Индивидуальное занятие по РСВ
методическая разработка на тему

Алатырцева Надежда Альбертовна

Методическая разработка индивидуального занятия по РСВ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог

Алатырцева Надежда Альбертовна

Конспект  открытого  индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия.

Тема: Звуки  О-Е, Т-Ц  в самостоятельной речи.

Работа над голосом и речевым дыханием. (ФП)

Текст «Синицы зимой»      (РСВ)

Цель: 1.дифференциация звуков О-Е, Т-Ц   в  самостоятельной  речи на   материале  профилей  этих  звуков,  слов,  фраз, стихотворения;

           2.восприятие  слов,  фраз,  словосочетаний вразбивку с индивидуальными слуховыми  аппаратами и без  них, ответы на вопросы.

Задачи:  

Обучающие: 1.учить правильно произносить звуки О-Е , Т-Ц и различать их на слух;

                          2.закреплять навыки четкого произнесения гласных звуков с использованием  фонетической  ритмики;

                         3.формировать умение пользоваться речевым дыханием, голосом нормальной высоты и силы;

                          4.учить правильно пользоваться вопросительной  и восклицательной  интонацией;

                          5.формировать навыки самоконтроля и  самооценки своей деятельности.

Коррекционные: развивать  внимание  ,память,    мышление, наблюдательность

Воспитательные:1.воспитывать любовь к птицам, заботливое к ним отношение;

                                   2.воспитание устойчивой мотивации к общению;

                                   3.способствовать развитию  познавательного интереса к занятию.

Оборудование:компьютер, компьютерная  презентация

                                   Ход занятия:

1.Оргмомент.

    Учитель:                                                                          Обучающаяся:

-Здравствуй  Аля.                                            –Здравствуйте Надежда Альбертовна

                                                                             - Здравствуйте гости.

-Как ты меня слышишь?                                - Я слышу хорошо.

-Слушай внимательно,                                   - Я буду слушать и говорить хорошо.

говори хорошо.

2.Выполнение артикуляционных и голосовых упражнений.

-Выполняй движения и говори

на одном выдохе:

А-О-У-Э-И-Ы                                                          А      -    О   -    У   -    Э  -    И   -    Ы

3.Работа над звуками  О  -  Е.

а) –Посмотри профиль  (слайд 1)

    - Какай это звук?                                               О   (показать фон.ритмикой)

    -А это какой звук?                                             Е

    -Что общего между ними?                            -Оба гласные.

                                                                                    Е  - двойной  звук.

б)Назови  картинки.                                             –Я буду называть картинки.

Хорошо говори звуки    О –Е.

(слайд 2)

                                                                                  Ежик – ослик

                                                                                  Терка – тополь

                                                                                   Мед -  море

                                                                                    Ребенок-  работа

                                                                                    Береза – роза

                                                                                     Тема – Тома

в) –Скажи голосом нормальной громкости,

       на одном  выдохе. (слайд 3)                       -Пес Барбос громко лает.

                                                                                    -Тетя Тома – телятница.

-Ты правильно говорила звуки О-Е ?                -Да,правильно.

4.Работа над звуками  Т-Ц ?

а) –Профили каких звуков ты видишь?                  -Т    ,    -Ц

(слайд 4)

    -Почему  ты  так  думаешь?                               -При звуке Т кончик языка

                                                                                        упирается в верхние  зубы,

    затем отходит.

                                                                                         -При звуке Ц кончик  языка

                                                                                          Упирается  в нижние  зубы.

-Что  общего  между  Т  и  Ц?                                 -Оба  согласные,  глухие.

                                                                                         Воздух  идет  толчком.

- В  чем  отличие ?                                                     -Звук Ц  состоит из двух  звуков

                                                                                            (тс)

                                                                                         -Звук Ц всегда твердый, а звук

                                                                                           Т  бывает  твердым и мягким.

б) Распредели слова (слайд 5)                                

   Т                                 Ц

(солнце,аптека, лопата, милиционер,                 -В слове солнце звук Ц.

тигр, колодец,мельница)                                        - В слове аптека звук Т.

                                                                                                      и   т.д.

в)Вставь пропущенную букву Т или Ц.  

