Самоанализ педагогической деятельности воспитателя коррекционной школы
материал на тему

Черноусова Ирина Юрьевна

 В этом материале проанализировала свою работу за последние пять лет.Какие трудности встречались и как я их преодолевала, какие строю планы, как осуществляю   свои   ежедневные обязанности воспитателя-все это является предметом анализа и размышления  в моей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_chernusovoy_i.yu_.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

профессиональной деятельности

воспитателя ОГОУ

специальной (коррекционной)

школы – интерната № 6

г. Нижнеудинска

Черноусовой Ирины Юрьевны

в период

с 2009   по 2014 год

Я, Черноусова Ирина Юрьевна, работаю в данном учреждении с 2000 года. Особенностью нашего коррекционного учреждения является то, что наши воспитанники – дети, оставшиеся без попечения родителей, и только мы, педагоги, можем помочь определить им свой жизненный путь. Перед коллективом и мной лично, как воспитателем, стоит важная задача – помочь воспитанникам адаптироваться в новой жизненной ситуации, найти свою дорого в жизни, не потеряться в сложном современном мире, стать полезным обществу.

Изучая методическую литературу, новейшие достижения педагогической науки, опыт педагогов – новаторов, творчески перерабатываю и использую в своей работе.

Проводя диагностические процедуры с целью выявления индивидуальных психологических особенностей, использую работы Е.Д. Худенко.

Это тесты на речевое поведение, незаконченное предложение, специально созданные педагогические ситуации, рисуночные тесты, анкетирование.

Большое внимание уделяю привитию санитарно-гигиенических навыков. Детей моей группы обучаю навыкам самообслуживания через игры, специальные задания, многократные упражнения, организацию развлечений и праздников, что позволяет наблюдать положительные тенденции: дети всегда опрятны и аккуратны в одежде и прическе, могут самостоятельно устранить несложные неполадки (пришить пуговицу, петлю). Выпускники 2009  года моей группы не только следят за своим внешним видом, обращают внимание на модные тенденции, но и самостоятельно производят ремонт и реставрацию одежды.

Одной из важных задач вижу приобщение детей к посильному труду, формированию навыков трудовой коллективной деятельности. Показ личным примером, совместная работа с детьми, использование игр, соревнований, специальных упражнений, поощрений (через классный уголок, школьную или классную газету) позволяет успешно включать воспитанников в посильную трудовую деятельность. Воспитывая позитивное отношение к труду через организацию дежурств по классу, школе, столовой, использую индивидуальные трудовые поручения. Все дети имеют поручения: цветоводы, хозяйственники. Еженедельные отчеты о своей работе организуют ребят, учат быть ответственными. В нашей группе, кроме ежедневных уборок классов и спален проводятся генеральные и «сезонные» уборки, санитарные и хозяйственные часы, операции: «Уют», «Самый чистый», «День чистоты».

Дети моей группы принимают активное участие в трудовых десантах, организуемых в рамках школы, с желанием выполняют любое порученное трудовое дело, помогают младшим в уборке класса и спальни. Совершенствуются и трудовые навыки детей. Ребята активно принимают участие в ремонтных работах в классе и школе. Все выпускники умеют делать мелкий ремонт помещения  (белить, клеить обои, красить стены, рамы, полы). Полученные умения с успехом применяют при подготовке комнат общежития по месту учебы.

Основываясь на том, что игра является ведущим видом деятельности младших школьников, решаю задачи: развитие толерантности, коммуникативного общения, умения самостоятельно решать личные проблемы, принимать социальный опыт через организацию и проведение игр (ролевых, сюжетно – ролевых, деловых, дидактических). Особое внимание уделяю сюжетно – ролевой игре, как важному звену познания мира, взаимоотношений между людьми.

В 2009  году в мою группу прибыли дети из разных учреждений области. Изучая и наблюдая за ними, сделала вывод – у многих ребят бедны, а порой неверны знания об окружающем мире. Особую трудность вызывало неумение взаимодействовать друг с другом – общаться без конфликтов, уступать и помогать друг другу. Нередки были случаи словесных перепалок, оскорблений, драк. Игры детей были бедны по содержанию, непродолжительны.

Поставила перед собой задачи:

- ознакомление детей с миром профессии;

- развитие навыков общения и взаимодействия.  

