Коррекция и развитие внимания
статья (5 класс) на тему

Русских Наталья Константиновна

Коррекция и развитие внимания детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе III вида. Материал из опыта работы учителя РусскихН К.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnimanie.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русских Наталья Константиновна

Коррекция и развитие внимания учащихся на уроках математики в школе VIII  вида

(методические рекомендации из опыта работы учителя Н.К. Русских)

   

«Внимание – это осуществление отбора нужной информации, обеспечение программ действий и сохранение постоянного контроля за их пониманием».

А.Р.  Лурия.

          Коррекция и развитие внимания – это одна из важных и сложных психолого – педагогических проблем. Ведь внимание – это обязательное  условие всякой деятельности.

        Работа на уроке требует от ученика быстрого переключения внимания от выполнения одного задания на другой вид работы. От скорости этого переключения зависит темп урока. Если учителю в течении даже 1-2 минут приходится ждать завершения работы отдельных учеников, то снижение темпа урока приведёт к снижению темпа работы всего класса.

 Это, в свою очередь, повлечёт за собой следующие последствия:

-  невнимательный ученик может пропустить часть информации, в знаниях образуется пробел;

-  теряется интерес к выполнению заданий, появляются негативные поведенческие реакции;

-  учителю приходится затратить немало энергии, чтобы восстановить нужный  рабочий настрой класса, а это дополнительное время и уменьшение объёма выполненной работы.

 Хорошо развитое внимание позволяет ученику продуктивно организовать свою деятельность, работать в стабильном темпе, выполнять весь объём работы, прочнее усваивать знания.

   Исследования психологов показали, что тренировка внимания способствует:

-  стабилизации индивидуального темпа работы ученика, от которого, в конечном итоге, зависит его успеваемость по предмету

- способствует организации работы в классе синхронно и слаженно.

     Математика, как учебный предмет, содержит необходимые предпосылки для коррекции и развития внимания учащихся. К приёмам работы в этом направлении можно отнести следующее:

-  решение примеров на порядок действий, комментирование решения;

-  установление последовательности применения того или иного алгоритма;

-  анализ содержания задач;

-  все измерительные работы;

-  работы со справочниками, схемами, чертежами;

-  задания на сравнение чисел, величин, фигур, сопоставление и анализ полученных результатов;

-  задания на установление тех или иных закономерностей.

     В организации всей коррекционной работы я придерживаюсь следующих принципов:

  1. На уроке необходим темп работы, который поддерживается за счёт неоднократной смены деятельности:

от устного – к письменному

от лёгкого - к сложному

от частного – к общему

от самостоятельного выполнения задания – к фронтальной деятельности.

  1. Задания должны даваться детям в доступной форме, лаконично, конкретно.
  2. На уроке обязателен элемент соревнования.
  3. На уроке обязателен материал занимательного характера.
  4. Создание ситуации успеха для сильного и слабого за счёт применения технологии разноуровневой дифференциации  с учётом дефектов личностного развития.

 Реализация этих принципов  способствует появлению интереса учеников к работе, и, следовательно, повышает результативность всей учебной деятельности.

     Задания на коррекцию и развитие процессов внимания  я, условно, разделила  на 3 группы.

I. группа:   «Задания в игровой форме»

Эти задания применяются в начале урока, чтобы переключить ребят на учебную деятельность, настроить на деловой лад, задать общий темп работы на уроке, создать хорошее настроение, позитивное восприятие требований.

Сюда относятся:

 1.  Игры:

 - «Да-нет»;

-  «Покажи, что слышишь»

Учитель называет  -        показывает

                Ухо                        глаз

                Нос                        ухо

                Волосы                  подбородок

                2 пальца                 5 пальцев

  и т. д.

- « Хлопни в ладоши, когда услышишь математическое слово».

 Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз

Лишь скажу я слово три (нужно хлопнуть в ладоши) приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри

      рыбёшек мелких увидали, и не одну, а целых  …две.

Мечтает мальчик закалённый стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду    раз, два…марш.

            Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи.

            А про себя их повтори, разок, другой, а лучше…. пять.

             Недавно поезд на вокзале мне три часа пришлось прождать.

       Ну что – же вы, друзья, не брали, когда была возможность взять.

-  «Встречные колечки».

Эта игра используется для концентрации внимания.

-  Правая рука:            Кончик мизинца встаёт на кончик большого пальца.

                                     Получается колечко.

-Левая рука:                Кончик указательного пальца встаёт на кончик  

                                     большого пальца. Получается колечко.

