-вать класс. Подготовить организм к работе. | 1.Общее построение. Объяснение основных задач урока. 2.Ходьба с переходом на бег вокруг зала. а) бег с изменением направления. б) бег левым боком, приставными шагами. в) бег правым боком, приставными шагами. г) бег спиной вперед. д) бег с резкими остановками. 3.О.Р.Упражнения у шведской стенки. См. лист № 7. 4.Разделить учащихся по парам. | 4 м и н у т 6 | Проверить по списку учащихся. Обратить внимание на форму у учащихся, наличие инвентаря. В затылок, не обгоняя друг друга. Следить за дистанцией (2 шага). Упражнения выполняются по свистку. После каждого упражнения переход на ходьбу(пол круга) для восстановления дыхания. Следить за правильностью выполнения упражнений (задания выполняются по сигналу). Начинаем комплекс с низу в верх. Определить в парах, кто первый, а кто второй номер. |
Основная. 30 минут. | Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата. Обучение техники освобождения от захватов. Содействовать дальнейшему развитию координационных способностей. | Проведение спец.разминки в парах:
См. лист № 5 Освоение техники освобождения от захватов. См. лист № 6 Проведение подвижных игр в парах с элементами единоборства. | 7 м и н у т 13 10 | Приседать в парах одновременно. Наклоны выполняем медленно, чтобы избежать травмы спины. Проследить за правильным захватом рук. Начинают наклон первые номера, затем вторые номера. 1 номера – атакующие, вторые номера – защищающиеся (затем меняются ролями). Каждое упражнение выполняется по три раза и только по сигналу. Проследить, чтобы учащиеся не заходили за линию своей зоны. Каждое состязание начинается у своей линии, с движениями к центру зоны. |
5 минут. Заключительная. Заключительная. | Восстано-вить организм. Настро-ить учащихся на следую-щий урок. |
| 2 м и н у т 3 | Освобожденные учащиеся убирают инвентарь. Восстановление дыхания. Упражнения выполняем в медленном темпе. Проверить отсутствие травм. Объявить оценки. Похвалить лучшую пару. Дать домашнее задание, с указаниями на предстоящее занятие (отжимание 20 раз, упражнение на брюшной пресс 1 мин, прыжки через скакалку 100 раз – ежедневно). |
Правила поведения, соблюдения техники безопасности и предупреждение травматизма на уроках по изучению единоборств.
«Единоборство» в силу объективных причин: активной двигательной деятельности в процессе обучения, значительных физических и психологических нагрузок, разнообразия условий выполнения приёмов и действий – предрасположено к возможным травмам и повреждениям занимающихся. В связи с этим, необходимо постоянное внимание учителя к вопросу профилактики травматических повреждений. Для этого необходима высокая организация занятий, правильная методика обучения, качественная подготовка учебных мест и инвентаря, что позволит избежать травматизма.
С этой целью руководитель обязан:
- постоянно поддерживать дисциплину и организованность на занятиях.
- зал для занятий, маты и ковер должны быть чистыми.
- перед проведением основной части занятий или схватки делать разминку.
- учащиеся допускаются на занятия только в чистой спортивной форме.
- строго соблюдать последовательность выполнения упражнений учащимися, как в подготовительной, так и в основной части, их дозировку, темп и амплитуду движений.
- при выполнении приемов и действий устанавливать интервалы и дистанции между учениками, исключающие падения друг на друга, ушибы, травмы.
- не проводить броски, находясь на обкладочных матах.
- не проводить приемы за границей площади ковра, отведенной для занятий данной пары.
- не проводить приемы (особенно недостаточно изученные) без плотного захвата.
- проводить броски так, чтобы партнер не мог упереться рукой или головой в ковёр.
- следить за правильным выполнением приёмов страховки и самостраховки при бросках и падениях.
- добиваться, чтобы приёмы начинались быстро, а заканчивались плавно, без применения большой силы и по первому сигналу партнера.
- удары рукой, ногой, предметами отрабатывать на чучелах, мишенях, а при выполнении с партнером только обозначать.
- не садиться на ковер, если на нем занимаются другие.
- если партнер во время схватки начинает «злиться», то следует подобрать другого партнера.
- не бороться лежа, если рядом проводят схватку в стойке.
- не проводить приемы, которые требуют большой силы или хорошей координации движений в состоянии сильной усталости.
- если при разучивании приемов и проведении схваток невозможно выполнять действия с оптимальной силой (разница в росте и в весе) следует сменить партнера.
Организация и методика обучения приёмам освобождения от захватов.
Приемы освобождения от захватов разучиваются после обучения ударов рукой и ногой, болевых приемов и бросков, так как в основу освобождений от захватов положены болевые воздействия на уязвимые места тела противника.
