Урок письма и развития речи в коррекционной школе "Согласные "Б" и "П"
план-конспект урока по теме

Конончук Ольга Александровна

Разработка урока с элементами презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_p-b.docx417.7 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по письму и развитию речи

Учитель Конончу О.А.

 2 класс

Тема: «Дифференциация «П – Б».

Тип урока: комбинированный.

Цель: 

-выявить и закрепить знания о звуках и буквах «П - Б»,  учить различать их на слух и при письме.

Задачи: 

- закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков и букв «П – Б»;

- развивать фонематический слух, внимание, мыслительные операции;

-  укреплять мелкую моторику  пальцев рук;

- развивать навыки грамотного письма;

- повторить слова из словаря;

- воспитывать прилежание, аккуратность;

- воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование:

демонстрационные буквы, плакат со слоговыми рядами; звуковые символы; кассы букв, лента букв; предметные картинки, компьютерная презентация (5 слайдов), мягкая игрушка - белка.

Ход урока

Этапы и виды деятельности учеников

Время,

Виды деятельности.  

I Организационный момент.

Вот и позвенел звонок,

Значит, начался урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II Сообщение темы урока.

Слайд 1

- Назовите первый звук в словах, изображённых на доске (слайде): белка, пенал, павлин, букет, булавка, пирожок.

- Как вы думаете, о каких звуках и буквах мы будем сегодня говорить? ([б], ([б], [п],  [п]).

А)  Уточнение артикуляции звуков.

Б)  Характеристика звуков.

В)  Нахождение показ и чтение букв (в кассе и на ленте букв).

III Пальчиковая гимнастика.

- Ребята, покажите мне как вы любите свои пальчики. Согрейте их дыханием, погладьте каждый пальчик.

А теперь поиграем пальчиками. Повторяйте за мной.

В деревне стояли избушки.

В избушках жили старушки.

Полы подметали метёлками,

Бельё зашивали иголками ,

Солили грибочки в кадушках.

И шли отдыхать на подушках.

1 мин.

Проверяется правильная посадка уч-ся, готовность к уроку.

2 мин

Работа со

слайдом   №1

Работа с демонстрационными буквами и кассой букв

1 мин

Дети повторяют движения за учителем

IV Минутка чистописания

- Ребята, у нас сегодня гость. Отгадайте, кто это?

Этот рыженький зверёк

По деревьям скок, да скок.

А орешек и грибок

Сохранит в дупле он впрок. (Это белка).

 

- Посмотрите, что у неё в руках? (Тетрадь и ручка).

- Как вы думаете, что она хочет делать? (Писать).

- Давайте напишем буквы вместе с ней.


 

Наш бельчонок изменился:

Писать красиво научился.

А как дела твои, дружок?

Спрячь буквы худшие в кружок.

- Ребята посмотрите внимательно и обведите в кружок те буквы, которые не получились.

V Повторение слов из словаря.

Слайд 2

С.бака                   К.пуста

К.р.ндаш              Вет.р

М.сква                  П.м.дор

4 мин

Появляется белка - мягкая игрушка

Учитель показывает на доске строчные и прописные буквы «Б», «П», а  дети записывают в тетради по целой строчке .

Самоконтроль учащихся (как вариант: проверить друг у друга).

6 мин

Работа со слайдом № 2

- Прочитайте слова.

- Запишите слова в тетрадь. Подчеркните  букву

которую вставили. (Дети выполняют задание в тетрадях).

Слайд 3

Собака                  Капуста

Карандаш             Ветер

Москва                 Помидор

- Проверьте, правильно ли вы вставили буквы. (Читают слово, называют пропущенную букву).

- Есть ли в этих словах буквы Б или П?

- Найдите их и обведите в кружок синим цветом.

VI Изучение нового материала.

  1. Воспроизведение детьми звуковых рядов.

