Конспект урока по сказке К.Паустовского "Растрёпанный воробей"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Данный урок является уроком внеклассного чтения. В основе урока не только работа с текстом, но и с иллюстрациями к сказке, которые создали сами учащиеся. Важным аспектом является нравственная сторона поступков героев сказки. Содержание урока предваряет изучение сказки "Тёплый хлеб".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
по сказке К.Паустовского "Растрёпанный воробей" | 62 КБ |
konspekt_uroka.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы
по теме «Как много вокруг красоты и добра»
Сулейманова Л. И.
учитель русского языка и
литературы,
МБОУ «Лицей имени В.В.Карпова»
РТ Зеленодольский район с. Осиново
Пояснительная записка
Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе и предваряет изучение программного произведения К.Паустовского «Тёплый хлеб». Для проведения урока необходимо провести предварительную работу: чтение учащимися сказки К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обучение учащихся созданию иллюстрации к тексту (уроки изобразительного искусства), оформление в форме книги подготовленные иллюстрации.
Данная работа представляет собой проект с соблюдением всех обязательных этапов: работа с информацией, консультация специалиста, представление продукта. Продуктом будет известный авторский текст, оформленный иллюстрациями учащихся.
Новизна работы в том, что каждый эпизод сказки будет сопровождаться иллюстрациями, которые создаются детьми обдуманно. Необходимо учитывать творческие способности обучающихся.
Тема урока: «Как много вокруг красоты и добра»
Цель урока:
обучающая - формирование у учащихся основ создания сравнительной характеристики героев художественного произведения;
развивающая - формирование умения соотносить текст произведения и иллюстрацию к нему; развитие внимания учащихся к каждому слову текста, умения сравнивать героев, обобщать, делать вывод; развитие речи учащихся;
воспитательная – воспитание у учащихся правильного восприятия поступков героев с точки зрения их нравственности, соотнесение понятий «добро и зло», «эгоизм и бескорыстие»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: презентация книги с иллюстрациями обучающихся.
Оборудование:
- Портрет К.Г.Паустовского
- Высказывание Г.Горышкина (см. конспект урока)
- Тексты сказки «Растрёпанный воробей»
- Схема характеристики героя (портрет героя в тексте, черты характера, образ на рисунке)
- Доска (написаны слова: счастье, благородство, корысть, бескорыстие). Фраза: благородство – это внутреннее состояние души (последние два слова закрыты)
- В течение урока идут слайды с рисунками детей к сказке
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
организационный | Добрый день друзья! Сегодня мы поговорим о сказке К.Паустовского «Растрёпанный воробей». Вы провели большую подготовительную работу, проиллюстрирован её. Ваши рисунки помогут нам окунуться в добрый и поэтический мир прозы К.Г.Паустовского. Когда-то писатель Глеб Горышкин сказал: «Без книг Паустовского я бы не увидел, как много вокруг красоты и добра». Эти слова будут эпиграфом нашего урока. | Дети сидят группами в зависимости от иллюстрированного эпизода |
Всесторонняя проверка знаний | (приглушённый свет, тихая музыка) «Тихо было в мире, и крупный снег падал и падал с неба...Маша стояла у окна и не оглядывалась…» Вот сказка и началась (большой свет). Это сказка. Найдите по тексту её черты |
|
Сказка не бывает без чудес. Что же чудесного в тексте? |
| |
Вы правы, эта сказка полна чудес. Поэтому как во многих сказках герои здесь не только люди, но и птицы. Именно они правят сюжетом. Напомните его. | Коротко рассказывают сюжет, используя рисунки | |
Подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний | Главные герои сказки – Ворона и Воробей Пашка. Вам, художникам, известно, чем лучше понят образ героя, тем точнее его характер будет передан на рисунке. Какая у Паустовского Ворона? Что пишет о ней автор? | Непонятная седая ворона-разбойница, как называет её Петровна; она была скупая и сварливая; старая, злая , вороватая |
Подберите глаголы, характеризующие Ворону | Протискивалась в комнату, хватала что-то, удирала, влезла, взъерошилась, воровато схватила | |
Работа с иллюстрациями | Давайте посмотрим, удалось ли нашим художникам передать сущность Вороны на рисунках. | Характеристика Вороны по рисункам |
Сделайте вывод об отношении Вороны к окружающим | Злая, эгоистка | |
Посмотрите, большая Ворона и Воробей Пашка. Какой он у Паустовского? | Маленький,растрёпанный, «беспризорник»( называет его милиционер), маленький пушистый снаряд | |
Подберите глаголы, характеризующие Воробья | Плакал от обиды и голода, задумался, смахнул лапой слезинку, посмотрел с благодарностью | |
Работа с иллюстрациями | Проанализируйте образ Воробья на рисунках | Характеристика Воробья по рисункам |
Сделайте вывод об отношении Воробья к окружающим | Добрый, хороший, смелый | |
Усвоение новых знаний | Сравните черты характера Вороны и Воробья | Ворона – эгоистка, она делает всё только для себя, берёт чужое, злая, но одинокая. Воробей Пашка – смелый, добрый, отзывчивый, не боится рисковать, умеет быть благодарным. |
У маленького воробьишки такое большое сердце. Невзрачность воробья не мешает нам увидеть его внутреннюю красоту и благородство. | ||
За что Пашка благодарен Маше? Как он ей помогает? | За своё спасение (она его накормила). Он помогает ей вернуть хрустальный букетик, рискуя жизнью (рассказ о бое в ларьке) | |
Как можно назвать отношения девочки Маши и воробья Пашки? | Дружбой, потому что они помогают друг другу, ничего не требуя взамен. Пашка готов даже пожертвовать собой. | |
Воробей помогает девочке без выгоды для себя. Как называется такое отношение? (воспользуйтесь словами на доске) | Благородство, бескорыстие | |
Как вы понимаете выражение «благородство»? Закончите фразу, представленную на доске |
…состояние души | |
Закрепление знаний | Можно сказать, что Пашка не только благороден, он герой. Он принёс хрустальную веточку и вернул счастье Маше и её маме. | |
А теперь давайте вернёмся в чудесный мир, о котором говорили в начале урока. Вы обратили внимание, что произведение Паустовского перекликается со сказкой «Золушка». Найдите общее | Ворона крадёт веточку – Золушка теряет туфельку; воробей стремится вернуть пропажу – принц ищет обладательницу туфельки; Пашка возвращает букетик – принц находит Золушку | |
Сказки обычно имеют счастливый конец. И в нашей сказке мама танцует в Большом театре, она Счастлива. Мир сказки – мир чуда | просмотр фрагмента из балета «Золушка» на музыку С.Прокофьева | |
Вы обратили внимание, что Золушка счастлива. Можно ли сказку Паустовского назвать счастливой? | Можно. Мама Маши: удачен её дебют в роли Золушки, дорогая её сердцу вещь - хрустальный букет - вернулась к ней. - Девочка Маша: мама была чудесна в «Золушке», пропажа нашлась. - Воробей Пашка: он сейчас сыт, его ждут в доме Маши, его любят; Он отблагодарил Машу за её заботу - принёс хрустальный букетик. -По-своему счастлива даже Ворона: она ворует, и у неё есть запасы. | |
Обратите внимание, что истинное счастье, когда хорошо другим. | ||
Итак, сказка закончилась. Закончились так, как и полагается - счастливым концом. - Зачитайте строку из текста, подтверждающую эту мысль. | « И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки» | |
Мне бы хотелось закончить урок словами самого К. Паустовского: «Наше творчество предназначено для того, чтобы сделать мир добрее и чище, чтобы красота и благородство души имели в нём место» | ||
Домашнее задание | прочитать сказку К. Паустовского « Теплый хлеб». Подумать над вопросом: о чём заставляет задуматься сказка? |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы
по теме «Как много вокруг красоты и добра»
Сулейманова Л. И.