- Колечки размыкаются.

-  Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев.

-     Для левой руки – кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно.

-  Следующую пару колечек строят одновременно: на правой руке -большой и средний пальцы; на левой руке – большой и безымянный пальцы.

-  Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой позиции.

-    «Ладонь – кулак».

Эта игра способствует концентрации внимания.

Одна рука направлена вверх, ладонь выпрямлена.В основание ладони упираются кончики пальцев выпрямленной ладони другой руки. Это положение называется «ладонь».

Одна рука сжата в кулак, в основание кулака упираются кончики пальцев другой руки. Это положение называется «кулак».

Ведущий командует, сопровождая слова соответствующими жестами «ладонь», «кулак», «кулак», «ладонь»  и т.д.…

С каждой командой меняется положение рук: то правая рука упирается в основание ладони левой, то наоборот.

Команды выполняются быстро.

2. Упражнения «Мудры» из системы Йога для пальцев.

Эти упражнения можно найти в книге Гертруд Хирши «Мудры. Йога для пальцев»., Москва, издательство Астрель*АСТ, 2007 год

3. В середине урока для снятия умственного напряжения можно использовать упражнения из системы «Гимнастика ума», выполнение которых требует от детей концентрации внимания.

 Упражнения «слон», «сова», «гибкие ноги», «перевёрнутая восьмёрка», «марионетка» и т.д.

II.   группа заданий:    Для устной работы, повторения, активизации познавательных процессов. Эти задания выполняются на начальных этапах урока:

-  Работа с числовым рядом.

 Приёмы работы разнообразные – математический диктант, анализ числового ряда записанного на доске, установление закономерности в записи числового ряда, нахождение чисел по заданию учителя, сравнение чисел, запись данного числового ряда по другому условию. Например: Перед вами ряд чисел. Под каждым напишите, сколько ему не хватает до 20: 8, 3, 5, 2, 4, 1, 9, 7, 6.

-  Работа с рядом геометрических фигур.

Задание 1.  «Продолжи геометрический ряд».

.

Задание 2. «Найди лишнюю фигуру». Ответ докажи.

Задание  3.  «Перестановки»

                                                                                           

- Какой ряд геометрических фигур получится, если переставить местами первую и последнюю фигуры?

-  Первую и третью фигуры?

-  Вторую и последнюю фигуры?

-  Третью и первую фигуры?

И т.д. всевозможные варианты.

Задание 4. «Раскрась»

                     В          

                                               -Фигура А пересекается с фигурой В

                                               -Фигура С пересекается с фигурой А.

А

                              С

       

                               В                          - Фигура А пересекается с фигурой В.

                                                            -  Фигура А пересекается с фигурами В и С.

                                                             - Фигура В пересекается с фигурой С.

                   

                                             

А                              С                  

Задание 5.  «Квадраты, треугольники, круги»

Детям предлагается один или несколько вариантов задания. Оценивается точность их понимания и правильность выполнения.

а) Поставьте крестик во втором треугольнике слева и знак    «-«  в любом кружочке.

б)  Напишите букву К во всех кружочках кроме первого и букву О во всех квадратах.

в) Зачеркните все квадраты и треугольники, стоящие после кружочков.

г)  Подчеркните квадраты, стоящие перед треугольниками, но не после кружков.

И т.д. всевозможные варианты.  

Задание 6.   «Перестановки»      (разновидность)

Мысленно переставь местами одинаковые фигуры и прочитай написанное слово.

-  Всевозможные числовые квадраты, числовые лабиринты.

Сюда входят задания на отыскание ходов в числовых лабиринтах различного уровня сложности. Начинаю эту работу с лабиринтов несложного вида. Затем задания усложняются и обогащаются математическим содержанием. Так, при продвижении по лабиринту отыскивается уже не один, а несколько верных путей с последующим выбором самого короткого из них. Увеличивается число лабиринтов, в которых нужно выполнить промежуточные задания: сравнивать числа, решать примеры, составить геометрическую фигуру. Такие задания направлены на увеличение объёма и устойчивости внимания, на формирование умений переключать и распределять внимание на несколько свойств предметов или видов выполняемой деятельности.

Задание 1:  Пройди по клеточкам так, чтобы в сумме набрать 25 очков.

1

7

1

7

7

3

0

  4

5

-  Игра «Весёлый счёт» и её разновидности.

Детям показываю таблицу с числами. Некоторые числа записаны 2-3 раза, а другие один раз. Надо из суммы чисел, встречающихся 2-3 раза отнять сумму чисел, встречающихся 1 раз. Вычисления можно записывать. Побеждает тот, кто выполнит задание первым.

