Развитие и формирование жизненных компетенций.
статья на тему

Лешкович Татьяна Ричардовна
Развитие и формирование жизненных компетенций.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.odt21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и формирование жизненных компетенций.

Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации человека. Необходимо отметить, что компетентностный подход положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта  образования.

В российской системе образования применение компетентностного подхода имеет исторические корни. Изучением его использования в обучении занимались П. Я. Гальперин, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий. Идеи по освоению умений, обобщенных способов деятельности нашли свое отражение в работах этих ученых. Основы компетентностного подхода, касающиеся теории и практики развивающего обучения, заложены в исследованиях Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и С. Т. Шацкого. Дальнейшей разработкой теоретических основ компетентностного подхода и способов его внедрения в систему образования с позиций психологии и педагогики занимались В. М. Галямина, И. А Зимняя, Н. А. Селезнева, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов и др. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности, психологические особенности, ценности и т. д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Использование компетентностного подхода при обучении детей с нарушением развития означает постепенный переход от репродукции знаний и навыков к конструированию содержания образования, применению различных мониторингов и использованию систем контроля качества образования. При наличии такой сильной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения ключевых компетенций.

Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов. Суть развития ключевых компетентностей: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор).

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ОВЗ в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками

направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.

Особое значение уделяется развитию коммуникативных компетенций (Знание способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями), как основы для успешной интеграции выпускника в социуме. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна

без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Как известно, у учащихся с интеллектуальной недостаточностью выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, значительные трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным и другие. В силу общего недоразвития психики любая деятельность

практическая и познавательная

развивается у таких детей медленно, ущербно и аномально.

На коррекционных занятиях происходит систематическое ознакомление учащихся с новыми словами, закрепление и уточнение словаря. Обогащение словаря непосредственно связано с жизнью, с конкретными представлениями учащихся. Для запоминания нового слова учащиеся нуждаются в неоднократном его повторении. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном занятии, употреблялось учениками в новой ситуации на других предметах.

Диалогическая речь сложна для школьников, поскольку требует быстрой смены речевой деятельности. Поэтому диалог редко возникает по инициативе обучающихся. С взрослыми и между собой учащиеся общаются вяло, недостаточно пользуются речью, произнося отдельные слова. Нарушение общения в значительной мере тормозит их общению.

Формированию коммуникативных процессов способствует организация игр, моделирующих реальные ситуации. Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как в организации учебной деятельности, так и воспитательной. Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на занятиях, учащиеся в некоторой мере расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения. Участие школьников в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения. Для успешного общения необходимо умение вести себя адекватно ситуации, знание определенных правил поведения, наличие опыта общения с незнакомыми людьми. Участие в разыгрывании ситуаций, выполнение определенной роли, произнесение реплик, соответствующих ей, не может, конечно, заменить полностью реального общения в жизни, но позволяет сформировать у воспитанников некоторый опыт общения.Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх, школьники в определенной мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые могут спровоцировать неправильные поступки. Кроме того, замечено, что периодическое исполнение детьми с трудностями в поведении положительных ролей оказывает некоторое влияние на изменение их поведения в лучшую сторону.

Метод моделирования реальных ситуаций применим практически ко всем направлениям учебной и  воспитательной работы. Тематика их диктуется задачами, стоящими для каждого занятия. Следует учитывать такие требования, как реальность сюжета, частота подобных случаев в жизни, охват разных сфер жизни, доступность для понимания школьников и разыгрывания, постепенное повышение сложности сюжетов и задач, стоящих перед воспитанниками, направленность на закрепление и приобретение новых

знаний и умений.

Учащиеся с ОНР имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них универсалльных учебнызх действий.

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

4. Недостаточное развитие связной речи.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полоноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1. Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его .

2. «Письмо с пропусками» Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,А вернулась Оксана с занозой.

2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.

Черная цапля циркулем чертила.Внимание!Цапля старательно циркулем водила.Получился очень чистенький чертеж.

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким.  Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

 «Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в пары.  Задание общее для всех пар – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Каждая пара выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая пара составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками:

Как разобрать слово по составу

Изменить форму слова → выделить окончание, обозначить.

Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить.

Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить.

Посмотреть на оставшиеся части слова:

Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить.

Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить.

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

 Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

 Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях?Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

Образец карты самонаблюдения

Дата

Я на занятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старался писать без ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверял свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следил за осанкой и правильной посадкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работал внимательно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Писал аккуратно, разборчиво

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдал чистоту и порядок в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдал дисциплину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работал активно, поднимал руку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий

Учебно-познавательная компетенция.

Это совокупность компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логи¬ческой, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Использование в образовательной деятельности инструктивных карт урока, обучающих и контролирующих игр, проблемных вопросов и задач, тестов, позволяет формировать и эту компетенцию. Такие формы контроля стимулируют учащихся, учат их анализировать, сравнивать, искать нужную информацию, самостоятельно делать выводы.

Информационная компетенция.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.

В ходе проектной деятельности учащиеся приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дети становятся интересны друг другу.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения учащихся с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки . Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Чем же должен руководствоваться учитель в своей работе? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

1.  Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2.  Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3.  Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

4.  Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

5.  Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

6.  В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика.

7.   Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

8.   Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

9.   Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование жизненных компетенций у детей со сложным дефектом на уроке социальных коммуникаций.

Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращат...

Формирование жизненных компетенции на уроках СБО

В данном материале описаны формы работы по формированию жизненных компетенции у обучающихся с ОВЗ на уроках СБО....

Формирование жизненных компетенций учащихся на уроках математики

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.Многие выпускники школ оказываются беспом...

Развитие формирования жизненных компетенций

Развитие формирования жизненных компетенций...

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...