В связи с многообразием видов захватов способ освобождения будет зависеть от различных обстоятельств (веса, роста, активности противника и т.п.)
Выбор способа освобождения исключительно индивидуален. Защищающийся должен мгновенно оценить ситуацию и провести самый простой, но наиболее эффективный прием быстро, решительно и неожиданно. Поэтому с первых уроков учителю необходимо воспитывать у учеников самостоятельность в выборе отдельных приемов, в том числе и освобождений от захватов.
Обучение проводиться групповым двухсторонним способом.
Пары обучаемых в шеренгах располагаются на интервалах 2-4 шага лицом друг к другу или в затылок в зависимости от конкретного приёма.
Одна шеренга - первые номера - действуют за атакующего противника, другая шеренга – вторые номера - в роли защищающегося (затем смена ролей).
В соответствии с описанием техники приемы освобождения условно делятся на 2-3 самостоятельные части:
- первая часть- это предварительный удар рукой (ногой, головой) или другое болевое воздействие на противника с целью несколько расслабить его захват и рассредоточить внимание;
- вторая часть – сбив захвата выполнением рычагов, бросков;
- третья (заключительная часть) – поражение противника контрударами или проведение связывания и других действий в зависимости от обстоятельств.
Все приемы выполняются в медленном, затем в быстром темпе по команде руководителя, а потом самостоятельно.
При выполнении в медленном темпе занимающиеся в парах, поочередно проводя прием, должны на себе почувствовать умеренное болевое воздействие, эффективность захватов и других действий, выполняемых партнером. Только в этом случае каждый обучаемый сможет оценить действенность и практическую ценность того или иного приема освобождения.
С целью совершенствования выполнения освобождений от захватов необходимо требовать от обучаемых обязательного выполнения приемов из различных исходных положений, с разными по весу, росту и силе партнерами, в сочетании с другими приемами и действиями.
Учитель должен помочь учащимся найти свои наиболее рациональные способы действий при освобождении от захватов и отработать их выполнение в условиях, близких к реальным.
Обучение защитам от ударов рукой и ногой, а также выполнение ударов рукой и ногой, контрударов необходимо включать в подготовительную часть каждого урока.
ПРИЕМЫ САМОЗАЩИТЫ:
Техника освобождения от захватов:
- При захвате противником двух рук необходимо рывком с вращением в сторону больших пальцев рук противника освободить руки и нанести удар коленом в пах или ударом ребром ладони по шее (ключице, основанию черепа) провести контрприем.
- При захвате противником одной руки за кисть потянуть противника в сторону захваченной руки, разворачиваясь к нему боком, нанести удар назад локтем в солнечное сплетение, по печени или тыльной частью кулака в пах. Завершить контрприем можно ударом снизу противоположной рукой. Освободиться от захвата одной из рук можно также натаскиванием противника на себя с нанесением бокового пробивного удара ногой в коленный сустав.
- При захвате одноименной руки, натаскивая противника на себя, необходимо выпрямить руку противника и резким разворотом туловища ударить предплечьем свободной руки по локтевому суставу сзади или боковым пробивным ударом ногой в коленный сустав сбоку травмировать ногу противника.
- При захвате противником туловища спереди (без захвата рук) ударить коленом снизу в пах и нажимая на глаза противника, освободиться от захвата с последующим выполнением контрприем
- При захвате туловища сзади (без захвата рук) нанести удар каблуком по голени или стопе (головой в лицо) и резко нажать на тыльную сторону кисти противника суставами фаланг кулака. Как только противник ослабит захват туловища, захватить двумя руками его левую кисть и, поднимая ее вверх, нырком под руку провести рычаг внутрь. Оказавшись сзади противника произвести толчок его вперед.
- Защита от ударов ногой «крестообразный блок» - защита подставкой рук. Выполняется из боевой стойки. На маховый удар противника ногой в пах скрестить руки впереди себя и резко послать их вперед вниз; руки выпрямлены и напряжены. Верхнюю часть туловища чуть наклонить вперед, таз отвести назад, ноги слегка согнуть. Эта защита выполняется шагом вперед или назад, что дает возможность сзади стоящую ногу использовать для контр атаки
- Защита от ударов рукой (защита от боковых ударов кулаком в голову) выполняется в основном блоком одного или обоих предплечий с последующими контрударами руками (ногами), или нырком под бьющую руку с ответным ударом (серией ударов).
- Освобождение от захвата руки двумя руками сверху. Выполняется различными способами, например: Захватить сверху кулак своей захваченной руки и рывком вверх к себе (в сторону больших пальцев рук противника) освободиться от захвата.
- При захвате шеи двумя руками спереди необходимо сбить захват разведенными в сторону локтями, резким ударом между его рук, снизу вверх. Обратным движением сверху вниз ударить противника в лицо.
ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ «ЕДИНОБОРСТВА».
(в парах)
* * *
1зона Х ----- Х | * | 3 зона Х ----- Х | * | 5 зона Х ----- Х | * |
* | 2 зона Х ----- Х | * | 4 зона Х ----- Х | * | 6зона Х ----- Х |
* * *
За победу в каждом этапе участник получает один балл. По сумме баллов победитель получает оценку «пять» за урок.
1 задание: Первые и вторые номера встают напротив друг друга на правой ноге, заложив правую руку за спину, а левой рукой удерживая голень одноименной ноги. По сигналу, прыгая на одной ноге, пытаются вытолкнуть плечом соперника из своей зоны или заставить его, потеряв равновесие, встать на обе ноги. Победитель в каждой паре получает одно очко.
2 задание: Оба играющих, находясь на середине зоны, спиной друг к другу и заложив обе руки за спину, по сигналу учителя стремятся вытолкнуть спиной соперника из зоны. Вышедший из зоны участник проигрывает.
3 задание: Оба играющих, находясь на середине зоны держась за руки противника (захват) по сигналу учителя стремятся перетянуть противника за свою линию. Игрок, перетянувший противника, получает одно очко.
4 задание: (платок закреплен на уровне стопы) Стоя лицом друг к другу, руки за спиной, по сигналу каждый игрок, используя обманные движения ногами, старается своей ногой прижать платок противника к полу. Победитель в каждой паре получает одно очко.
5 задание: (платок закреплен на поясе игрока) Стоя лицом друг к другу по сигналу каждый игрок, используя обманные движения старается сорвать с пояса платок. Победитель в каждой паре получает одно очко.
6 задание: (платок закреплен на уровне предплечья) Стоя лицом друг к другу, рука с платком за спиной, по сигналу каждый игрок, используя обманные движения свободной рукой, старается сорвать платок. Победитель в каждой паре получает одно очко.
7 задание: На середину каждой зоны площадки положить резиновое кольцо, за линии игроков положить по кубику. От середины зоны игроки ухватившись за кольцо одной рукой, пытаются уйти за свою линию и взять другой рукой кубик. Победитель получает одно очко.
8 задание: На середину каждой зоны площадки положить мяч, 2 номер уходит за свою линию, по сигналу 1 номер пытается забить гол противнику. Затем меняются местами.
Одно очко получает игрок за каждый забитый гол (второй раз забить рукой).
Обще-развивающие упражнения у шведской стенки:
1. и.п. лицом к шведской стенке, упор лежа хват руками за 5 рейку. Руки прямые.
Разминаем стопы.
2.и.п. лицом к шведской стенке, хват руками за 6 рейку, руки прямые. Прыжки
двумя ногами на первую, на вторую, на третью рейку (три подхода).
3.и.п. лицом к шведской стенке, хват руками за 6 рейку, руки прямые. Прыжки
вверх прогнувшись на одной ноге, другая махом назад- вверх. (10 раз).
Смена ног.
4.и.п. правым боком к стенке, ноги вместе прямые. Правая рука хват за 4 рейку,
левая хват за 7 рейку. Выпрямляя левую руку прогибаемся боком в левую
сторону. (10 раз) затем в другую сторону.
5.и.п. правым боком к стенке. Правая нога согнутая в коленном суставе на 4 рейке.
Сцепив руки в замок, делаем поворот туловища в правую сторону (10 раз).
Затем в другую сторону. Поворот головы в сторону стенки.
6 и.п. в упоре стоя на расстоянии шага, сгибание и разгибание рук (с хлопком).
Сгибая руки, коснуться стенки грудью.
7. и.п. правым боком к стенке на расстоянии 1,5 шага. Имитация удара противника
правой ногой в стопу (касание 1 рейки), в пах (3 рейка), в грудь (5 рейка).
3 подхода. Другим боком, другая нога.
8. и.п. в средней стойке, лицом к стенке на расстоянии 1,5 шага. Имитация удара
противника правой рукой в грудь (касание 5 рейки), в лицо (7 рейка).
3 подхода. Работает кулак, затем локтевой сустав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Открытый урок (план –конспект) Лукьянчиковой И .А, Преподавателя по классу скрипки МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся Шапкиной Дарьей -5лет предмет по выбору (скрипка), (презентация к уроку).
Открытый урок (план –конспект) Лукьянчиковой И .А, Преподавателя по классу скрипки МОУДОД «ДШИ» ...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План - конспект урока по лыжной подготовке 11 класс (девушки)
Тема: Спуски с поворотом со склона. Переход с одного хода на другой.Продолжительность урока 90 минут.Место проведения занятия: учебная лыжня.Инвентарь: лыжи, лыжные палки.Учитель: Арабаджева Вик...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...