ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
статья по психологии
Автором рассматривается вопрос о формировании позитивных межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью средствами арттерапии. Обозначается значимая роль в выявлении и корректировки нарушений личностных и межличностных отношений у умственно отсталых школьников. Утверждается, что детям с умственной отсталостью необходима комплексная коррекционная помощь. В статье рассматриваются психотерапевтические технологии работы с детьми с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Синицына П. Я.
Ключевые слова: умственная отсталость, патология, арттерапия, личностные и межличностные отношения, позитивное отношение к сверстнику.
Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии в настоящее время является очень актуальным вопросом. Таким детям необходима комплексная коррекционная помощь. К таким нарушениям относится умственная отсталость.
Умственная отсталость – это нарушение познавательной деятельности, возникающее как следствие органического поражения коры головного мозга. Множество различных форм патологии объединены в этом понятии, которое характеризуется недоразвитием высших психических функций и когнитивной сферы, различается по патогенезу, этиологии, локализации, особенностям течения, клиническим проявлениям и времени, когда оно возникло[3, с. 52].
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений является актуальным и важным именно на первых этапах становления личности, несомненно, поскольку конфликт во взаимоотношениях обучающегося со сверстниками может стать серьёзной угрозой личностному развитию[6, c. 109].
Основными движущими причинами развития ребёнка являются общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, а так же его деятельность. И если то или другое имеет какие-либо искажения или отклонения, это приводит к тому, что формирование личности и поведения ребёнка оказывается нарушено. То, какая реакция на ребёнка будет у окружающих, во многом обусловлено именно его характером поведения. Это нередко проявляется в общей оценке ребёнка, в том, насколько интенсивно общение с ним, в поощрении и наказании за те или иные формы поведения [1, c. 97]. Благодаря подобным реакциям закрепляются, или, наоборот, изменяются имеющиеся психологические особенности ребёнка.
Исходя их теории Л.С. Выготского о дефекте и его структуре, умственная отсталость это первичный дефект, нарушение личностных и межличностных отношений – вторичный [2, c. 27].
Поэтому важно как можно раньше выявлять и корректировать вторичные нарушения.
Целью нашего исследования явилось: теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить эффективность использования арттерапии в формировании позитивного отношения к сверстнику у умственно отсталых младших школьников.
Нами было проведено исследование по изучению особенностей отношения к сверстнику у умственно отсталых младших школьников.
Базой исследования стала МБОУ Черемушкинская СОШ, Каратузского района. Выборка составила 20 учащихся 10 с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) – экспериментальная группа и 10 детей с нормальным развитием – контрольная группа.
Были подобраны и проведены следующие методики, по выявлению особенностей личностных и межличностных отношений, у умственно отсталых младших школьников:
- Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте
- Методика «Определение эмоционального уровня самооценки» А.В. Захарова
- Методика «Какой я?» B.C. Мухина
- Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
- Методика «Капитан корабля» О.Е. Смирнова.
Результаты исследования показали, что отношение к сверстнику у детей с умственной отсталостью неадекватно.
Остановимся поподробнее на методике «Капитан корабля» О.Е. Смирновой, целью которой являлось выявление межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников в группе сверстников.
Суть методики заключается в следующем: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? Кто еще остался на берегу?»
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику.
В результате проведения данной методики в экспериментальной и контрольной группе нами были получены следующие результаты, представленные в таблице 1:
Таблица 1. Анализ результатов по методике «Капитан корабля» О.Е. Смирновой на констатирующем этапе
№ | Статусная категория | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
п/п | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | |
I | «Звезды» | 1 | 10 | 6 | 60 |
II | «Предпочитаемые» | 1 | 10 | 3 | 30 |
III | «Принятые» | 5 | 50 | 1 | 10 |
IV | «Отверженные» | 3 | 30 | - | - |
В таблице 1 мы видим, что в благоприятных статусных категориях большее количество обучающихся, а именно 90%, находится в контрольной группе, тогда как в экспериментальной группе – лишь 20% обучающихся. В неблагоприятных, наоборот, большее количество обучающихся (80%) находится в экспериментальной группе, тогда как в контрольной – всего 10%. Мы можем отметить, что во время проведения эксперимента обучающиеся с умственной отсталостью отрицательные выборы делали чаще, чем обучающиеся с нормативным развитием: так общее количество отрицательных выборов у экспериментальной группы обучающихся – 80%, тогда как у контрольной группы – лишь 10%. Кроме того, следует обратить внимание на то, что в группе обучающихся с умственной отсталостью не получил отрицательных выборов только 10% обучающихся, в то время как в группе обучающихся с нормативным развитием отрицательных выборов не получили 60% обучающихся.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что обучающиеся с умственной отсталостью, по сравнению с обучающимися с нормативным развитием, чаще демонстрирую отрицательное отношение друг другу, поскольку в их ответах преобладают отрицательные выборы по отношению к сверстникам.
С целью корректировки отношения к сверстнику нами была разработана программа коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми младшими школьниками в которую включили элементы арттерапии.
Программа была рассчитана на 6 месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю по одному виду терапии в день. Ниже приведены фрагменты некоторых психотерапевтических технологий из программы, которые мы применяли на занятиях:
1. Изотерапия (свободное рисование, коммуникативное рисование, совместное рисование)
2. Игротерапия (игра «Комплименты», Разыгрывание сценки «Котята», игра «Молчок»).
В начале дети неохотно шли на контакт, были пассивны, но через несколько занятий все дети уже активно включились в работу.
В целом необходимо отметить, что в процессе коррекционного обучения произошло формирование положительного отношения к сверстнику у большинства умственно отсталых учащихся.
Проведенное нами исследование помогло выявить эффективность психотерапевтических технологий работы с детьми с умственной отсталостью.
Библиографический список
1. Андреев, Г. М. Межличностное восприятие в группе / Г. М. Андреева, А. И. Донцова. – М. : МГУ, 1981. – 292 с
2. Анциферова Л. И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Под ред. Б. Ф. Ломова, К. А. Абульхановой-Славской. М., 2000. – 311 с
3. Большой психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 199 с.
4. Занков Л. В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталых детей. Учебно — воспитательная работа во вспомогательных школах и в школе для глухонемых детей. –М., 1940, — Вып.В. – 226 с
5. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. – 1989. - №1. С.5-14. – 231 с.
6. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003. – 391 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"
ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Данная статья включает в себя систему работы по формированию навыка грамотного письма на уроках русского языка в младших классах корекционной школы для умственно отсталых детей....
Формирование социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушением интеллекта в условиях ГБУ ЦССВ
Так как последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов соц...
План самообразования на тему "Создание условий для формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта"
План самообразования...
педагогический проект«Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ОВЗ»
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстн...
«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"
Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.В работе описаны группы игр, осн...
Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.
Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности....