конспект НОД " Колючая сказка"
план-конспект занятия на тему

Чичиланова Рита Ильинична

В материале представлено содержание совместной деятельности учителя - логопеда и воспитателя в рамках лексической темы " Дикие животные наших лесов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyuchaya_skazka.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр  развития ребенка - детский сад № 463  г. Челябинска

Конспект совместной НОД в образовательных областях

« Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Художественно- эстетическое развитие » в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

учителя – логопеда Чичилановой Р.И., воспитателя Кухта И.В.

Тема НОД: « Колючая сказка»

Цель: коррекционно – образовательная:

-  закрепить знания детей о внешнем виде, повадках ежей;

-  уточнять  и активизировать словарь по теме «Царство лешего»

- учить изображать качественные признаки рисуемых предметов

« колючесть».

коррекционно – развивающая:

- закрепить умения детей  согласовывать имена существительные с числительными в роде, числе;

-  упражнять детей в образовании существительных с помощью  уменьшительно – ласкательных суффиксов;

-  развивать умения наносить короткие и длинные штрихи  в одном и разных  направлениях

-  развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.

коррекционно – воспитательная:

-  воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Оборудование: 

Индивидуальные зеркала, картинки с изображением артикуляционных упражнений, символы «слов- названий» и « слов действий», корзиночка, схемы по количеству ежей ( 1,2,5), картинки – ежи, ежонок, резиновая игрушка ёжик, песок в индивидуальных  тарелочках, бумага, восковые мелки, мнемотаблицы: « Ёж», «Физкультминутка», маска ежа.

Предварительная работа:

Чтение художественных текстов: М.Пришвина « Ёж», Е.Чарушина « Ёж»,

И.Соколова –Микитова « Ёж»;

Рассматривание картины « Ежи» из серии « Дикие животные»

Дидактические игры: « Узнай по описанию», «Назови детенышей».

Слушание песни Никитиных « Ёжик резиновый»

Ход деятельности:

Организационный момент:

Приветствие ( развитие общей моторики)

- Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок!

Встанем с тобою мы вместе в кружок.

Дружно с тобою по кругу пойдем.

Здороваться вместе начнем:

- Здравствуйте, здравствуйте, ручки,- хлоп- хлоп!

- Здравствуйте, здравствуйте, ножки,- топ – топ!

- Здравствуйте, наши коленки, - тук-тук!

- Здравствуйте, ноготочки, - стук- стук!

- Здравствуй, весёлый наш носик, - шмыг-шмыг!

  Ножки – пружинки , - прыг-прыг!

Мы улыбнемся друг другу  с тобой:

- Здравствуйте, гости, смейтесь со мной!

Логопед: Ребята, хотите послушать историю про одного жителя царства Лешего.  Послушайте загадку о ком пойдет речь:

Ночью   ходит, днем он спит,

Если сердится – ворчит!

Он живет в лесу дремучем.

Сам он круглый и колючий.

Угадайте это кто … (Ёжик )

Артикуляционная гимнастика:

  • Жил- был ёжик. Отправился он за грибами в соседний лес. Только вышел из своего  лесочка, видит – заборчик стоит. Вот такой… ( « Заборчик»)
  • Заглянул он в щелочку и видит там зайчик выкапывает овощи  на своем огороде. А лопата у него вот такая … ( упражнение « Лопатка»)
  •  Стал помогать ёжик зайчику. И столько овощей выкопали, что получилась  целая овощная горка. Вот такая … ( упражнение « Горка»)
  • Долго работали друзья и не заметили, что часы показывают вечер. А часы были вот такие … ( упражнение « Часики»)
  • Перенести такой большой урожай в дом зайца помог сосед медведь. В конце работы он угостил друзей вкусным вареньем … Вот таким

( упражнение « Вкусное варенье»)

Подбор признаков и действий « Играем в слово»

Мы найдем его везде- и на небе, на земле,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Логопед: Давайте соберем в корзинку словечки- « Какой ёж?»

( круглый, колючий, весёлый, запасливый, трудолюбивый )

А теперь « слова – действия» что делает ёж? ( ест, бегает, фыркает, сворачивается в клубок, собирает грибы, засыпает на зиму).

Физкультминутка:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо-тихо-тихо!                                     дети идут по кругу на носочках

Жили-  были серый ёж                             хлопают в ладоши

И его ежиха                                            

Серый ёж был очень тих.                      поднимают руки вверх

И ежиха тоже.                                        опускаю в стороны

И ребёнок был у них

Очень тихий ёжик.                                приседают, руки вниз

Вот семьёй идут гулять                        ходьба на месте, размахивая руками

Ночью вдоль дорожек.

Ёж – отец, ежиха мать

И ребёнок – ёжик.                                приседают

Вдоль глухих осенних троп               идут по  кругу на носочках

Ходят тихо: топ-топ-топ!

Игра « Большой ёж и маленький ежонок»

Давайте вспомним, как зовут каждого из семейства ежей. ( Папа – ёж, мама- ежиха, их детеныш – ежонок )

У большого ежа глаза, а у ежонка – глазки;

У ежа нос, а у ежонка – носик;

У ежа – ноги, а у ежонка – ножки;

У ежа уши, у ежонка – ушки;

У ежа колючая спина, а у ежонка – спинка.

Игра « Посчитаем семейку» ( согласование числительного с именем существительным).

Посчитаем взрослых ежей ( один ёж, два – ежа, пять – ежей)

Посчитаем ежат ( один – ежонок, два – ежонка, пять  ежат).

Воспитатель: Ребята, кто из вас видел ежа? Как он выглядит? ( ответы детей). Что вы еще знаете про ежей? ( показывает мнемотаблицу « Ёж» )

  • это зверь;
  • это млекопитающее;
  • живет в лесу;
  • впадает в спячку.

Пальчиковая игра « Ёж»

Вот свернулся ёж в клубок     ладони соединить, округлить пальцы 

Показал  колючий бок              поставить ладони под углом друг к другу

                                                    переплетенные пальцы распрямить.

Песочная терапия ( рисование пальцами на песке)

Ребята, подойдите к столу. Сейчас вы будете рисовать пальчиком иголки. Эти линии называются – штрихи.

Рисование восковыми мелками.

Сегодня мы будем рисовать колючую сказку, в которой ежи гуляют по «колючему лесу». Что бы ежи могли защищать себя от врагов, что им надо?

У них должно быть достаточно иголок. Мы  поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много штрихов. Штрих – это линия, она может быть длинной и короткой, прямой и наклонной. ( дети переходят к столу с заготовками к рисованию).

- Внизу можно штрихами нарисовать траву, а в  углу – ветку ели.

Итог НОД:

Ребята, у вас получилась настоящая «колючая сказка», главные герои которой колючие и трудолюбивые ежи. Им не страшны ни враги, ни голод, т.к. многочисленные острые иголки, которые  вы нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Подвижная игра « Сонный ёжик».

Ёжик, ёжик чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встать в кружок  и ну считать-

Нам водилку выбирать.

Ёжику завязывают глаза. У игроков игрушка – пищалка, которую они передают друг другу, а ёжик идет на звук, стараясь « запятнать» того, кто подает сигнал. Тот, кого ёжик « запятнает» становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

Конспект урока "Зимняя сказка - чудо вокруг нас"

Авторская разработка урока музыки для учащихся 3-4 классов. Цель урока - познакомить учащихся с образами зимы в музыке, живописи, литературе....

Конспект урока по сказке "Дикий помещик"

Конспект урока литературы по сказке М.Е. Салтыкова -Щедрина "Дикий помещик"...

Конспект урока по сказке К.Паустовского "Растрёпанный воробей"

Данный урок является уроком внеклассного чтения. В основе урока не только работа с текстом, но и   с иллюстрациями к сказке, которые создали сами учащиеся. Важным аспектом является  нра...

Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"

Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"...

Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...

Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"

В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...