Взаимодействие семьи и школы как способ успешного развития личности ребенка
статья
Описание системы работы классного руководителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы как способ успешного развития личности ребенка
Семья и школа – это берег и море,
на берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое
море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Л. Кассиль
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.
Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.
Цель моей воспитательной работы: создание условий для формирования личности обучающегося, способной к творческому самовыражению, активной жизненной позиции, самореализации и самоопределению, успешной социализации в обществе.
Ведущая научная концепция, используемая мной в работе, «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка», авторами которой являются Рожков М.И., Байбородова Л.В. и другие.
«Личностью не рождаются, личностью становятся», - утверждает наука. Социализация призвана возвысить и усовершенствовать человека, сформировать его здоровым физически и богатым духовно.
Личность формируется уже в детстве, и особую роль в этом призваны играть семья и школа. Со стороны классного руководителя очень важно психолого-педагогическими средствами поддержать растущего человека. Особенно это актуально в отношении тех детей, в семьях которых воспитание низведено до примитивного уровня «одет-накормлен-наказан». Но успешно решить проблему развития личности ребенка можно только в процессе взаимодействия семьи и школы. Ведь именно семья – основа воспитания, все ценностные начала исходят от нее. Взаимоотношения детей с родителями и учителями, жизненные и духовные ценности, способствующие становлению личности, постоянно волнуют семью и школу.
Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями. Классный руководитель должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи, влияние семьи на личностное развитие ребенка, его характер, поведение. Классный руководитель совместно с родителями должен создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, учитывая интересы детей и их возрастные особенности. Педагогу необходимо знать какова сфера материального бытия ребенка, образ его жизни, традиции и обычаи семьи.
Поэтому работа с родителями включает следующие направления:
- изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи);
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей. Помощь родителей в учебно-воспитательной работе.
- защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
- содействие родителей в материально-техническом оснащении кабинета.
В практической работе с родителями учащихся я использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:
1. Родительские собрания. На каждом из них я отмечаю различные достижения детей. Но наиболее эффективным видом, на мой взгляд, является обязательное проведение просветительской работы с родителями: обзор литературы по воспитанию детей на родительских собраниях, знакомство с возрастными особенностями детей, обучающие занятия по психологии общения, родительский лекторий с приглашением специалистов социально-психологической службы школы.
Подобные мероприятия помогают мне выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом воспитания детей, задать волнующие их вопросы, а также формируют коллектив родителей-единомышленников, целью которого является продуктивное взаимодействие с детьми.
В качестве примера хочу привести родительское собрание на тему «Результаты адаптации учащихся к обучению в средней звене», которое было проведено в моем классе совместно с психологом нашей школы. На этом собрании родителям была представлена подробная информация по адаптации учеников 5А класса:
- анализ состояния здоровья учащихся, распределение их по группам здоровья;
- социальный паспорт класса;
- уровень обучаемости, динамика качества знаний;
- результаты педагогического мониторинга учащихся;
- результаты исследования процесса адаптации учащихся (уровень школьной тревожности, уровень мотивации).
В тесном сотрудничестве с психологом школы удалось отследить успешность адаптации: достаточно высокий уровень школьной комфортности, положительную динамику в развитии отношений со сверстниками, учителями и даже с родителями.
Использование при проведении родительского собрания информационно-коммуникационных технологий позволило сделать более образным восприятие информации родителями.
В структуре нашего классного самоуправления родительское собрание занимает также одну из ведущих позиций. Оно является консультативным органом, который оказывает помощь в организации внеклассных дел, экскурсий и других мероприятий.
2. Индивидуальные консультации (беседы, встречи, корректировка знаний ребенка с учетом его способностей и состояния здоровья). Как правило, такая работа дает высокий положительный результат, так как направлена на оказание помощи одному ребенку и его семье. Я считаю такую работу наиболее тактичной по отношению к родителям и к самому ученику, так как она позволяет корректировать ситуацию более детально и оказывать ребенку реальную помощь, в отличие от родительских собраний, на которых педагог во избежание некорректного поведения по отношению к родителям, не может при все собрании указать на ошибки ребенка, но и собрание бывает достаточно нечасто, чтобы дожидаться его – ведь проблема может к тому времени уже выйти из-под контроля.
Родителям очень нравится такая форма взаимодействия, они чаще приходят в школу, иногда даже по собственной инициативе, чтобы не только узнать о состоянии дел его ребенка, но и проконсультироваться по воспитательным вопросам.
3. Форум. На сайте нашей школы открыт форум, который включает раздел «Для вас, родители!». Здесь можно обсуждать вопросы, касающиеся воспитания и обучения детей. Использование форума в воспитательной деятельности – это еще одна возможность обмениваться с родителями мнениями по возникающим вопросам, делиться опытом. В обсуждении принимают участие и специалисты психологической службы школы.
4. Ведение Интернет-журнала. Своевременное информирование родителей о состоянии обучения и воспитания учащихся моего класса позволяет избежать так называемого информационного вакуума, когда информации от ребенка недостаточно, а учитель-предметник не спешит донести важную информацию до родителей.
Родители моих учеников получают оперативную информацию о посещении учащимися школы, о поведении ученика на уроке, об успеваемости ребенка через Интернет.
5. Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий. Положительный эффект внеклассных мероприятий в моей педагогической практике достигается тогда, когда ученик совместно со своими родителями готовится к этому мероприятию, ведь детям важно знать на деле, что они нужные, любимые и самые важные в жизни родителей.
На сегодняшний день при участии родителей создан ряд проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий:
- «Родословное древо семьи»;
- «История семьи – история страны»;
- «Герб нашего класса»
- «Трудовые династии».
Данные мероприятия становятся итогом большой подготовительной деятельности, в процессе которой ученики максимально полно раскрывают свои творческие способности, приобщаются к богатствам родной культуры. Все классные достижения публикуются на сайте нашего класса.
Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила мне разработать модель воспитательной системы класса. Реализация данной модели воспитательной системы позволила достигнуть определенных результатов:
- Совместно с социально-психологической службой выявлено, что более 70% учащихся демонстрируют высокую мотивацию к учебной деятельности.
- У большинства учащихся класса отсутствуют негативные переживания, связанные со школой.
- Классный коллектив демонстрирует высокий уровень сплоченности, чему способствует благоприятная атмосфера в классе, высокий уровень развития ученического самоуправления, поддержка со стороны родителей.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решение наиболее важных, педагогических проблем, согласовывать устремления действия учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества, и самое главное – воспитанию в каждом ребенке успешного и счастливого члена общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)
Цель работы – организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...
Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.
В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...
В помощь классному руководителю:"Совместная работа семьи и школы в воспитании и развитии личности ребёнка.
Данная подборка материала является сопроводительной статьёй к проведению родительских собраний и построению системы воспитательной работы на год в целом....
Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью....
Взаимодействие семьи и школы в воспитании социально-активной личности учащегося. Профессиональное самоопределение»
Семья – это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя» В.А. СухомлинскийЛичность – устЛичность –...
Родительское собрание "Взаимодействие семьи и школы искусств в интересах развития творческой личности ребенка»
форма проведения - круглый стол (24.12.16)...
Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка
Выступление на МО классных руководителей 2018-2019 уч.года...