Начала работу, используя экскурсии, наблюдения, чтения художественной литературы, широко использовала обучающие и познавательные программы и фильмы. Наши первые экскурсии начались с ближайшего окружения – наблюдения за трудом людей, работающих в школе (прачкой, мед. сестрой, поваром, кладовщиком, кочегаром). Вскоре появились первые успехи – дети в играх стали воспроизводить действия взрослых. Экскурсии на почту, магазин, сапожную мастерскую, аптеку, поликлинику, расширили знания о людях этих профессий и о работе, ими выполняемой. Изготовление различных атрибутов, создание альбомов, фотоальбомов, подготовка и участие в праздниках («Люди в белых халатах», «Магазин моей мечты») внесло дополнительный эмоциональный аспект. Всё это положительно сказалось на проведении игр.

Особую трудность представляет собой общение детей, как в игре, так и в других видах деятельности. Нежелание и неумение подчинять себя интересам других, нервозность, отсутствие сдерживающих механизмов, нарушение эмоционально – волевой сферы является факторами, мешающими нашим детям продуктивно общаться. Используя в работе специально организованные занятия, задания, упражнения, игры, тренинги, могу сказать об улучшении коммуникативной культуры в группе, но полностью результатом работы недовольна. Положительным моментом проводимой работы стало желание детей играть самостоятельно, использование предметов – заменителей, изготовление различных атрибутов, они могут вести ролевой диалог, в игре использовать знания, полученные из реальных наблюдений, художественной литературы. Возникающие конфликты ребята пытаются решать общими усилиями, есть попытки договориться, пойти на компромисс.

Важной задачей считаю развитие творческой личности, для этого особое внимание уделяю развитию творческих способностей у детей. В моей группе отлажена работа «Творческой Мастерской». Регулярно посещая занятия, дети развивают мелкую мускулатуру рук, фантазию, творчество, вкус; жизнь детей наполняется особым смыслом, у них появляются собственные идеи и замыслы, а их осуществление вызывает радость и гордость за результат своей деятельности. Вся деятельность направлена на практическое назначение изделий, выполненных руками детей. Ребята изготавливаю атрибуты к сюжетно-ролевым играм, театрализованным представлениям, праздникам. Дети владеют приемами лепки из соленого теста, глины, опилок, выполняют аппликации, конструируют из бумаги, вяжут спицами и крючком, выполняют изделия из папье-маше.

На базе «Творческой Мастерской» проходит заседания клуба «Пчелка» (вязание спицами и крючком). Занятия проходит один раз в неделю на усвоение нового приема, а в свободное время, часы досуга отрабатывается на различных изделиях. Занятия в кружке творчески развивают детей, учат делиться своими знаниями с другими детьми, что позволяет сплачивать ребят.

Набрав в 200 9 году группу ребят, старалась увлечь их занятием рукоделием. С этой целью вносила красивые вязаные изделия для кукол и игрушек, вязаные атрибуты для сюжетных игр (например, фрукты, овощи). Приносила книги, журналы по вязанию, показывала самые первые основные приемы вязания спицами и крючком. Задачам сближения ребят, формированию навыков совместной деятельности служат изготовление коллективных работ (подставки под горячее, салфетки из отдельных мотивов). На выставках творческих работ ребята моей группы всегда представляют много интересных поделок – кукольную одежду, игрушки, украшения, заколки, брошки, пояса – всё это выполняют малыши. Выпускники радуют вещами для себя: свитера, шали, шапки; для дома: обвязывают полотенца, вяжут скатерти, салфетки, покрывала, вяжут вещи для малышей (рукавицы,  шапки, носки).  Ребята, выпустившиеся в 2009  году, умеют вязать все – и девочки и мальчики, как спицами, так и крючком, ребята удачно подбирают сочетание цветов пряжи, что свидетельствует о вкусе воспитанников, используют в работе схемы, описания, выкройки, модели. Все полученные навыки успешно реализуются в их самостоятельной жизни. И меня, как педагога, такой результат радует и вдохновляет.

Воспитывая творческую личность, широко использую театрализованную деятельность в своей группе. Работу в кружке «Сказка», считаю очень важной, так как она дает положительные результаты. Подготовка и участие в показе пьес, сказок, представлений кукольного, пальчикового театров позволяют развивать навыки коммуникативного общения, учат сотрудничеству, работе в коллективе, дети развивают интонационную выразительность речи, память, учатся действовать куклой, двигаться на сцене, бороться с робостью и застенчивостью. Использование в работе различных видов театров (пальчиковый, кукольный, теневой, настольный, фланелеграф) вносит элемент неожиданности и новизны, радует и волнует детей, обогащает их различными эмоциями: радости, сопереживания, участия. Воспитанники с большим интересом разучивают роли, участвуют в показах, предлагают свои идеи по проведению представлений, оформлению костюмов, сцены, выступают не только в роли артистов, но к выпускному классу ещё и в роли сценаристов, режиссеров. Дети моей группы всегда принимают активное участие в общешкольных и городских мероприятиях. Их отмечают призами и благодарностями. А сами они очень гордятся своими успехами, у них повышается самооценка, желание творчески работать, приносить радость другим людям.