       (слайд 6)                                                               -певица, писательница,

                                                                                         теплица, воспитательница

г)Какое слово лишнее?                                              -теплица

   -Почему?                                                                     -Это не профессия людей.

д)Найди отличие в картинках.

    (слайд 6)                                                                     -Солнце, лестница птица ,

цветок.

                                                                                            -На второй картинке нет

                                                                                              Цветка.

е) Вставь  подходящие по смыслу слова.              –Тима вышел на сцену.

- Скажи на одном выдохе.                                         – Тема  красит  стену.  

(слайд 7)

е)Вставь буквы, прочитай фразу                              -Птицы прилетели.

   -как сообщение  (слайд 7)

  -  радостно                                                                    -Птицы прилетели!

  -  с вопросом                                                                - Птицы  прилетели?

5.Физкультминутка

(слайд 8)

-Называю птиц    (машешь руками)

 насекомых- ( руки под щечку, т.к.

                      насекомые зимой  спят)

6.РСВ     Текст «Синицы  зимой»(слайд 9)

-Какой текст мы читали на прошлом

занятии?                                                                         -Синицы  зимой.

-Ты  будешь  слушать и повторять

фразы вразбивку.

-Что ты будешь делать?                                           -Я буду слушать и повторять

                                                                                         фразы   вразбивку.

-Слушай внимательно,говори хорошо.

1.Зимние морозы покрыли льдом реки                   (повторяет )

    и озера.

2.Земля покрыта глубоким снегом.

3.Пусто в лесу и в поле.

4.Только холодный ветер гуляет.

5.Трудно синичкам зимой еду добывать.

6.Вот и прилетают синички из леса к

    жилью  человека.

7.Где корочку  поклюют, где зернышко

     найдут.

8.Так и кормятся синички всю долгую зиму.

9.А больше всего любят желтогрудые

   синички сало.

10.Ребята, не забывайте своих крылатых

     друзей!

11.Нужно помочь синичкам зимой!

        (слайд 10)

-Ты будешь отвечать на вопросы.–Я буду отвечать на вопросы.  

(слайд 10)

1.Как живется синичкам зимой?                    -Трудно живется синичкам зимой.

2.Ты видела синичку?                                        -Да,я видела синичку.

3.Как кормятся синички зимой?                      -Где корочку поклюют, где

                                                                                    зернышко  найдут.

4.Легко ли найти птицам корм зимой?

   Почему?                                                             -Не легко.Потому что зимний день

                                                                                   короткий  ,все покрыто снегом.

Трудно находить корм во время

снегопадов,метелей,сильных

                                                                                    морозов.

5.Как можно помочь синичкам зимой?         -Нужно повесить кормушки для

                                                                                    Птиц.

6.Ребята помогают синичкам зимой?              -Да, ребята помогают синичкам

                                                                                     зимой.

-Расскажи стихотворение «Помогу птичкам»

                                                                                 В воздухе кружится

                                                                                 Беленький  снежок.

                                                                                  Он укрыл деревья

                                                                                  Поле и лужок.

                                                                                  Птичкам стало хуже,

                                                                                   Корма не достать.

                                                                                   Мы  поможем пташкам

                                                                                   Перезимовать.

                                                                                   Вывесим кормушки

                                                                                   С хлебом и зерном.

                                                                                    Прилетайте, пташки,

                                                                                    В гости  вас  зовем!

-Аля,сними  аппараты.                                         –Я сняла аппараты.

-Ты будешь слушать слова и

словосочетания без аппаратов.                        –Я буду слушать без аппаратов.

1.зимние морозы                                                    (повторяет)

2.глубокий снег-глубоким снегом

3.жилье человека

4.желтогрудые синички

5.крылатые друзья-крылатых друзей

6.долгая зима-долгую зиму

7.трудно

7.Итог занятия:

-Спроси меня, как ты занималась?                            -Как я занималась?

-Ты занималась хорошо.

-Молодец!

-Спасибо,Аля.         Попрощайся.                               –До свидания.  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: «Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»

Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со...

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Игрушки».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Игрушки».Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы имен существительных в р.п., мн.ч., образовывать ум...

Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уме...

Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи». Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).

Рабочая программа представляет собой описание проверенной практикой эффективной системы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития дошкольников в условиях образовательных организа...

«Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»

«Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»...