Презентация "Опыт Германии: история обучения глухих"
презентация к уроку на тему

Костюкова Светлана Анатольевна

Я являюсь учителем истории в коррекционной школе, поэтому меня интересует не только обучение воспитанников истории, но  и историявозникновения и  развития обучения детей с нарушением слуха. В данной презентации представлен опыт Германии по работе с детьми с ограниченными возможностями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Костюкова Светлана Анатольевна Учитель истории Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа Краснодарского края

Слайд 2

Опыт Германии: история обучения глухих По условиям Вестфальского мира (1648) Германия утратила свою территориальную целостность, политическая карта страны стала похожей на лоскутное одеяло, состоящее из многочисленных княжеств, свободных городов, рыцарских владений. После Тридцатилетней войны Германия вступила в период длительного политического и экономического кризиса, немецкие земли лежали в развалинах, население многих земель сократилось на половину, а то и на три четверти. Экономический упадок усугублялся упадком культуры и огрубления нравов. С момента подписания Вестфальского мира до начала XVIII в. Германия участвовала в десяти войнах, длившихся в общей сложности 65 лет. В военно-политическом хаосе немецкой жизни наиболее

Слайд 3

Самостоятельным и сильным к началу XVIII столетия сумело стать Королевство Прусское, королём которого был провозглашён курфюрст Фридрих III . Реформы короля, продолжившие преобразования, обусловили последующие кардинальные перемены в устройстве политической жизни страны. Сторонники объединения немецких земель воспринимали образование, как часть система национальной безопасности государства. Внутришкольный нормативный документ превращается в инструмент идеологического воздействия на молодёжь. Закон обязывал детское население овладеть грамотой, тем самым вовлекая в образовательный процесс часть детей-инвалидов, глухие и слепые более не отторгались школьной системой.

Слайд 4

1874 г. май – указ об обязательном обучении слепых и глухих, цель обучения – развитие способности к самостоятельности и труду. Закон Саксонии предусматривал взимание с родителей, не обеспечивающих помещение ребёнка в специальное учебное заведение, пени в пользу последнего. На рубеже 19-20 вв. Германия имела финансово обеспеченную, законодательно закреплённую, научно- обоснованную национальную политику в области специального образования. Немецкий опыт школьного обучения детей с нарушением слуха: Пастер Рафель из Саксонии – трое детей из шести неслышащие . Добившись педагогических успехов на поприще обучения детей написал руководство по сурдопедагогике

Слайд 5

«Искусство научить глухого и немого говорить, показанное на примере глухих дочерей». Талантливый практик Арнольди сумел внести вклад в сурдопедагогическую науку «Практические указания, как научить глухонемого говорить и писать». Гейнике , автор системы обучения «чистый устный метод», сурдопедагог, предложил вариант звукового метода обучения чтению. Открыл первый в Германии институт для глухих в Лейпциге в 1778 г., положивший начало немецким учебным заведениям для глухих, институт был частным и платным. Модель образовательного заведения - филатропин – школа интернатного типа, наряду с детьми богатых родителей, принимались дети из бедных семей.

Слайд 6

Эшке ( родственние и соратник Гейнике ) открывает королевское училище в Берлине. Делепе утверждал, что глухой ребенок может разносторонне развиваться на основе «здорового чувства» – зрительных ощущений, это требует использования в педагогическом процессе наиболее естественного для глухих «зрительного» средства общения – жестового языка. Гейнике видел главную задачу в обучении глухих произношению. В первой трети 19 в. – закон об обязательном начальном обучении.

Слайд 7

1810 г. – в Берлине открылся университет, педагогика – предмет университетского курса. В семинариях готовились кадры для школ глухих. 1810 г. – в Берлине открылся университет, педагогика – предмет университетского курса. В семинариях готовились кадры для школ глухих. По Пестолацци , воспитание, начиная с раннего возраста необходимо строить в соответствии с естественным ходом развития человеческой природы. Гилль старался обеспечить в подопечных развитие заложенных в нём способностей, рекомендовал заботиться о хорошей трудовой подготовке, о развитии физических и духовных сил.