-  Задания «Перепутанные буквы», «Найди слово».

В

Л

Д

К

Д

П

Ы

Л

С

М

К

Е

Л

Е

У

М

Е

Б

И

О

Р

И

М

О

Ф

Н

Ю

Ь

Л

Е

Т

Ч

Е

Й

Ь

Ш

Т

Ф

М

Ь

А

С

Т

Ш

И

Г

Д

Е

Ч

О

Ж

В

Ь

Т

ПКИМНОТАЛЖИЧСТЕЛЬВАСНР           ВГСКУТИМРМТАЬЛБЮ

- Задание  «Перепутанные линии»

H:\data\articles\51\5155\515541\img1.gif

               

1.                                                                                                                    1.

2.                                                                                                                    2.

3.                                                                                                                    3.

4.                                                                                                                    4.

5.                                                                                                                    5.

6.                                                                                                                    6.

7.                                                                                                                    7.

8.                                                                                                                    8.

Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца  (справа). Эти номера не совпадают. Нужно внимательно проследить глазами за каждой линией, от её начала до конца и определить номер в начале и в конце.

При выполнении этого задания необходимо обращать внимание могут ли дети выполнять задания без помощи карандаша, ручки, пальца, испытывают ли затруднения, есть ли у них стремление довести работу до конца, как много на это тратится времени.

-  Работа с примерами, зашифрованными в схемы и логические цепочки.

Для активизации познавательного интереса я использую национальные загадки.

* «Не буквы, а в строчку написаны.

      Не язык, а охотнику всё расскажут».

Даю варианты ответов:

Книги – 150

Звёзды – 120

Следы – 140

Ответ можно найти, правильно решив цепочку.

         

        +50                : 100            *30           + 70             : 2           -60           +90    

** «Один мужик свою дорогу собирает».

Варианты ответа:

Шаман- 31

Весло – 45

Путешественник – 94

Цепочку можно придумать по любой теме, с любым количеством примеров.

***  Составь выражение и найди его значение.

-  Гнозисы.

- Анализ чертежей.

       

-  Какая фигура на чертеже?

-  Сколько на чертеже треугольников? Покажи их.

-  Сколько на чертеже квадратов? Покажи их.

-  Сколько на чертеже четырёхугольников? Покажи их.

-  Каким фигурам принадлежит *? Покажи их.

-  Игра  «Счёт с помехой»

Ученик называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги эту же числовую последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2 пишет19 и т. д.

Учитывается время выполнения и число ошибок.

III группа заданий  -  Обучающие задания содержательно – логического характера, направленные, с одной стороны, на коррекцию и развитие внимания, а, с другой стороны, способствующие более осознанному усвоению изучаемого материала, развитию мыслительных процессов. Сюда я отношу следующие приёмы работы:

-  Работа с опорными таблицами при изучении темы.

-  Работа по формированию алгоритма применения правила.

-  Составление логических цепочек, схем.

-  Применение технологических карт при отработке алгоритма применения правила.

«Алгоритм деления столбиком  на однозначное число»

Алгоритм вводится поэтапно с речевым комментированием  в практической деятельности. На уроках практического закрепления навыка деления чисел столбиком можно использовать как технологическую карту, применять приём «перепутанное правило».

«Алгоритм умножения трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд».

1 шаг:  Умножаем сотни.

2 шаг: Умножаем десятки.

3 шаг: Умножаем единицы.

4 шаг: Называем полученный ответ.

«Алгоритм записи смешанного числа в виде неправильной дроби».

  1. Целую часть смешанного числа умножаем на знаменатель дроби.
  2. К полученному числу прибавляем числитель дроби.
  3. Полученный ответ записываем в числитель.
  4. Знаменатель оставляем тот же.

Все предлагаемые задания можно использовать в различных целях: как обучающие, развивающие, коррекционно направленные, тестовые. Задания способствуют коррекции недостатков внимания и его развитию.

Информационные ресурсы:

Сухачёва Лидия Николаевна, педагог-дефектолог Воспитание интереса к изучению математики через занимательный материал в работе с умственно отсталыми детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Упражнения по коррекции памяти и внимания на уроках математики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этой статье я сделала подборку упражнений по математике в разных классах, способствующих развитию и укреплению памяти у детей, испытывающих затруднения с запоминанием учебного материала в связи с ос...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Описаны приемы для родителй по развитию памяти в нимания у детей младшего школьного возраста...

Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...