Для создания общего положительного фона атмосферы доброты, радости, взаимного доверия, для сплочения коллектива в группе имеется традиция проведения праздников (дни рождения, «сезонные» праздники, тематические, народные, общероссийские, праздники, посвященные окончанию четверти, года). Включение каждого в процесс подготовки и проведения праздника позволяет осознавать себя нужным и значимым, учит выступать перед зрителями, выходить из сложных ситуаций, проявляя находчивость, преодолевать комплексы, учит умению презентовать себя, развивает детскую память, эмоционально-выразительную сферу, создает бодрое, веселое настроение. Для воспитания коллектива, осознания личной значимости, причастности каждого к общему делу, повышение интереса к занятиям творческой деятельностью использую киносъемку, фотографию. Часто рассматривая альбомы с фотографиями, видеоматериалы,  дети вспоминают разные моменты в своей жизни, сравнивают, анализируют, радуются и огорчаются, осознают себя частью коллектива, свою значимость и неповторимость.

Задачам развития творческой личности, становления коллектива служит создание газеты. Являясь редактором школьной газеты «Аистенок», поощряю желание детей участвовать в ее создании. Дети с удовольствием пишут статьи, заметки, рассуждения о школьной жизни, делятся своими радостями и проблемами. Сама владея стихосложением, приобщаю детей к этому увлекательному, развивающему занятию. Мои выпускники могут сложить небольшое четверостишье, поздравление на день рождения, праздник, а на концертах – молниях исполнить частушки собственного сочинения. В рамках класса выпускается газета «А что у нас», в которой сообщаются события из жизни класса – достижения и неудачи, проблемы и радостные моменты в шуточной стихотворной форме.

Работая в творческой группе по здоровьесберегающей технологии, сконцентрировала весь материал и представила в методический кабинет для использования в работе. Своим опытом охотно делюсь с коллегами, открытые мероприятия, проводимые мной, получают высокую оценку. На методическом объединении воспитателей выступала с докладами: «Организация работы по развитию социальной компетентности личности в условиях специального (коррекционного учреждения)», «Воспитание толерантности», «Особенности работы с детьми с девиантным поведением».

Считаю важным условием успешной работы – создание здорового морально – психологического климата, атмосферы уважения и доверия. Строю отношения с детьми с позиции «вместе с ребенком», стараюсь, чтобы во мне видели человека, способного понять все их трудности, способного оказать помощь, поддержку. Особо труден для меня, как воспитателя, подростковый возраст. Ребята в этом возрасте легко ранимы, вспыльчивы и агрессивны, и мне, как педагогу, приходится прилагать немало усилий для сглаживания «острых углов».

  • Я считаю, чтобы помочь ребенку, наполнить его жизнь смыслом, надо создать интересную, познавательную деятельность в группе, занять его время интересными полезными делами. Это  занятие спортом, работа в кружках (например работающих в моей группе «Сказка», «Пчелка»).
  • Помочь ребенку  задушевной беседой, советом (для этого существует «Часы откровений», «Секреты», «Секретные записки», когда ребенок доверяет мне свою тайну или проблему, ищет сочувствия).
  • Помочь подростку выработать привычку, потребность в самоанализе, самооценке. Для этой цели детьми ведутся «Личные дневники», где ребенок учится познавать себя через анкеты, тесты, размышлять (сочинения, рассуждения), анализировать (почему я так поступил?). Ежевечерняя рефлексия деятельности учит умению адекватно оценивать себя, искать пути решения проблем.
  • Выработка норм поведения,  воспитания волевых качеств, коммуникативной культуры как важных условий, для выстраивания положительной жизненной перспективы.

Я считаю, что в целом задачу социализации и адаптации детей в обществе решаю успешно. 80 % выпускников моего класса закончили профессиональные училища, смогли адаптироваться в социуме, найти свое место в жизни.

Планируя дальнейшую работу, поставила перед собой ряд задач:

 - приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с традициями, обрядами, обычаями народа;

 - работать над воспитанием навыков коммуникативного общения;

 - развивать творческие способности через занятия в кружке вязания и театрализованной деятельности;

- использование современных технологий на занятиях, повседневной жизни (создание презентаций, активное использование Интернета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия,обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи....

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по здоровьесбережению

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по ...

Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"

Проект "Модель работывоспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"...

Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"

Модель работы воспитателя коррекционной школы   по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности....