Веселая математика
статья (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolaya_matematika_voskoboynikova_e.i.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Воскобойникова Елена Ивановна
Учитель математики, учитель-дефектолог.
Использование рифмованных определений, правил и алгоритмов на уроках математики в 6-м классе как один из способов повышения эффективности усвоения материала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Как показывает многолетний опыт преподавания математики в VI классе, дети испытывают значительные трудности в процессе изучения темы: “Действия с отрицательными числами”.
На уроках математики дети усваивают не только отдельные математические термины, но и обогащают свою речь формулировками выводов, правил, определений и различных математических отношений. Вот когда на помощь детям приходят рифмованные правила, которые легче запоминаются и с интересом воспринимаются. Так, например, можно предложить обучающимся следующие правила в стихотворной форме:
- Отрицательные числа
Складываем очень быстро:
Сложим модули одни,
Минус ставим впереди.
- Знаки разные у чисел,
Модули нам надо вычесть,
Большего поставить знак,
Будем делать только так.
- Если числа умножаем,
Делим, скобки раскрываем,
Лишний минус, спору нет,
Должен ставиться в ответ.
При использовании на уроках математики такого рода занимательного материала, дети не только лучше осмысливают и прочно сохраняют в памяти математические формулировки, термины, но у них постепенно увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, закладываются предпосылки для рационального использования сил и времени.
Исследования возрастной психологии, как известно, показывают преобладание эмоциональной сферы личности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Попытка сделать изучение математического материала интересным и лёгким для восприятия и усвоения, побудила к разработке серии уроков, на которых используется нетрадиционный способ подачи нового материала, с использованием рифмованных правил и алгоритмов для выполнения практических заданий.
Алгоритмы – это важнейшее средство управления математической деятельностью. Умение применять алгоритмы должно постоянно совершенствоваться и автоматизироваться.
С первых этапов усвоения алгоритмов детей необходимо учить переходить от одной формы задания к другой. Это будет способствовать осознанному усвоению вычислительных приёмов, переносу сформировавшихся знаний, умений и навыков.
Так, например, при изучении в VI классе темы “Уравнения”, учащимся предлагается алгоритм решения уравнений в стихотворной форме.
Уравнение решаем:
Смело скобки раскрываем,
После этого нам можно,
Только с противоположным
Знаком сделать перенос,
Этот перенос не прост.
Мы подобные найдём,
Правильно их приведём,
Корень найден, знак на месте.
Вот и справились все вместе!
Если в алгоритме некоторые учащиеся не выполняют какую-нибудь операцию как элементарную, то её нужно отработать, вычленив из данного алгоритма, вернуть учащихся на стадию развёрнутого действия.
При изучении темы “Координатная плоскость” можно использовать следующий алгоритм построения координат:
- Начертить координатную ось (абсцисс)
- Начертить вертикальную ось (ординат)
- Отметить точку отсчета
- Определить единичный отрезок
- Определить направление осей
Для более живого восприятия, активизации внимания, повышения интереса к данной теме, можно использовать алгоритм в стихотворной форме:
Точку надо нам найти;
Ты систему начерти:
Ось абсцисс, ось ординат,
Целых чисел нужен ряд.
Точка нам нужна отсчёта,
Разве удивится кто-то?
Плюсы справа и вверху,
Минус слева и внизу.
Две нашли координаты:
На абсциссе, ординате.
Дружно их соединили,
Эту точку получили.
Итак, с помощью алгоритмов обучающиеся быстрее и легче усваивают логическую последовательность выполнения действия. Применение алгоритмов в стихотворной форме способствует более живому восприятию, активизации внимания, повышения интереса к предмету изучения.
Использование алгоритмов позволят увеличивать объём самостоятельной работы и возможности индивидуализации обучения. Изучение математических терминов способствует увеличению словарного запаса учащихся, развитию устной речи, памяти и логического мышления.
Применение занимательного материала, затрагивая чувства и воображение обучающихся, раскрепощает их поведение на уроке и помогает учителю организовать полноценную работу с учётом интеллектуальных возможностей учащихся.
Так при изучении темы: «Противоположные числа», большим успехом пользуется такое рифмованное определение, как:
Числа противоположны,
Если их поставить можно
С разных от нуля сторон
На расстоянии одном.
Или при сложении противоположных чисел можно использовать такую рифмовку:
Числа противоположны,
Сумму их найти несложно:
Будет ноль всегда в ответе,
Если сложим числа эти.
Многолетний опыт применения методики рифмованных правил и алгоритмов подтверждает эффективность усвоения учебного материала. В комплексе с соответствующей наглядностью пробуждает интерес к предмету и состояние эмоционального комфорта на уроке, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся и повышения их самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике "Веселая математика"
Методическая разработка по математике для внеклассной работы для учащихся 5-6 классов....
Внеклассное мероприятие по математике "Веселая математика"
Методическая разработка по математике для внеклассной работы для учащихся 5-6 классов....
Внеклассное мероприятие по математике «КВМ» (Клуб Веселых Математиков) игра для учащихся 6-9 классов
Внеклассное мероприятие по математике «КВМ»(Клуб Веселых Математиков)игра для учащихся 6-9 классов...
Внеклассное мероприятие по математике для 5 - 7 классов "Веселая математика"
Путешествие на математическом поезде в страну «Весёлая математика». Нас в пути ждут интересные станции:1. «Эрудит», отгадывание кроссвордов;2. «Ве...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8 класса: «ЧАС ВЕСЕЛОЙ МАТЕМАТИКИ»
Мероприятие разработано в форме игры, состоящей из следующих конкурсов: - «Звездный час»;- «Счастливый случай»;- «Поле чудес»;- «Брейн-ринг»;- «Подумай! Сообрази!».И...
Неделя математики "Клуб веселых математиков"
Внеклассные мероприятия,такие как КВМ, помогают учителю вызвать интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала....
Внеклассное мероприятие по математике для 5–9-х классов "Час веселой математики"
Всё мероприятие проходит параллельно с компьютерной презентацией, которая помогает привлечь интерес наибольшему количеству ребят к тому, что происходит перед ними и превратить большинство из скучающих...