БА-ПА-БА       БА-БА-ПА      ПА-БА-ПА

ПИ-БИ-ПИ      ПИ-БИ-БИ      ПИ-БИ-ПИ

    2.Игровое упражнение «Измени звук и в слове».

       Слайд 4

      БАС - ПАС               БАР -                    БУХ -

      БАЛКА -                   БОЧКА -              БИЛА –

      ПИТЬ -                      БАБКА -              БАБАЧКА –

     - Чем отличаются эти слова?

VII Физкультминутка

- А сейчас немного отдохнём.

- Я буду читать вам стихотворение. А вы, если услышите слова со звонким согласным [Б], [Б],  - будете прыгать.

- Если услышите слова с глухими согласными

 [Б], Б] – будете хлопать в ладоши.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетёнки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и шербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Работа в тетрадях с последующей проверкой по слайду № 3

10 мин

Звуковой ряд читают хором, затем по одному.

Работа со слайдом № 4.

Выполняется устно.

3 мин

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте,  угощайтесь!

Воспитательный момент

- Ребята, а вы любите булки, баранки, пирожки, хлеб?

- Как к ним нужно относиться? (Не выбрасывать даже крошки, не бросать на пол, брать такой кусок, чтобы можно было съесть и т. д.)

VII Работа по учебнику.

- Откроем учебник на странице 42.

А) Упражнение № 1

- Приложите ладонь к горлу и произнесите с голосом согласный б, а потом без голоса согласный п.

- Прочитаем слоги парами и запишем их.

Б) Упражнение №2

- Прочитайте чистоговорку.

- Спишите её, выбирая нужную букву «Б» или «П».

- Проверим, как вы выполнили. (Дети читают предложение с тетради, называют букву, которую выбрали).

VIII Физкультминутка.

Сказкотерапия  с элементами релаксации «Птицы и птенцы» С помощью рук и всего тела дети передают  сказку. (Однажды прилетела в лес большая птица. Облюбовала себе высокое дерево и стала строить гнездо. Вскоре в гнезде появились маленькие птенцы. Они не умели летать, а только высовывались из гнезда и широко открывали свои клювики. А ещё они были очень любопытные и смотрели в разные стороны своими маленькими глазками. Поэтому и выпали из тёплого гнёздышка).

- Ребята, окончание сказки вы узнаете завтра, а сейчас продолжаем урок.

 

8 мин

Дети читают слоги и записывают в тетрадь.

Один учащийся работает у доски.

2 мин

IX Закрепление.

  1. Работа по карточкам.

- Вставьте пропущенные буквы «П» или «Б».

(Раздаю карточки с заданиями разной сложности).

Вариант 1

Кубики, помидор, яблоко,

банка, пуговицы, ботинки, голуби.

Вариант 2

Грибы, петух, белка, бусы,

 букварь, лопата.

  1. Игра в лото.

- У каждого на столе карточки с изображением 6 предметов, в которых есть звуки [б] или [п]. Я называю слово, вы определяете звук и закрываете картинку соответствующей буквой.

АБВ

X Домашнее задание.

Страница 43, упражнение № 3

- Назовите предметы на картинке.

- Прочитаем подписи под картинками.

- какие буквы нужно вставить?

- Запишете эти слова дома и подчеркнёте вставленную букву.

XI  Итоги по уроку.

- О каких звуках и буквах мы говорили сегодня на уроке?

- Какие задания мы выполняли?

- Молодцы! Сегодня  хорошо работали …

5 мин

Выполняют задание по карточкам (задания разной сложности): слабым учащимся даётся вариант №2

У каждого на столе карточка с картинками  и по несколько букв «Б» и «П».

2 мин

Объяснение домашнего задания

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Местоимение как часть речи".

Урок - путешествие. На уроке закрепляется полнятие о местоимении, формируется навык распознавания лица местоимений, умение соотносить местоимения с именами существительными, согласовать их с другими ч...

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида.

Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...