учитель русского языка и
литературы,
МБОУ «Лицей имени В.В.Карпова»
РТ Зеленодольский район с. Осиново
Пояснительная записка
Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе и предваряет изучение программного произведения К.Паустовского «Тёплый хлеб». Для проведения урока необходимо провести предварительную работу: чтение учащимися сказки К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обучение учащихся созданию иллюстрации к тексту (уроки изобразительного искусства), оформление в форме книги подготовленные иллюстрации.
Данная работа представляет собой проект с соблюдением всех обязательных этапов: работа с информацией, консультация специалиста, представление продукта. Продуктом будет известный авторский текст, оформленный иллюстрациями учащихся.
Новизна работы в том, что каждый эпизод сказки будет сопровождаться иллюстрациями, которые создаются детьми обдуманно. Необходимо учитывать творческие способности обучающихся.
Тема урока: «Как много вокруг красоты и добра»
Цель урока:
обучающая - формирование у учащихся основ создания сравнительной характеристики героев художественного произведения;
развивающая - формирование умения соотносить текст произведения и иллюстрацию к нему; развитие внимания учащихся к каждому слову текста, умения сравнивать героев, обобщать, делать вывод; развитие речи учащихся;
воспитательная – воспитание у учащихся правильного восприятия поступков героев с точки зрения их нравственности, соотнесение понятий «добро и зло», «эгоизм и бескорыстие»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: презентация книги с иллюстрациями обучающихся.
Оборудование:
- Портрет К.Г.Паустовского
- Высказывание Г.Горышкина (см. конспект урока)
- Тексты сказки «Растрёпанный воробей»
- Схема характеристики героя (портрет героя в тексте, черты характера, образ на рисунке)
- Доска (написаны слова: счастье, благородство, корысть, бескорыстие). Фраза: благородство – это внутреннее состояние души (последние два слова закрыты)
- В течение урока идут слайды с рисунками детей к сказке
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
организационный | Добрый день друзья! Сегодня мы поговорим о сказке К.Паустовского «Растрёпанный воробей». Вы провели большую подготовительную работу, проиллюстрирован её. Ваши рисунки помогут нам окунуться в добрый и поэтический мир прозы К.Г.Паустовского. Когда-то писатель Глеб Горышкин сказал: «Без книг Паустовского я бы не увидел, как много вокруг красоты и добра». Эти слова будут эпиграфом нашего урока. | Дети сидят группами в зависимости от иллюстрированного эпизода |
Всесторонняя проверка знаний | (приглушённый свет, тихая музыка) «Тихо было в мире, и крупный снег падал и падал с неба...Маша стояла у окна и не оглядывалась…» Вот сказка и началась (большой свет). Это сказка. Найдите по тексту её черты |
|
Сказка не бывает без чудес. Что же чудесного в тексте? |
| |
Вы правы, эта сказка полна чудес. Поэтому как во многих сказках герои здесь не только люди, но и птицы. Именно они правят сюжетом. Напомните его. | Коротко рассказывают сюжет, используя рисунки | |
Подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний | Главные герои сказки – Ворона и Воробей Пашка. Вам, художникам, известно, чем лучше понят образ героя, тем точнее его характер будет передан на рисунке. Какая у Паустовского Ворона? Что пишет о ней автор? | Непонятная седая ворона-разбойница, как называет её Петровна; она была скупая и сварливая; старая, злая , вороватая |
Подберите глаголы, характеризующие Ворону | Протискивалась в комнату, хватала что-то, удирала, влезла, взъерошилась, воровато схватила | |
Работа с иллюстрациями | Давайте посмотрим, удалось ли нашим художникам передать сущность Вороны на рисунках. | Характеристика Вороны по рисункам |
Сделайте вывод об отношении Вороны к окружающим | Злая, эгоистка | |
Посмотрите, большая Ворона и Воробей Пашка. Какой он у Паустовского? | Маленький,растрёпанный, «беспризорник»( называет его милиционер), маленький пушистый снаряд | |
