Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
статья
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающихся в моем классе, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении действий руками. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы. Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга. Чем ярче выражен интеллектуальный дефект, тем больше сопутствующих нарушений в моторной сфере. Недоразвитие моторики у обучающихся проявляется в недостаточности точных и тонких движений, в беспорядочности, нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности
Для успешного овладения учебными навыками, необходимо, чтобы обучающиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности.
Одним из основных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук является пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика подразделяется на несколько видов:
- Пальчиковые игры с предметами;
- Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением;
- Пальчиковые игры - манипуляции;
- Пальчиковые игры на основе сказок;
- Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
- Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Самыми приемлемыми видами работ к обучающимся моего класса я определила следующие виды работ: пальчиковые игры с предметами, игры-манипуляции и пальчиковые игры с элементами самомассажа. Для этого в течение учебного года выстраиваю систему работы в данном направлении, опираясь в первую очередь на создание предметно-развивающей среды. Собран и апробирован материал по использованию пальчиков игр:
- массажные ванночки для рук с крупой;
- игры с песком, водой, пластилином;
- раскраски, трафареты;
- катушки разного диаметра для наматывания ниток;
- мозаика, пирамидки, шнуровка, бусины, пуговицы, прищепки, мелкие крышки, стаканчики, коробки с крышками, мячи разного диаметра и функциональности, молнии, карандаши, счетные палочки, настольно-печатные игры (картинки-половинки), тренажеры с молниями и пуговицами.
Пальчиковые игры с предметами.
1)Игры с игрушками-пищалками. Ребёнок сжимает игрушку и издается звук.
2) Игры с пуговицами. Сначала отбирают самые большие пуговицы и выкладывают дорожки из них.
3)Игры с мячиком с шипами. Дети катают его в ладошках, перекидывают из руки в руку, катают его то левой, то правой рукой по столу и т.д.
4) Игры с прищепками. Для этого нужно вырезаются из картона различные заготовки: квадрат, треугольник, круг, овал и берутся прищепки разного цвета.
5)Игры с карандашами. Коллеги предлагаю вам вспомнить одну из таких игр с карандашом.
6) Игры с бусинами «Сделаем бусы для мамы».
7) Игры-тренажеры «Застегни пальто на молнию, пуговицы» (используются заготовки)
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного покатали.
Игры- манипуляции.
Я предлагаю следующие игры: «Сорока-белобока кашку варила…», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки!», «Пальчики у нас попляшут», «Водичка, водичка умой мое личико…»,«Этот пальчик – дедушка».
Пальчиковые игры с элементами самомассажа.
В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимание-разжимание, сгибание-разгибание и т.д. Например: «Помоем руки под водой», «Надеваем варежки», «Согреем руки», «Гуси щиплют травку».
Систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием пальчиковых игр дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, используют в речи доступные средства коммуникации. Использование в своей работе разнообразных видов пальчиковой гимнастики оказывают положительное воздействие на речевое развитие у детей, повышают работоспособность обучающихся на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помощи детям с выраженными интеллектуальными нарушениями. Эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...
Формирование интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Обучение должно строиться так, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого я применяю методические приемы,которые привлекают внимание, создают положительное отношение ...
Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Разнообразные действия руками, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, пальчиковые игры способствуют р...
Конспект классного часа по теме «Польза бытовых электроприборов и правила пользования ими» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью девятого года обучения.
Конспект классного часа предназначен для детей с умеренной умственной отсталостью. Материал содержит конспект....
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.
Одна из проблем, с которой сталкивается современная педагогика - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экол...
Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью
Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное вза...