Сказки дедушки Корнея
план-конспект урока на тему
Знакомство детей с творчеством К.И.Чуковского; воспитывать
чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе
произведений автора; формировать у детей навыки выразительного
чтения, совершенствовать различные виды речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_chukovskiy.docx | 207.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сказки дедушки Корнея
Цель: Познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского; воспитывать
чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе
произведений автора; формировать у детей навыки выразительного
чтения, совершенствовать различные виды речевой деятельности.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная презентация,
музыкальные файлы мп3, книги Корнея Чуковского.
Ход урока
1. Психологическая установка.
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте за мной.
- Я в школе на уроке. – Я радуюсь этому. – Внимание мое растет. – Память моя крепка. – Голова мыслит ясно. – Я хочу учиться. – Я готов к работе.
Учитель:
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Дети: Слон.
Учитель: Откуда?
Дети: От верблюда.
Учитель: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Учитель:
И такая дребедень
Целый день.
Динь-ди-лень, динь-ди-лень, динь-ди-лень.
Вы узнали сказку? Кто ее написал?
3) Знакомство с писателем К. Чуковским
- Это веселое стихотворение написал для вас человек, которого мы видим на портрете. Его имя Корней Чуковский. Так какова же тема нашего урока? Тема урока звучит так: «Сказки дедушки Корнея»
2. Целеполагание.
-Чем же мы сегодня будем заниматься?(Познакомимся с творчеством писателя)
- Что хотите узнать о творчестве Чуковского? (Что писал, в каком жанре работал? О чем писал?)
- Попробуем вместе найти ответы на поставленные нами вопросы.
3. Рассказ учителя о писателе.
- Корней Чуковский это вымышленное имя, псевдоним. Настоящее имя писателя Николай Васильевич Корнейчуков. Он много лет жил в сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, в небольшом загородном доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей огромной страны, и за ее рубежами.
– Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас.
У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.
Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.
Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.
После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.
– А вы, любите сказки?
Дети: да.
Учитель:Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?
Дети. “Телефон”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”.
Учитель. Молодцы, много знаете сказок.
Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал К. И. Давайте, еще раз назовем их (перечисляют).
– Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?
Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.
Воспитатель. Чему нас учат сказки?
Дети. Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
4. Работа с отрывками из произведений К.Чуковского
1) Чтение детьми отрывков из произведений.
- А вот сейчас я и проверю вас, как внимательно вы читали и слушали сказки К. И.
а) Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
б) Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
"Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!"
"Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!" (Айболит)
в) Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле...
Едут и смеются,
Пряники жуют. (Тараканище)
г) Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки! (Чудо-дерево)
д) Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму". (Федорино горе)
е)"Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!"
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися… (Муха-Цокотуха)
- Отрывки из произведений какого жанра мы прочитали? (сказки)
- Какой конец в сказках? (счастливый)
5. Игра
– У меня в мешке находятся разные вещи, их кто-то потерял. Найдите их владельцев.
Воздушный шарик – ( Тараканище)
Блюдце - (Федорино горе)
Термометр - (Айболит)
Чулок - (Чудо дерево)
Монета - (Муха-Цокотуха)
Акула, горилла - (Бармалей)
Телефон - (Телефон)
Мыло - (Мойдодыр)
6. Работа с произведением «Мойдодыр»
- Кому принадлежит данный предмет? (мыло)
а) История возникновения сказки «Мойдодыр»
А вот с К. И. произошла еще одна история.
Однажды, работая в своём кабинете, Корней Иванович услышал громкий плач. Это плакала его маленькая дочь, она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам
А не мытым, трубочистам
“Стыд и срам!” “Стыд и срам”.
Так родился на свет “Мойдодыр”.
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
7. Физминутка.
- Засиделись, встанем отдохнуть.
- Ребята, я буду зачитывать отрывки из произведений Чуковского, а вы попробуйте эти слова изобразить, инсценировать.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (назовите произведение)
И обрадовались блюдца
Дзынь-ля- ля
И танцуют и смеются
Дзынь-ля-ля. (откуда эти строки?)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра. (вспомнили произведение?)
8. Работа с пословицами
- Соотнесите пословицу со сказкой.
- Чистота – залог здоровья. (Федорино горе, Мойдодыр)
- Сам погибай, а товарища выручай. (Муха-Цокотуха, Айболит, Тараканище)
9. Работа с загадками Корнея Чуковского.
1) Чтение учителем загадки про ежа
- Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (ёж)
- Что я вам только что прочла? (загадку)
- Вы не догадались, кто сочинил эту загадку?
2) Чтение загадок детьми и их разгадывание
- Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расческа)
- Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня. (утюг)
- Из горячего колодца
Через нос водица льется. (чайник)
- Кто автор этих загадок?
10. Работа со стихами и английскими песенками К.Чуковского
1) Прослушивание стихотворения «Котауси и Мауси» (мп3)
- Что вы прослушали? (стихотворение)
- О чем стихотворение? В чем смысл?
2) Чтение детьми стихов «Закаляка», «Ежики смеются».
