формирование словарного запаса у детей с ОНР через ознакомление с именами признаками
презентация к уроку на тему
Взаимодействие специалистов группы по проблеме.
Совместная работа по ознакомлению с признаками объектов окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdou-detskiysadkompensiruyushaegovida-383.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Условия возникновения противоречия «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В.Тумановой обращает наше внимание на необходимость формирования словарного запаса. Отмечается низкий уровень словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Коррекционная и традиционная педагогика предлагает интересные подходы к организации работы по формированию словаря. Практика работы детских садов доказывает эффективность использования инновационной модели «Объект – Признак – Значение признака» для формирования лексического строя речи.
2. Обоснование противоречия по проблеме Мы должны использовать в работе с детьми модель ОПЗ в целях обогащения словаря детей с ОНР, потому что она помогает в более короткие сроки быстро накопить словарный запас детей. Но мы не можем использовать только данную модель в работе по формированию словарного запаса, потому что она не учитывает рекомендуемые коррекционной практикой значимые подходы и методы в работе над словарём.
3. Идея В результате разрешения противоречия возникла идея: применить данную модель в работе над формированием словарного запаса детей с ОНР через ознакомление с именами признаками объектов, учитывая методы и подходы авторов коррекционной педагогики.
Цель и задачи: Цель: Апробация модели ОПЗ в целях формирования словаря детей с ОНР с учётом коррекционных методов работы и доказательство эффективности и целесообразности их совместного использования в данном направлении. Задачи: 1.Обследование словаря у детей 6-7 лет с ОНР на начало года. 2.Определение направлений и задач работы по формированию словарного запаса детей с ОНР через ознакомление с именами признаками. 3.Реализация направлений работы по формированию словарного запаса детей с ОНР. 4.Обследование словаря у детей 6-7 лет с ОНР на конец года. 5.Взаимодействие специалистов группы по проблеме. 6.Организация предметно-развивающей среды по знакомству с признаками объектов и формированию словаря.
4.Технология опыта 4.1. Подготовительный этап работы Выявление уровня словаря детей 6-7 лет на начало учебного года.
4.2. Основной этап работы 4.2.1. Определение направлений и задач работы по формированию словарного запаса детей с ОНР через ознакомление с именами признаками. 1. Познакомить детей с именами признаками и их значениями через модель ОПЗ «Объект–признак–значения признака» 2. Подобрать из коррекционной практики упражнения и игры, направленные на увеличение объема и качества словаря. 3. Организовать самостоятельное выполнение детьми заданий на закрепление признаков и активизацию словаря.
4.2.2.Реализация направлений работы по формированию словарного запаса детей с ОНР. Первое направление
Второе направление Отбор из коррекционной практики игр и упражнений, направленных на формирование умений образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным и уничижительным значением. существительные со значением единичности. существительные с увеличительным значением. приставочные глаголы. относительные прилагательные . притяжательные прилагательные. сложные слова.
Третье направление Выполнение детьми заданий на закрепление признаков и активизацию словаря детей на листке. Определи, чья игрушка и расскажи как с ней играют ? Проведи линии к тому месту, где движется транспорт.
Подбор тренингов и игр «Хорошо-плохо», «Мои друзья», «Четвёртый лишний», «Что в круге», «Отвечай быстро», «Что было, что стало», «Теремок», «Я отправляюсь в путешествие и беру с собой…» и др.
4.2.3. Взаимодействие специалистов группы по проблеме Совместная работа по ознакомлению с признаками объектов окружающей действительности. Схемы изученного на логопедическом занятии того или иного признака вносятся в речевой центр группы для его закрепления. Воспитателям даются рекомендации по проведению игр и тренингов с изученным признаком. Кроме того, учитель-логопед предлагает перечь речевых игр на неделю, направленных на развитие навыков словообразования. В вечернее время воспитателям рекомендуется организовать индивидуальную или подгрупповую работу с детьми по листкам с заданиями на закрепление признаков и их значений. Совместно с воспитателями мы изготовили пособия, необходимые для закрепления изучаемых признаков: демонстрационное пособие «Дерево признаков», круги Луллия, «Весёлые круги», кубик признаков, подобрали картинки объектов окружающего мира и др.
4.2.4. Организация предметно развивающей среды по знакомству детей с именами признаками и формированию словаря. Изготовление пособий. «Дерево признаков» «Веселые круги» «Панно признаков» «Веселая гусеница» «Круги Луллия»
3. Заключительный этап работы Сравнительные данные уровня словаря детей 6-7 лет на начало и конец года . Результаты обследования по разделу «Понимание лексического значения слов» на начало и конец года. Результаты обследования по разделу «Лексико-грамматический строй экспрессивной речи» на начало и конец года. Результаты обследования по разделу «Сформированность навыков словообразования» на начало и конец года.
5. Вывод Апробирование таким образом модели ОПЗ в целях формирования лексического строя речи с учётом коррекционных методов работы, позволило достичь хороших результатов в направлении расширения объема и качества словаря, что доказывает целесообразность их совместного использования в работе с детьми с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как пополнять словарный запас у детей"
В данной консультации для родителей даны игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов и игр на словообразование и словоизменение....
Как пополнять словарный запас у детей?
Редко кто из родителей задумывается, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с тру...
Консультация для родителей и педагогов "Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» . За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста что отмечаетс...
Расширение и уточнение словарного запаса у детей с нарушением слуха.
Расширение и уточнение словарного запаса у детей с нарушением слуха....
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование словарного запаса у детей с ОНР»
Логокоррекционная работа с детьми с ОНР...
Видео занятие по формированию слухового восприятия и обогащения словарного запаса для детей с ТНР 5-6 лет на тему «Птицы»
Данное материал представлен в виде видеоурока по формированию слухового восприятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Цель занятия - обогатить и активизировать словарь по теме; разви...