Подберите глаголы, характеризующие Воробья | Плакал от обиды и голода, задумался, смахнул лапой слезинку, посмотрел с благодарностью | |
Работа с иллюстрациями | Проанализируйте образ Воробья на рисунках | Характеристика Воробья по рисункам |
Сделайте вывод об отношении Воробья к окружающим | Добрый, хороший, смелый | |
Усвоение новых знаний | Сравните черты характера Вороны и Воробья | Ворона – эгоистка, она делает всё только для себя, берёт чужое, злая, но одинокая. Воробей Пашка – смелый, добрый, отзывчивый, не боится рисковать, умеет быть благодарным. |
У маленького воробьишки такое большое сердце. Невзрачность воробья не мешает нам увидеть его внутреннюю красоту и благородство. | ||
За что Пашка благодарен Маше? Как он ей помогает? | За своё спасение (она его накормила). Он помогает ей вернуть хрустальный букетик, рискуя жизнью (рассказ о бое в ларьке) | |
Как можно назвать отношения девочки Маши и воробья Пашки? | Дружбой, потому что они помогают друг другу, ничего не требуя взамен. Пашка готов даже пожертвовать собой. | |
Воробей помогает девочке без выгоды для себя. Как называется такое отношение? (воспользуйтесь словами на доске) | Благородство, бескорыстие | |
Как вы понимаете выражение «благородство»? Закончите фразу, представленную на доске |
…состояние души | |
Закрепление знаний | Можно сказать, что Пашка не только благороден, он герой. Он принёс хрустальную веточку и вернул счастье Маше и её маме. | |
А теперь давайте вернёмся в чудесный мир, о котором говорили в начале урока. Вы обратили внимание, что произведение Паустовского перекликается со сказкой «Золушка». Найдите общее | Ворона крадёт веточку – Золушка теряет туфельку; воробей стремится вернуть пропажу – принц ищет обладательницу туфельки; Пашка возвращает букетик – принц находит Золушку | |
Сказки обычно имеют счастливый конец. И в нашей сказке мама танцует в Большом театре, она Счастлива. Мир сказки – мир чуда | просмотр фрагмента из балета «Золушка» на музыку С.Прокофьева | |
Вы обратили внимание, что Золушка счастлива. Можно ли сказку Паустовского назвать счастливой? | Можно. Мама Маши: удачен её дебют в роли Золушки, дорогая её сердцу вещь - хрустальный букет - вернулась к ней. - Девочка Маша: мама была чудесна в «Золушке», пропажа нашлась. - Воробей Пашка: он сейчас сыт, его ждут в доме Маши, его любят; Он отблагодарил Машу за её заботу - принёс хрустальный букетик. -По-своему счастлива даже Ворона: она ворует, и у неё есть запасы. | |
Обратите внимание, что истинное счастье, когда хорошо другим. | ||
Итак, сказка закончилась. Закончились так, как и полагается - счастливым концом. - Зачитайте строку из текста, подтверждающую эту мысль. | « И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки» | |
Мне бы хотелось закончить урок словами самого К. Паустовского: «Наше творчество предназначено для того, чтобы сделать мир добрее и чище, чтобы красота и благородство души имели в нём место» | ||
Домашнее задание | прочитать сказку К. Паустовского « Теплый хлеб». Подумать над вопросом: о чём заставляет задуматься сказка? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....
Конспект урока "Зимняя сказка - чудо вокруг нас"
Авторская разработка урока музыки для учащихся 3-4 классов. Цель урока - познакомить учащихся с образами зимы в музыке, живописи, литературе....
Конспект урока по сказке "Дикий помещик"
Конспект урока литературы по сказке М.Е. Салтыкова -Щедрина "Дикий помещик"...
Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"
Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"...
Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...
Конспект урока по сказке В.А.Жуковского "Спящая царевна"
Полный конспект урока литературы в 5 классе по теме: В.А.Жуковский.олшебная сказка "Спящая царевна"...
Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"
В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...