ЗАКАЛЯКА
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
"Это — ёлочка мохнатая.
Это — козочка рогатая.
Это — дядя с бородой.
Это — дом с трубой".
"Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?"
"Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала".
"Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?"
"Я её боюсь!"
ЕЖИКИ СМЕЮТСЯ
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
"Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы".
- Какие стихи по настроению? (веселые)
- Есть поучительный смысл? (нет) Зачем же их писал Чуковский? (чувство юмора)
- Чуковский был переводчиком. Он переводил с английского языка на русский песенки. У нас есть возможность прослушать одну из английских песенок Чуковского в современной обработке.
3) Прослушивание английской песенки «Скрюченная песенка» (мп3)
- Какие впечатления от услышанного?
11. Рефлексия.
- Смогли ли мы ответить на поставленные нами вопросы?
- Что же писал Чуковский, в каких жанрах работал?
- О чем писал?
- Каким человеком был писатель? Как относился к детям?
- Детям он казался им великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем Чукоша.
- Выразите свое отношение к поэту смайликами.
- Не возникло ли желание почитать Чуковского?
Цель. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством детского писателя К. И. Чуковского.
Задачи.
- Расширить представление о жизни К.И.Чуковского.
- Обобщить и систематизировать знания о творчестве К.И.Чуковского.
- Расширить читательский кругозор учащихся.
- Развивать речь, выразительное чтение.
- Развивать творческие способности, воображение детей.
- Воспитывать любознательность , любовь к творчеству К.Чуковского и книге.
Оборудование: презентация “Волшебник Корней Чуковский”, портрет К.Чуковского , книги, сборники произведений К.Чуковского, рисунок чудо-дерева, рисунки детей к произведениям, переодетые герои Федора и Айболит, предметы, мешок.
Ход урока
Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами посвящаем его умному, веселому, талантливому, знаменитому сказочнику. Но вы не торопитесь называть его имя.
– В этом нам поможет загадка.
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
– Что это? Правильно дерево.
(На доске появляется картинка необычного дерева.)
– Ребята, скажите, что за дерево мы с вами видим? (Чудо-дерево, т.к. на нем растут и фрукты, и цветы , и слова, есть лицо.)
– А в каком произведении мы с вами встречались с чудо-деревом?
– Правильно, сказка называется “Чудо-дерево”.
– А кто написал это произведение? (К.И.Чуковский.)
– Вот этому сказочнику мы и посвятим сегодня урок.
Слайд 1.
– Корней Иванович родился в Петербурге 31 марта 1882 году.
Слайд 2.
В этом году ему исполнилось 130 лет. А прожил он 87 лет. Настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков. Но когда он в 19 лет начал печататься в газетах, то он подписывался псевдонимом Корней Чуковский. И мы знаем его под таким именем. Дети его обожали, и он любил детей.
– Чтобы доставить радость детям, он построил на своем дачном участке в Переделкино Детскую библиотеку.
Слайд 3.
И дети ходили в нее за книгами и любили там читать, играть, рисовать и даже делать уроки.
– В кабинете у него было много занятных игрушек, и он тоже играл в них с удовольствием вместе с детьми.
Слайд 4.
– А два раза в год Корней Иванович устраивал на своем участке для всех детей Переделкино, окрестных поселков и даже тех, кто приезжал из Москвы веселые костры:
Слайд 5.
“Здравствуй, лето” и “Прощай, лето”. Там перед детьми выступали известные артисты, детские писатели, музыканты, акробаты, жонглеры, фокусники, дрессировщики зверей и птиц. В конце зажигался большой костер, вокруг которого водили хороводы.
– Посмотрите какие “слова” растут на Чудо-дереве? (Стихи, сказки, песни, загадки.) Вот сегодня мы с вами вспомним его замечательные сказки, стихи, песни и загадки. А помогут мне два его героя. Встречайте их.
(Под музыку входят Федора и Айболит.)
– Вы узнали их?
Федора. Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня побывать у вас в гостях. Ведь я очень хорошо знаю Корнея Ивановича Чуковского. Это благодаря этому автору я стала известная, все меня узнают. Вот и вы узнали.
Айболит. И меня тоже все узнают. И не только дети и взрослые, но и звери. Знают меня не только в России, но и в Африке.
Учитель. Но вы к нам пришли, наверное, не только, чтобы рассказать о своей известности?
Федора. Нет, нет, нет, конечно. Я хочу узнать, как современные ребята знают произведения Корнея Ивановича. Сейчас мы устроим конкурс его стихов. (Снимает с дерева надпись “стихи”.)
Конкурс стихов.
(Дети рассказывают наизусть его стихи: “Бутерброд”, “Черепаха”, “Слониха читает”, “Поросенок”, “Ежики смеются”, “Федотка” и др.)
Федора. Мне понравились стихи в вашем исполнении. И я на Чудо-дерево прикрепляю большую “5”.
Айболит. А еще Корней Иванович написал для детей и загадки (снимает с дерева надпись “загадки”).Я вам сейчас загадаю несколько , а вы попробуйте их разгадать.
Загадки.
Слайды 6–15.
– Молодцы, ребята! Я тоже прикрепляю на ваше Чудо-дерево” большую “5”.
Федора. А сказки Корнея Чуковского вы знаете? (Снимает с дерева надпись “сказки”.)
Учитель. Давайте, ребята, покажем нашим гостям отрывки из сказок, а остальные ребята догадаются из какой сказки герои.
Инсценирование сказок.
1. Мойдодыр.
(Выходит ребенок в роли Мойдодыра и ведущий.)
Ведущий:
“Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…”
Мойдодыр:
“Ах ты, гадкий, ах ты, гряхный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя”
2. Айболит.
(Из-за ширмы появляются игрушки в руках детей: зайка, собака, лиса, и ведущий.)
Ведущий:
“Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит…
И пришла… лиса”:
Лиса: “Ой, меня укусила оса!”
Ведущий: “И пришел барбос:…”
Барбос: “Меня курица клюнула в нос!”
Ведущий: “И прибежала зайчиха и закричала:…”
Зайчиха:
“Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!”
3. Бармалей.
(Вбегает Бармалей, ведущий.)
Ведущий:
“Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, –
Не ходите, дети,
В Африку гулять.”
Бармалей:
“Африка ужасна,
Да – да – да!
Африка опасна,
Да – да – да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!”
Федора: Молодцы, ребята! Интересные сценки вы показали и узнали героев сказок Чуковского. Я сноваприкрепляю на ваше Чудо-дерево” большую “5”.
Айболит: А сейчас я хочу узнать, как ребята внимательно читают сказки. Нужно догадаться из какой сказки строчка и дополнить ее.
Доскажи словечко.
Слайд 16, 17.
Айболит: Очередную “5” я помещаю на ваше Чудо-дерево.
Айболит: А сейчас попробуйте по иллюстрациям к сказкам, догадаться к какой сказке она сделана.
Слайды 19–26.
Айболит: И с этим заданием вы успешно справились. Очередную “5”, я помещаю на ваше Чудо-дерево.
Федора: А знаете ли вы, ребята, что К.Чуковский занимался еще переводами английских песенок?(Снимает с дерева надпись “песни.)
– И я предлагаю вам послушать одну английскую песенку в переводе К.Чуковского на музыку Геннадия Гладкого.
Слайд 18.
Айболит: – А сейчас я предлагаю сыграть в игру. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, может помочь найти их владельцев?
– Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, в котором о ней говорится.
(Дети из мешка достают по одной вещи, называют произведение и читают отрывок или строчку.)
Игра.
- Телефон (У меня зазвонил телефон… “Телефон”)
- Воздушный шарик (А за ним комарики на воздушном шарике…”Тараканище”)
- Мыло (Вот и мыло подскочило…“Мойдодыр”)
- Блюдце (А за ними блюдца… “Федорино горе”)
- Термометр (И ставит им градусники… “Айболит”)
- Денежка (Муха по полю пошла, муха денежку нашла ... “Муха-Цокотуха”)
Айболит: Молодцы, ребята! Прикрепляю на ваше Чудо-дерево” очередную “5”.
Учитель: Ребята, я хочу вас познакомить еще с одной замечательной книгой К.Чуковского “От двух и до пяти”. Эта книга не только для детей, но и взрослые ее с удовольствием читают. В книге помещены детские высказывания, услышанные Чуковским от детей и собранные в книге.
Давайте несколько послушаем.
Айболит: Ну, и насмешили вы меня. А смеяться-то полезно для здоровья. Я вам желаю здоровья, что бы вы не болели.
Федора: – И чтобы побольше читали и произведения К.Чуковского и другие книжки.
Вы нам обещаете?
Айболит: А сейчас, я вам как доктор прописываю пилюли для здоровья. И надеюсь, что мы с вами встречаться будем не у врача, а в библиотеке. Договорились?!
(Айболит раздает витаминки детям.)
Учитель: Вот, ребята, и подошел к концу наш урок. Посмотрите на наше Чудо-дерево, как оно расцвело “5” от ваших ответов.
– Молодцы! Вы сегодня не только показали свои знания, но и надеюсь, что и узнали что-то новое для себя, а в дальнейшем познакомитесь с еще непрочитанными сказками К.Чуковского и будете постоянными читателями библиотеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "В гостях у дедушки Корнея"
Викторина для учащихся 2-3 классов....
У дедушке Корнея
СценарийАнализ...
Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»
Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»...
Литературная гостиная "В гостях у дедушки Корнея"
Цели:· Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.· Формирование у детей усто...
"Старшие - младшим". Литературная викторина "Сказки дедушки Корнея" по произведениям К.И. Чуковского"
Викторина предназначена для обучающихся начальной школы. Проводить ее могут учащиеся основной школы в рамках деятельности "Старшие-младшим". Чтобы скачать игру - пройдите по ссылке.https://d...
Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»
Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»...
Сценарий праздника « В гостях у дедушки Корнея» 2022
Сценарий праздника « В гостях у дедушки Корнея»...