Слайд 8

Выпускник учительской семинарии Фридрих Мориц Гилль (1805-1874), прошедший подготовку в Берлинском училище глухих, продолжил дело своих соотечественников. По убеждению Ф.Гилля , содержание и средства обучения в специальной школе глухих и в народной школе не должны были существенно отличаться. Им был подготовлен ряд учебных пособий, методических руководств для сурдопедагогов, учебников по языку для глухих. Система обучения и воспитания («естественный метод обучения глухих детей»), предложенная Ф.Гиллем , оказала принципиальное значение на немецкую сурдопедагогику, определив направление её развития на многие десятилетия вперёд.

Слайд 9

Преобразования немецкой школы глухих завершил Иоганн Фатер (1842-1916). Таким образом, к началу ХХ века в Германии сложилась национальная научная школа сурдопедагогики; была сформирована сеть государственных учебных заведений для лиц с нарушением слуха; целенаправленно велась подготовка педагогических кадров; издавалась учебная и методическая литература по сурдопедагогике; были разработаны нормативные акты, регулирующие деятельность специальных учебных заведений для неслышащих ; для руководства же ими создана соответствующая управленческая структура.

Слайд 10

Конституция 1850 г. сохранила надзор духовенства над школой, сеть народных школ продолжала расти. К 1852 г. – 2 десятка новых училищ для глухих, в школах средняя численность не превышала 30-35 человек. Специальных школ не хватало, шестая часть детей с нарушением слуха была интегрирована в массовую школу. К 1907 г. во всех школах империи обучалось 6957 глухих детей, трудилось 783 преподавателя. Содержание образование в специальной школе предусматривало трудовую и профессиональную подготовку воспитанников, 67% взрослых глухих существовало благодаря профессиональным заработкам. Кто не мог обеспечить свою жизнь трудом, оказывались в благотворительных заведениях.

Слайд 11

К началу 20 в. Германия построила сеть муниципальных, частных и государственных учебных заведений для лиц с нарушением слуха, активно издавалась учебная и методическая литература по сурдопедагогике, велась целенаправленная подготовка педагогических кадров Введение обязательного начального обучения обеспечило относительно полное выявление глухонемых детей и включение их в образование. Специальные учебные заведения руководствовались едиными законами и инструкциями. Германия стала бесспорным европейским лидером, имела законодательно закреплённую, финансово обеспеченную национальную политику в области специального образования глухих.

Слайд 12

Список использованной литературы 1. Н.Н.Малофеев . Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996. 2.Иванов С.А. Византийское юродство. М ., , 1994. 3. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIII веков. М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билингвистический подход к обучению глухих детей

Образование может быть полноценным и эффективным только тогда, когда есть полное взаимопонимание между учителем и учеником. О какой коммуникации можно говорить, если большинство педагогов школ г...

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

" Обучение глухих учащихся чтению сказок ".

Проблема обучения чтению глухих детей всегда волновала дефектологов и являлась мощным двигателем творческой деятельности педагогов. Трудно переоц...

Проблема соотношения словесного и жестового языков в процессе обучения глухих детей по методу "билингвистический подход".

В статье представлены некоторые принципы преподавания по системе "Билингвистический подход".Анализируется соотношение жестового и словесных языков при преподавании по этому методу на разных уроках и и...

"Особенности обучения глухих детей"

Особенности обучения глухих детей...

Презентация "Обучение глухих детей языку в условиях коммуникативной системы"

 Первым из принципов, называемых С.А. Зыковым  является коммуникативный принцип, в соответствии с которым на передний план выходит коммуникативная функция языка. При реализации д...

Доклад по самообразованию «Исторический подход в исследовании истории обучения устной речи глухих учащихся»

Данный доклад поможет изучить и отследить развитие дефектологии как науки в разных странах мира....