Проблемы социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений
статья на тему

Степаненко Светлана Александровна

доклад на республиканском семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская  специальная

(коррекционная)  общеобразовательная

школа-интернат  VIII вида»

Доклад

«Проблемы социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений»

Выполнила: воспитатель

Степаненко С.А.

Инсар 2014

Cоциальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.      Успешность процесса социализации определяется во многом наличием сформированного поведения привязанности, развитием интеллекта, которые изначально не развиты у воспитанников детских домов из-за отсутствия семьи.

Жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта. Дефицитарность опыта обусловливает низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, что впоследствии нарушает процесс их включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Выпускники интернатных  учреждений для детей-сирот испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью, а отклонения психического развития многократно усиливают негативные последствия социального сиротства. Учащиеся специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот выходят из стен учреждения, не владея необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками. Такое положение дел часто приводит выпускников к ограничению их возможности самореализации в жизни вне учреждения. Поэтому подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Сложилась система содержания, воспитания и обучения детей-сирот в детских государственных учреждениях интернатного типа. Разработаны механизмы выявления детей, нуждающихся в попечении государства, механизмы защиты их прав и законных интересов. Тем не менее, выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу и жилье, с трудом создают семью, легче становятся алкоголиками и наркоманами и даже чаще становятся жертвами суицида. То есть вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.

Под воздействием обстоятельств рождения ребенка, ситуации в семье в период раннего детства, жизни в государственном учреждении из воспитанника детского дома формируется личность, которой свойственен определенный, присущий именно выпускникам этих учреждений, набор психических качеств: отчуждение, неприятие себя (аутонегативизм), неразвитые индивидуальность, социальный интеллект, инфантилизм – которые проявляются в дальнейшем в аномалиях поведения. Совокупность перечисленных качеств и представляет собой социопатический характер, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.

Цель системы воспитания школы-интерната – создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка-сироты.

Основными задачами воспитательной работы,  исходя из поставленной цели,  являются:

  • помощь в становлении личности воспитанника;

     •        подготовить выпускника для поступления в учреждения профобразования

     •        подготовить к самостоятельной жизни в условиях рынка

     •        развивать коммуникативные навыки

     •        подготовить к ответственной, осмысленной жизни

    •        научить строить достойную жизнь

    •        развивать социальную активность

    •        формировать ценностные установки

Воспитание человека – это воспитание целостной личности, а главным стержнем, определяющим целостность, является нравственность. Не усвоив нравственные нормы и правила поведения, принятые в обществе, нельзя жить среди людей.

Именно поэтому основным направлением в своей работе я выбрала духовно - нравственно воспитание.

Из изученных мною программ по данному направлению  я выделила следующие разделы:

  1. Нравственное воспитание.

Этот раздел предполагает следующие задачи:

  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам, младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
  • осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

По данному разделу запланированы беседы и мероприятия «Поговорим о воспитанности», «Человек в мире правил», «Общение или одиночество?», «Нехорошие слова. Недобрые шутки.», «Беда может случиться с каждым», «Дети под защитой государства», «Право и закон», «Есть ли права у детей?», «Все начинается с семьи», «Мы наследники Великой Победы» и др.

  1. Патриотическое воспитание.

       Предполагает следующие задачи:

  • уважительное отношение к русскому языку, как к государственному, языку межнационального общения;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором находится образовательное учреждение;
  • любовь к школе, своему городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, города.

По данному разделу запланированы следующие занятия: «Что значит быть гражданином своей страны», «Моя малая Родина», «Герои - наши земляки», «Человек поднялся в небо», «День Защитника Отечества» и др.

  1. Охрана здоровья и физическое развитие.

          Предполагает следующие задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

По данному разделу запланированы занятия: «Мы выбираем жизнь»,  «Личная гигиена подростка», «Образ жизни и здоровье», «Зеленая аптека», «Умей сказать «нет» и др., а также веселые старты и подвижные игры.

  1. Трудовое воспитание.

         Предполагает следующие задачи:

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе.

По данному разделу запланированы следующие занятия: «Твой внешний вид», «Что значит быть бережливым», «Деньги и их значение», «В мире профессий», практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.

  1. Эстетика.

С учетом своеобразия развития умственно отсталых детей и особой роли коррекционной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  • способствовать коррекции дефектов психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни;
  • формировать у детей эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в природе, в повседневной жизни; развивать эстетический вкус;
  • развивать и совершенствовать эмоциональную сферу детей, вызвать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и т.д.), добиваясь адекватной реакции на красоту окружающей обстановки;
  • содействовать развитию элементарных творческих способностей и доступных умственно отсталым детям художественных навыков.

Эстетическое воспитание начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Поэтому приучаю своих воспитанников поддерживать чистоту и порядок в группе, создавать уют. Все ребята принимают посильное участие в оформлении группы, сохранности имущества, ухаживают за цветами.

Постоянно напоминаю о том, чтобы дети следили за своей одеждой, обувью и были опрятны, чисто и аккуратно одеты.

По данному разделу запланированы занятия: «Путешествие по народным промыслам», «Знаменитые художники Мордовии», «Живой мир нашего края», литературные часы, участие воспитанников в концертах, конкурсах, выставках.

Каждое из направлений находит отражение:

- в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

- в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;

- в организации общешкольных мероприятий.

Не смотря на то,  что нам приходится работать со сложным контингентом детей, мы должны:

 - видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

- создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему;

- исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;

  - не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков;

 - учить ребенка видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

 

Список использованной литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности у детей.-М.,1997.

2.  Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология.-1994.-№1

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. В. Воронковой.-М., 1994.

4.  Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. / Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

5.  Худенко Е.Д., Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. Испр. И доп..-М.:АРКТИ, 2006.

6. Юдинцева Н.Н., Панов А.И., Левин С.А. Постинтернатная адаптация выпускников детских домов. М.: «Альтекс», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: « Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений»

Доклад: на тему: " Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений"...

«Адаптация и социализация воспитанников интернатных учреждений как условие успешной интеграции в общество». Республиканский фестиваль педагогического мастерства «Изменим будущее»

Не секрет, что сейчас социально-экономическая ситуация в стране находится в печальном состоянии: более полумиллиона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формально...

Презентация по теме "Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений"

Данная презентация пожет быть полезна воспитателям учреждений интернатного типа, родителям . Прдставлено краткое тезисное изложение  темы "Особенности социализации детей"...

«Инновации в воспитательной деятельности, направленные на социальную адаптацию воспитанников в учреждениях для детей – сирот»

Данная статья раскрывает некоторые инновационные формы воспитательной работы с детьми - сиротами в ксловиях стационарного учреждения. Я представляю материал из опыта работы за последние несколько лет....

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...