Мал золотник, да дорог
классный час (7, 8, 9 класс) на тему
О пословицах и поговорках . Использование их в речи для лучшего выражения своих мыслей, чувств и переживаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mal_zolotnik_da_dorog.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный урок «Мал золотник, да дорог».
(О пословицах и поговорках)
Цели:
Формировать патриотические чувства через знакомство с обычаями своего народа, его историей.
Развивать психические процессы, лежащие в основе познавательной деятельности (память, внимание, воображение).
Обогащать речь обучающихся пословицами и поговорками для лучшего выражения своих мыслей, чувств, переживаний.
Ход урока:
Слово учителя:
Никто не знает, как возникли пословицы. Несомненно одно, они идут из далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русская пословица – крылатая мудрость народа. Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: «Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится».
Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви, в дружбе, в отношениях с другими людьми.
Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдая из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самые характерные свои наблюдения, выражая в точной и сжатой формуле: пословицы и поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками, следующему поколению.
«Счастья не ищут, а делают». «Ученье свет, а не ученье – тьма». – учит народ.
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц. Недаром говорится, «что русская пословица ко всему пригодится».
«Пословица – всем делам помощница». «Без пословицы не проживешь».
Внимания детей на высказывания о пословицах, поговорках, написанных на плакатах.
«Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!» (А.С.Пушкин)
«В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и поговорки всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги». (М.Горький)
Отгадай загадки – пословицы.
О каких людях идет речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в этих пословицах – загадках?
-Язык без костей : что хочет, то и лопочет. (Болтовня)
- Ел, да устал, спал, да намаялся. (Лень)
- Подал руку, да подставил ногу. (Двуличие)
Шуточные вопросы.
- В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающего?
(Делает из мухи слона)
- Согласно какой поговорке слово находится в кармане.
(За словом в карман не лезет)
- Вы все знаете много поговорок – сравнений. Например: холоден, как лед.
Сейчас мы все вместе, используя таблицу под названием «Составь поговорку», выполним следующую работу: нужно к словам подобрать соответствующую по смыслу картинку, тогда у вас получится 7 известных поговорок.
(Ученик правильно составивший поговорку, дописывает нужное слово мелом).
Практическое использование пословиц в речи. «Закончи предложение».
(Заранее предложения записаны на доске).
- Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задание на дом, объясняли трудные примеры. Правильно утверждает пословица……………. (Друзья познаются в беде)
- Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились, и тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама мне сказала: …….(Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. Новых друзей наживай, а старых не теряй)
Составление небольшого рассказа, историю, выводом для которой может служить одна из пословиц. ( Работа на предыдущих уроках).
Яркие, сочные неувядаемо свежие русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно, выразительно. Широко использовали пословицы и поговорки писатели и поэты.
Продолжи фразу. (Продолжить пословицу, объяснить смысл).
- --Что же? Мы после обеда засядем в ералаш , и я тебя обыграю. –Хе-Хе-Хе, посмотрим! Бабушка надвое_________
(И.Тургенев «Отцы и дети»)
- Село было большое, народу встречалось много, и все говорили: «Какое счастье, как же ты эту щуку вытащил?» Рыбак спокойно и чуть насмешливо отвечал: «Без труда не вынешь____________
(М.Пришвин «Кащеева цепь»)
- А что старуха видела в своей жизни? День да ночь, работу да сон. Вот и крутилась, будто _______________ в колесе .
( В. Распутин «Последний срок»)
- Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а __________
(А.Пушкин «Капитанская дочк»)
- –Чего, Дмитрий, расхвастался? Ты прямо по пословице: всяк кулик ______________
С.Смирнов «Герои Брестской крепости»
- «Эх, Василий Васильевич, не нам бы с вами об таких людях рассуждать: -где нам?... Знай сверчок_______________
И.Тургенев «Записки охотника»
Инсценирование сказки Е.Пермяка « Про торопливую куницу и терпеливую синицу».
Стала торопливая куница шелковый сарафан к лету кроить: Тяп-ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить.
Стала терпеливая синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет синица, там смекнет, сюда подвернет. Все она сообразила, все высчитала – потом за ножницы взялась.
Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.
- Где ты кройке – шитью училась, Синица? Какие курсы закончила? -------спрашивает ее Куница.
-Никаких я курсов не кончала, - отвечает Синица. – Бабушка меня шитью выучила.
- А как она учила?
- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.
-Каких?
-Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Игра «Закончи пословицу».
Кто много говорит, тот мало делает.
Повторенье – мать ученья.
Не спеши языком, торопись делом.
Сделал дело – гуляй смело.
Делу - время, потехе – час.
Не все то золото, что блестит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Назови пословицу. (По таблице дети восстанавливают пословицу).
Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья)
Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)
Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)
Дело – потеха (Делу время, а потехе час)
Шило – мешок (Шила в мешке не утаишь)
Коса – камень (Нашла коса на камень)
Изобрази пословицу в рисунках.
Предлагается 3-4 учащимся прочитать рассказы:
- Оля зашла к своей подруге и видит, что Аня делает уборку в комнате. «Давай я тебе помогу, - говорит она. Стала Оля посуду мыть, а посуда в руках скользит, чашки падают, бьются. Аня и говорит подруге: « За всякое дело берись умело».
- У Вити было 2 друга, Коля и Дима. Они всегда играли вместе. Однажды Витя сломал ногу и не мог выходить на улицу. Коля приходил к нему каждый день, беседовал, играл в шашки, помогал учить уроки. А Дима ни разу не зашел к Вите. Вот так Виктор узнал, кто ему настоящий друг, т.к. друг познается в беде.
- Жил – был Ваня, любил на солнце погреться, ничего не делать и мечтать. Ел и спал. Толстый стал, книг не читал. Однажды он говорит матери: «Вырасту, ученым буду». А она ему отвечает: «Без муки нет науки».
(Объясни смысл пословиц).
Заранее прочитать рассказы:
Л.Толстой «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Б.Шергин «Одно дело делаешь, другого не порть».
Вывод.
-Чему же учат нас поговорки и пословицы?
-Какую роль они играют в нашей речи?
М.А.Шолохов. «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разум и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"
Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает патриотические чув...
сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"
сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...
Спортивно-массовое мероприятие «Дорогой памяти – дорогой отцов» посвященное 70-й годовщине контрнаступления в битве под Москвой
Внеклассное мероприятие проводится среди обучающихся в 8-11 классах. Для проведения соревнования среди 8,9 классов, целесообразно привлекать обучающихся в 10-11 классах....
Урок в 8 классе на тему "Мал золотник, да дорог"
Урок в 8 классе на тему "Мал золотник, да дорог" посвящён витаминам. Урок с использованием интерактивной доски и презентации. На уроке предлагаются различные виды деятельности учащихся: самостоя...
Урок-игра "Мал золотник да дорог"
Урок-игра "Мал золотник да дорог" - это урок-посиделки, который можно проводить для учащихся 5-6 классов. Цель урока: закрепить знание о малых жанрах фольклора....
Малыши делают первые успехи в ЧГК ( " МАЛ ЗОЛОТНИК- да ДОРОГ"!)
Из вновь пришедших пятиклассников в 2017 году в клуб интеллектуальных игр "ПЛЕЯДА", была создана сборная команда " Совятники", которая сразу заявила о себе, на всех турнирах ...
Мал золотник, да дорог
laquo;Мал золотник, да дорог» - гласит народная пословица. Если рост человека, вес, размер ноги маленький, это не говорит о том, что он не может выполнять значимые функции.К примеру, щитовидная...